Установление определенных правил, которые помогут ребенку справиться с собственным гневом

Коррекция агрессивности в младшем школьном возрасте

 

Цель: снижение уровня личной тревожности.

Задачи:

Коррекционная: обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом, приемлемым для себя и окружающих.

Развивающая: обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом.

Профилактическая: развитие позитивной самооценки, эмпатии.

 

Психокоррекционная программа включает в себя:

Работа с учителями:  В группу входят от четырех учителей, чьи учащиеся занимаются в психокоррекционной группе. Программа включает в себя 3 занятия, которые рекомендуется провести в течение 3 дней.

Работа с родителями: Приглашается около 4 родителей, работа выстраивается по той же схеме, что и с учителями.

Индивидуальные занятия с ребенком: включают в себя 5 занятий продолжительностью 40-60 минут, проводятся раз в неделю, параллельно ребенок должен заниматься в группе.

Групповые занятия: включает 9 занятий. В группе 5-6 человек, отобранных по результатам психологической диагностики.

Характеристика ребенка: Владимир И. является учеником 3-го класса 9-ти лет. У ребенка выявлено агрессивное поведение, которое проявляется как в школьной, так и в повседневной жизнях. В школе и на улице он дерется с мальчиками и девочками, пытается стать лидером в своем окружении, иногда может себе позволить дать грубый ответ взрослому, склонен не брать ответственность за свои поступки (перекладывает ответственность на друзей и т.д.), но вместе с тем он очень раним, общителен.

Владимир единственный ребенок в семье. Живет с мамой, бабушкой и дедушкой. Материальный доход семь нормальный. Мама в основном находиться с утра до вечера на работе и воспитанием занимается бабушка. Владимир отдает учебе мало времени, в основном он всегда находится на улице.

Коррекция взаимоотношений учителя с агрессивными детьми.

Встреча 1

Обсуждение на тему: «Чем и какими причинами может быть вызвано такое поведение ребенка?

Цель: взглянуть на проблему с разных ракурсов, понять неоднозначность поведения. Здесь педагоги должны будут рассказать о своих учениках.

 

Встреча 2

Обсуждение на тему: общение с агрессивными детьми (способы).

Цель: овладение языком «Я-высказывания», «Я-сообщения», с помощью которого взрослый сообщает ребенку о своих чувствах и отрицательных переживаниях.

 

Я высказывание всегда начинается с личных местоимений: «я», «мне», «меня». В классическом варианте «Я-высказывание» не содержит местоимения «ты».

1.«Ты - высказывание» содержит в себе негативную оценку, часто обвинение. После «Ты –сообщения» взрослый (родитель, учитель) часто использует угрозу, приказ («Прекрати разговаривать», «Делай уроки», «Немедленно уберись в комнате»). Это может вызвать протест и сопротивление со стороны ребенка.

2. «Я-высказывание»- сообщение о наших чувствах, оно редко содержит протест, поскольку не содержит обвинения. После «Я-сообщения»взрослый часто использует просьбу: «Пожалуйста, перестань разговаривать», «Уберись, пожалуйста, в комнате», «Не забудь сделать уроки».

«Я-сообщения» предполагает в общении с ребенком позицию «на равных», вместо позиции «сверху».

Пример:

 

Вариант 1:

Когда ты пропускаешь занятия в школе-----у меня возникает сильная тревога. Я ничего не могу с ней сделать. Я боюсь за твое будущее-----Я хочу, чтобы ты не пропускал занятия в школе. Пожалуйста. Я тебя очень прошу.
Вариант 2:

Когда ты не моешь грязные ботинки после улицы,----- я начинаю раздражаться и, вообще, меня это расстраивает-----Я хочу, чтобы ты вымыл ботинки.


Упражнение для тренировки на «Я-сообщение»

Участникам (родителям, учителям) раздаются карточки с описанием проблемных ситуаций и вариантами высказываний в виде «Ты-сообщений» и «Я-сообщений». Необходимо выбрать те, которые наиболее соответствуют «Я-сообщению».

 

Встреча 3

Обсуждение на тему: «Представьте, что проблема решена, что поведение ребенка изменилось в лучшую сторону».

-опишите, как измениться ситуация (более подробно)

-положительное программирование будущего

 

                                                                                         

 

 

Коррекция взаимоотношений родителей с агрессивными детьми

 

Встреча 1

Обсуждение на тему: «Чем и какими причинами может быть вызвано такое поведение ребенка? Почему меня можно назвать хорошим родителем?

Цель: взглянуть на проблему с разных ракурсов, понять неоднозначность поведения. Снять чувство вины с родителей. Переход в поисковую и конструктивную позицию от защищающейся.

 

Встреча 2

Обсуждение на тему: общение с агрессивными детьми (способы). Переход на проблемы воспитания в семье.

Цель: овладение языком «Я-высказывания», «Я-сообщения», с помощью которого взрослый сообщает ребенку о своих чувствах и отрицательных переживаниях.

 

Встреча 3

Обсуждение на тему: «Представьте, что проблема решена, что поведение ребенка изменилось в лучшую сторону».

 

                                                                     

 

 

Индивидуальная программа работы с агрессивными детьми

 

Занятие 1

Знакомство, установление контакта.

Приветствие, представление. Необходимо подчеркнуть для школьника, что психолог друг, помощник, а не учитель. Далее необходимо спросить ребенка знает ли он причину, почему он здесь находится и как он к этому относиться. Затем необходимо выявить положение ребенка в семье

Занятие 2

Приветствие, установление контакта.

Рисование собственного гнева.

-Попросить ребенка подумать о той ситуации (человеке), которая вызывает максимальное чувство гнева, агрессии с их стороны.

- Попросить ребенка отметить, в каких частях тела он чувствует свой гнев и обсудить это.

- Спросить ребенка, на что похож его гнев? Сможет ли он изобразить его в виде рисунка или слепить гнев из пластилина?

- Обсудить его рисунок и отметить: что изображено на рисунке, что он чувствовал, когда рисовал его, изменилось ли его состояние после этого?

- Спросить ребенка, что ему хочется делать с этим рисунком.

Подведение итогов

 

Занятие 3

Приветствие, установление контакта.

Установление определенных правил, которые помогут ребенку справиться с собственным гневом.

Ввод правил:

а) Прежде чем перейдешь к действию, скажи себе «СТОП!».

Для более эффективного усвоения навыка следует нарисовать с ребенком знак «СТОП» в виде кружка и положить его в кармашек.

Всякий раз, когда захочется ударить или толкнуть кого-либо, нужно дотронуться до кармашка, где лежит знак «СТОП» или просто представить его.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: