Коррекция агрессивности в младшем школьном возрасте
Цель: снижение уровня личной тревожности.
Задачи:
Коррекционная: обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом, приемлемым для себя и окружающих.
Развивающая: обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом.
Профилактическая: развитие позитивной самооценки, эмпатии.
Психокоррекционная программа включает в себя:
Работа с учителями: В группу входят от четырех учителей, чьи учащиеся занимаются в психокоррекционной группе. Программа включает в себя 3 занятия, которые рекомендуется провести в течение 3 дней.
Работа с родителями: Приглашается около 4 родителей, работа выстраивается по той же схеме, что и с учителями.
Индивидуальные занятия с ребенком: включают в себя 5 занятий продолжительностью 40-60 минут, проводятся раз в неделю, параллельно ребенок должен заниматься в группе.
Групповые занятия: включает 9 занятий. В группе 5-6 человек, отобранных по результатам психологической диагностики.
|
|
Характеристика ребенка: Владимир И. является учеником 3-го класса 9-ти лет. У ребенка выявлено агрессивное поведение, которое проявляется как в школьной, так и в повседневной жизнях. В школе и на улице он дерется с мальчиками и девочками, пытается стать лидером в своем окружении, иногда может себе позволить дать грубый ответ взрослому, склонен не брать ответственность за свои поступки (перекладывает ответственность на друзей и т.д.), но вместе с тем он очень раним, общителен.
Владимир единственный ребенок в семье. Живет с мамой, бабушкой и дедушкой. Материальный доход семь нормальный. Мама в основном находиться с утра до вечера на работе и воспитанием занимается бабушка. Владимир отдает учебе мало времени, в основном он всегда находится на улице.
Коррекция взаимоотношений учителя с агрессивными детьми.
Встреча 1
Обсуждение на тему: «Чем и какими причинами может быть вызвано такое поведение ребенка?
Цель: взглянуть на проблему с разных ракурсов, понять неоднозначность поведения. Здесь педагоги должны будут рассказать о своих учениках.
Встреча 2
Обсуждение на тему: общение с агрессивными детьми (способы).
Цель: овладение языком «Я-высказывания», «Я-сообщения», с помощью которого взрослый сообщает ребенку о своих чувствах и отрицательных переживаниях.
Я высказывание всегда начинается с личных местоимений: «я», «мне», «меня». В классическом варианте «Я-высказывание» не содержит местоимения «ты».
1.«Ты - высказывание» содержит в себе негативную оценку, часто обвинение. После «Ты –сообщения» взрослый (родитель, учитель) часто использует угрозу, приказ («Прекрати разговаривать», «Делай уроки», «Немедленно уберись в комнате»). Это может вызвать протест и сопротивление со стороны ребенка.
|
|
2. «Я-высказывание»- сообщение о наших чувствах, оно редко содержит протест, поскольку не содержит обвинения. После «Я-сообщения»взрослый часто использует просьбу: «Пожалуйста, перестань разговаривать», «Уберись, пожалуйста, в комнате», «Не забудь сделать уроки».
«Я-сообщения» предполагает в общении с ребенком позицию «на равных», вместо позиции «сверху».
Пример:
Вариант 1:
Когда ты пропускаешь занятия в школе-----у меня возникает сильная тревога. Я ничего не могу с ней сделать. Я боюсь за твое будущее-----Я хочу, чтобы ты не пропускал занятия в школе. Пожалуйста. Я тебя очень прошу.
Вариант 2:
Когда ты не моешь грязные ботинки после улицы,----- я начинаю раздражаться и, вообще, меня это расстраивает-----Я хочу, чтобы ты вымыл ботинки.
Упражнение для тренировки на «Я-сообщение»
Участникам (родителям, учителям) раздаются карточки с описанием проблемных ситуаций и вариантами высказываний в виде «Ты-сообщений» и «Я-сообщений». Необходимо выбрать те, которые наиболее соответствуют «Я-сообщению».
Встреча 3
Обсуждение на тему: «Представьте, что проблема решена, что поведение ребенка изменилось в лучшую сторону».
-опишите, как измениться ситуация (более подробно)
-положительное программирование будущего
Коррекция взаимоотношений родителей с агрессивными детьми
Встреча 1
Обсуждение на тему: «Чем и какими причинами может быть вызвано такое поведение ребенка? Почему меня можно назвать хорошим родителем?
Цель: взглянуть на проблему с разных ракурсов, понять неоднозначность поведения. Снять чувство вины с родителей. Переход в поисковую и конструктивную позицию от защищающейся.
Встреча 2
Обсуждение на тему: общение с агрессивными детьми (способы). Переход на проблемы воспитания в семье.
Цель: овладение языком «Я-высказывания», «Я-сообщения», с помощью которого взрослый сообщает ребенку о своих чувствах и отрицательных переживаниях.
Встреча 3
Обсуждение на тему: «Представьте, что проблема решена, что поведение ребенка изменилось в лучшую сторону».
Индивидуальная программа работы с агрессивными детьми
Занятие 1
Знакомство, установление контакта.
Приветствие, представление. Необходимо подчеркнуть для школьника, что психолог друг, помощник, а не учитель. Далее необходимо спросить ребенка знает ли он причину, почему он здесь находится и как он к этому относиться. Затем необходимо выявить положение ребенка в семье
Занятие 2
Приветствие, установление контакта.
Рисование собственного гнева.
-Попросить ребенка подумать о той ситуации (человеке), которая вызывает максимальное чувство гнева, агрессии с их стороны.
- Попросить ребенка отметить, в каких частях тела он чувствует свой гнев и обсудить это.
- Спросить ребенка, на что похож его гнев? Сможет ли он изобразить его в виде рисунка или слепить гнев из пластилина?
- Обсудить его рисунок и отметить: что изображено на рисунке, что он чувствовал, когда рисовал его, изменилось ли его состояние после этого?
- Спросить ребенка, что ему хочется делать с этим рисунком.
Подведение итогов
Занятие 3
Приветствие, установление контакта.
Установление определенных правил, которые помогут ребенку справиться с собственным гневом.
|
|
Ввод правил:
а) Прежде чем перейдешь к действию, скажи себе «СТОП!».
Для более эффективного усвоения навыка следует нарисовать с ребенком знак «СТОП» в виде кружка и положить его в кармашек.
Всякий раз, когда захочется ударить или толкнуть кого-либо, нужно дотронуться до кармашка, где лежит знак «СТОП» или просто представить его.