Понятие культуры и цивилизации. Типология и законы функционирования культуры

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Казанского Государственного Технологического Университета Казанского Технологического Колледжа

 

 

Контрольная работа №3

по философии:

на тему: «Культура в жизни человека и общества»

 

 

Работу выполнила

студентка 3-го курса

981 группы

Гайфуллина Г. Ф.

Проверила:

Шмелева В. И.

Содержание:

1. Понятие культуры и цивилизации. Типология и законы функционирования культуры.

2. Основные формы культуры. Массовая, элитарная, традиционная, молодежная.

3. Культура и цивилизация третьего тысячелетия. Биосферная концепция культуры

 

Понятие культуры и цивилизации. Типология и законы функционирования культуры.

Известно, что вокруг смысла слов "культура" и "цивилизация" ведутся споры, порой обретая острый характер, и редко кто пута­ет эти слова, когда контекст однозначный, хотя порой вполне правомерно употребление их как синонимов: так тесно они пере­плетены. Но между ними имеется не только сходство, но и различие, в некоторых аспектах доходящее даже до враждебной про­тивоположности. И в самом деле: вряд ли кто из обладающих тонким языковым чутьем отнесет, например, творения Гомера, Шекспира, Пушкина, Толстого и Достоевского к феноменам ци­вилизации, а атомные бомбы и прочие средства уничтожения людей - к феноменам культуры, хотя и то, и другое - дело ума и рук человеческих.

Первым ввел отличие культуры от цивилизации И.Кант, чем существенно прояснил эту проблему. Ранее под культурой в от­личие от природы понимали все созданное человеком. Так, ста­вил вопрос, к примеру, И.Г. Гердер, хотя уже тогда было ясно, что человек немало в своем творчестве делает не просто плохо, но даже совсем плохо. Позднее возникли взгляды на культуру, уподоблявшие ее идеально функционирующей системе и профес­сиональному умению, но не учитывающие, что профессионально, т.е. с большим умением, иные могут убивать людей, однако ни­кто не назовет это злодеяние феноменом культуры. Именно Кант разрешил данный вопрос, причем гениально просто. Он опреде­лил культуру как то и только то, что служит благу людей или что в своей сущности гуманистично: вне гуманизма и духовности нет истинной культуры.

Исходя из своего понимания сути культуры. Кант со всей чет­костью противопоставил "культуре умения" "культуру "воспитания", а чисто внешний, "технический" тип культуры он назвал цивилизацией. Дальновидный гений мыслителя провидел бурное развитие цивилизации и воспринимал это с тревогой, го­воря об отрыве цивилизации от культуры: культура идет вперед гораздо медленнее цивилизации. Эта явно пагубная диспропор­ция несет с собой многие беды народам мира: цивилизация, взя­тая без духовного измерения, порождает опасность технического самоуничтожения человечества. Между культурой и природой есть удивительное сходство: творения природы столь же орга­ничны по своему поражающему наше воображение строению, как и культура. Ведь и общество есть некий чрезвычайно слож­ный своего рода организм - имеется в виду органическая единоцельность социума, являющего собой удивительное подобие, ра­зумеется, при явном сущностном отличии.

Бесспорно, что следует различать культуру и цивилизацию. Согласно Канту, цивилизация начинается с установления челове­ком правил человеческой жизни и человеческого поведения. Ци­вилизованный человек - это человек, который другому человеку не причинит неприятностей, он его обязательно принимает в рас­чет. Цивилизованный человек вежлив, обходителен, тактичен, любезен, внимателен, уважает человека в другом. Культуру Кант связывает с нравственным категорическим императивом, кото­рый обладает практической силой и определяет человеческие действия не общепринятыми нормами, ориентированными преж­де всего на разум, а нравственными основаниями самого челове­ка, его совестью. (7*)

Такой подход Канта к рассмотрению проблемы культуры и цивилизации интересен и актуален. В нашем обществе сегодня наблюдается потеря цивилизованности в поведении, в общении людей, остро встала проблема культуры человека и общества.

Часто понятием "цивилизации" обозначается вся общечеловече­ская культура или же современный этап ее развития. В социаль­но-философской литературе цивилизацией назывался этап чело­веческой истории, следующий за варварством. Этой идеи при­держивались Г. Л. Морган и Ф. Энгельс. Триада "дикость - варвар­ство - цивилизация" и поныне остается одной из предпочтитель­ных концепций социального прогресса. Вместе с тем в литерату­ре довольно часто встречаются определения типа "европейская цивилизация", "американская цивилизация", "русская цивилиза­ция"... Это подчеркивает своеобразие региональных культур и находит свое закрепление в классификации ЮНЕСКО, согласно которой в мире сосуществуют шесть основных цивилизаций: ев­ропейская и североамериканская, дальневосточная, арабо-мусульманская, индийская, тропически-африканская, латиноаме­риканская. Основанием для этого, очевидно, служат соответст­вующий уровень развития производительных сил, близость язы­ка, общность бытовой культуры, качество жизни.

Как уже было сказано выше, термин "цивилизация" во многом совпадает по смыслу с понятием "культура". Если первое, воз­никнув в 18 веке, фиксировало окультуривание человека в сис­теме государственного устройства, разумно устроенного общест­ва, то второе еще со времен античности означало формирование, воспитание человеческой души, обуздание страстей. Иначе гово­ря, понятие "цивилизация" в определенном смысле поглотило понятие "культура", оставив за ним то, что относится к формиро­ванию личностного, творческого начала в человеческой деятель­ности. В то же время за понятием "цивилизация" закрепилась в качестве из его определений характеристика материальной сто­роны человеческой деятельности. Скажем, в культурологической концепции О.Шпенглера, представленной в его книге "Закат Ев­ропы", рассматривается переход от культуры к цивилизации как переход от творчества к бесплодию, от живого развития к око­стенению, от возвышенных устремлений к неосмысленной ру­тинной работе. Для цивилизации как стадии вырождения культу­ры характерно господство интеллекта, без души и сердца. Циви­лизация в целом есть культура, но лишенная своего содержания, лишенная души. От культуры остается лишь пустая оболочка, которая приобретает самодовлеющее значение.

Культура умирает после того, как душа осуществит все свои возможности - через народы, языки, вероучения, искусство, госу­дарство, науку и т.п. Культура, по Шпенглеру, - это внешнее про­явление души народа. Под цивилизацией он понимает послед­нюю, заключительную стадию существования любой культуры, когда возникает огромное скопление людей в больших городах, развивается техника, идет деградация искусства, народ превра­щается в "безликую массу". Цивилизация, считает Шпенглер, -эпоха духовного упадка.

По Шпенглеру цивилизация оказывается самым поздним эта­пом развития единой культуры, который рассматривается как "логическая стадия, завершение и исход культуры".

В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (т. 38) чи­таем следующее: "Цивилизация - состояние народа, которого он достиг благодаря развитию общественности, жизни обществом и которое характеризуется удалением от первоначальной обстанов­ки и общественных отношений и высоким развитием духовной стороны. Это житейское словоупотребление... Определение поня­тия цивилизации, установление ее факторов и оценка значения происходит от общего миросозерцания и является выражением его философско-исторических воззрений... Самым близким по смыслу является слово "культура" ". Далее Д.Каринский (автор этой обширной статьи) отмечает, что главное содержание исто­рии должна составлять культурная история или история цивили­зации, и следующим образом определяет структуру цивилизации (или культуры): 1) материальный быт, все то, что служит чело­веку для удовлетворения его физических потребностей; 2) обще­ственный быт (семья, сословные организации, ассоциации, госу­дарство и право); 3) духовная культура (религия, мораль, искус­ство, философия и наука). Он указывает и на основные вопросы или изучении цивилизации: 1) исходная точка ее развития; 2) за­коны, по которым совершается развитие цивилизации; 3) факто­ры этого развития и их взаимодействие; 4) характеристики изме­нения духовной и физической природы человека с развитием ци­вилизации; 5) в чем заключается назначение цивилизации.

Таковыми были основные представления о цивилизации на рубеже 19-20 веков. Социальные преобразования и научные достижения 20 века внесли много нового в понимании цивилиза­ции, которую стали рассматривать как целостность экономиче­ской, социально-классовой, политической и духовной сфер жиз­ни общества в определенных пространственных и временных границах. Эта целостность выражается в наличии устойчивых взаимосвязей между сферами, определяемых действием эконо­мических и социальных законов.

Вопрос о взаимосвязи культуры и цивилизации представляется довольно запутанным из-за того, что они во многом перекрывают друг друга. Представители англоязычной литературы апеллируют в большей степени к понятию "цивилизация" (начало этой тра­диции положил А. Фергюсон), а немецкие авторы, начиная с И. Гердера - к понятию "культура".

В отечественной литературе еще в начале 19 века понятием "культура" вообще не пользовались, заменяя его рассуждениями о просвещении, воспитании, образовании, цивилизацию. Русская социальная мысль стало использовать понятие "культура" в кон­тексте рассуждений о цивилизации где-то со второй половины 19 века. Достаточно обратиться к "Историческим письмам" П.Л.Лаврова или знаменитой книге Н.Я.Данилевского "Россия и Европа". Так, например, П.Л.Лавров писал: " Как только работа мысли на почве культуры обусловила общественную жизнь тре­бованиями науки, искусства и нравственности, то культура пе­решла в цивилизацию, и человеческая история началась"(8*).

В настоящее время рассматриваемый вопрос касается, как правило, того, какие стороны культуры и цивилизации выступа­ют предметом совместного анализа. Скажем, способ производст­ва с позиций культурологического анализа выступает экономиче­ским фактором культуры и сферой развития различных элемен­тов материальной и духовной (наука) культуры. А в ракурсе цивилизационного анализа способ производства предстает матери­альной основой существования и развития цивилизации - ло­кальной либо мировой. "Сущностное содержание понятий "цивилизация" и "культура" в определенной среде, - писал Н. Я. Бромлей, - накладывается одно на другое. Так, в обыденных, повседневных употреблениях, когда мы говорим "цивилизованный человек", мы подразумеваем - культурный. Ко­гда мы говорим /'цивилизованное общество", мы предполагаем, что речь идет об обществе, имеющем определенный уровень культурного развития.

Таким образом, понятия "цивилизация" и "культура" часто употребляются и воспринимаются как равнозначные, взаимоза­меняющие друг друга. Правомерно ли это? Думается, что да. Ибо культура в широком ее понимании и представляет собой цивили­зацию.

Однако, отнюдь не следует, что один термин может полностью заменить другой. Или, что скажем, цивилизация не имеет ника­кого сущностного отличия по отношению к культуре (или наобо­рот).

Когда мы говорим "цивилизация", мы подразумеваем всю взаимосвязь показателей данного общества. Когда мы говорим "культура", то речь может идти о духовной культуре, материаль­ной, либо о той и другой. Тут требуется специальные пояснения - какую культуру мы имеем в виду" (9*).

Соглашаясь с положением, высказанным Н. Я. Бромлеей, сле­дует отметить, что необходимо учитывать еще культуру челове­ческих отношений. Так, говоря, например, о культурном челове­ке, мы подразумеваем его воспитанность, образованность, духов­ность, обусловленные наличной в обществе культуре (литерату­рой, искусством, наукой, нравственностью, религией). Когда же речь заходит о цивилизованном человеке, обществе, то в центре внимания оказывается то, каким образом государственное уст­ройство, социальные институты, идеология, порождаемые опре­деленным способом производства, обеспечивают культурную жизнь. Иначе говоря, культурный человек - это творец и потре­битель наличной материальной и духовной культуры. Цивилизо­ванный человек - это во-первых, человек, не относящийся к ста­дии дикости или варварства, во-вторых, он олицетворяет нормы государственного, гражданского устройства общества, в том чис­ле регламентирующие место и роль культуры в нем.

Во временном измерении культура более объемна, нежели ци­вилизация, поскольку она охватывает культурные достояния че­ловека дикости и варварства. В пространственном же измерении правильнее, очевидно, говорить о том, что цивилизация пред­ставляет собой сочетание множества культур.

В истории человечества принято выделять следующие основ­ные типы цивилизаций: 1) древневосточные (Древний Египет, Месопотамия, Древний Китай, Древняя Индия и др.); 2)античная; 3) средневековая; 4) индустриальная; 5) современные восточные; 6) российская.

Между этими цивилизациями можно выявить преемственные связи, приводящие, в конечном счете, к общечеловеческой циви­лизации современной эпохи. Такая точка зрения имеет место в научной литературе, в которой можно встретить суждения о за­рождении единой планетарной цивилизации и указания на формирование общезначимых ценностей. Однако такое развития нельзя представлять упрощенно. Футурологическая мысль как раз усматривает контраверзы в цивилизационном развитии: ут­верждение универсального образа жизни, с одной стороны, и уг­лубление культурного рационализма как реакции на массовый экспорт западной культуры в различных регионах, - с другой. Особого внимания заслуживает вопрос о том, какую роль в ста­новлении современной цивилизации играет компьютерная рево­люция, преобразующая не только сферу материального произ­водства, но и все сферы человеческой жизнедеятельности. Сегодня существует большое количество культурологических концепций. Это концепции структурной антропологических кон­цепций. Это концепции структурной антропологии К. Леви-Стрcса, а таюке концепции неофрейдистов, экзистенциалистов, английского писателя и философа Ч. Сноу и др.

Многие культурологические концепции доказывают невоз­можность культуры и цивилизации Запада и Востока, обосновы­вают технологическую детерминацию культуры и цивилизации.

Знание проблемы цивилизации поможет понять сближение культур Запада и Востока, Севера и Юга, Азии, Африки, Европы, Латинской Америки. Ведь это сближение - реальный процесс, который приобрел огромное практическое значение для всего мира и для каждого человека. Сотни тысяч людей мигрируют, оказываясь в новых системах ценностей, которыми им предстоит овладеть. И вопрос о способе овладения материальными и ду­ховными ценностями другого народа - далеко не праздный во­прос.

Типология культуры.

Принято подразделять культуру по ее носителю. И прежде всего, выделяют мировую и национальную культуру .

Мировая культура — это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

Национальная культура — синтез культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества, своеобразие которой проявляется в духовной сфере: язык, литература, музыка, живопись, религия; в материальной сфере: особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства.

В соответствии с конкретными носителями выделяются также культуры сообщественностей : классовая, городская, сельская, профессиональная, молодежная; культура семьи; культура отдельного человека.

Структура культуры.

Материальная включает в себя объекты, созданные руками человека (их называют артефактами ): паровая машина, книга, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшения, плотина и многое другое.

Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.

Духовная : ее образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, идеи, обычаи, традиции.

Это тоже результат деятельности людей, но не руками, а разумом.

Нематериальные объекты нельзя видеть, слышать, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.

Таким образом, под материальной культурой понимают средства производства, орудия труда, продукты труда, способы практической деятельности по созданию средств производства и потребления.

Под духовной культурой понимается деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, а также продукты (результаты) этой деятельности, которыми являются новые идеи и новые знания, духовные ценности.

Составляющие духовной культуры:

1) политическая культура;

2) правовая;

3) эстетическая;

4) этическая (нравственная);

5) религиозная.

Субкультура и контркультура.

Субкультура (от лат. sub — под) — это в чем-то ограниченная культура определенной социальной общности, ограниченность которой обусловлена бедностью ее социальных связей, затрудненностью доступа к культуре в целом или сознательной самоизоляцией.

Характерные черты:

· «стиль», предполагающий создание и поддержание определенного образа (костюм, прическа и т.д.). Задача стиля состоит в том, чтобы отделить субкультуру от остальных субкультур и культуры в целом;

· манеры поведения (походка, мимика, своеобразная жестикуляция и т.д.);

· жаргон.

При определенных условиях субкультура переходит в контркультуру (от лат. сontra — против) — совокупность социально-культурных установок, крайне негативно ориентированных по отношению к ценностям господствующей культуры и даже противостоящих этой культуре. Сам термин введен в научный оборот американским социологом Т. Роззаком .

Основные элементы контркультуры:

· «наркотическая культура»;

· «восточная мистика»;

· «оккультизм»;

· «сексуально-революционная мистика тела».

Формы культуры:

1) элитарная (высокая) ;

2) народная ;

3) массовая .

Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами.

Составные части элитарной культуры:

1) изящное искусство;

2) классическая музыка;

3) классическая литература.

Особенности:

· элитарная культура опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком. Девиз элитарной культуры — «Искусство ради искусства»;

· типичным проявлением эстетического изоляционизма, концепции «чистого искусства» является деятельность художественного объединения «Мир искусства» (Россия, 10-е гг. XX в.).

В отличие от элитарной народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную называют любительской (но не по уровню, а по происхождению), или коллективной.

Еще одно название народной культуры — фольклор .

Он всегда:

· локализован, так как связан с традициями данной местности;

· демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Народная культура включает:

1) мифы;

2) легенды;

3) сказания;

4) эпос;

5) сказки;

6) песни;

7) танцы.

По своему исполнению элементы народной культуры могут быть:

1) индивидуальными (изложение легенды);

2) групповыми (исполнение песни, танца);

3) массовыми (карнавальные шествия).

Массовая культура рассчитана на потребление всеми людьми независимо от места их проживания. Массовая культура ориентируется в первую очередь на коммерческие цели, предполагает ее пассивное потребление, а поэтому способна выступать средством манипулирования сознанием потребителя.

Массовая культура может стать и становится инструментом внедрения в массовое сознание желательных для определенных социальных групп стереотипов поведения, может стимулировать у «массы» новые, неведомые ей ранее потребности, формировать определенные стандарты эстетического вкуса.

Истоки концепции массового общества и соответствующей ему массовой культуры следует искать в умонастроениях тех социальных классов, которые в результате качественного капитализма при переходе к массовому производству утратили свои сословные привилегии, а потому идеализировали патриархальный уклад жизни.

Наиболее ярким предшественником критиков массового общества и массовой культуры был Ф. Ницше , благодаря своей обостренной артистической чувствительности предвосхитивший будущую роль массы, которая преклоняется перед всем заурядным.

Культурный процесс в любом обществе имеет общечеловеческое содержание. Нормы морали и права, искусство и философия всегда имеют свою общечеловеческую направленность и стремятся к сплоченности общества, взаимопониманию, к широкому и разностороннему гуманизму.
Рассматривая культуру как историю внутренней социальной жизни человечества, как способ существования людей, культурологи подчеркивают, что история культуры не тождественна политической истории государств, она значительно шире и глубже охватывает мир человека - от Вселенной до его собственных мыслей и переживаний, симпатий и антипатий, пристрастий и традиций, суеверий и предрассудков. Свободен от политических позиций мир точных наук и техники; практически вся материальная культура человечества создавалась на неклассовой основе, имела неклассовый характер. Такой же характер носит и язык, единый и понятный всему народу, на основе языка формируется и расцветает многоплановый и диалектически противоречивый мир духовной культуры.
Следует при этом отметить, что в условиях обострения социально-экономических и политических процессов, происходящих в обществе, духовная культура неизбежно идеолигизируется и в первую очередь политизируется, ее начинают использовать для определенной идеологической обработки населения, для формирования у масс мифологического сознания, и этот достаточно хорошо известный факт иногда пытаются выдать за единственный путь развития духовной культуры, духовного производства. Однако исторический процесс не сводится к непрерывной борьбе "всех против всех", а в истории народов эволюционных периодов значительно больше, нежели революционных ломок и социальных потрясений, поэтому развитие культуры происходит не так, как идет исторический процесс развития того или иного народа.
В культурном процессе особое значение приобретают преемственность в развитии, накопление и сохранение существующих традиций. Преемственность в развитии культуры является одним из важнейших законов ее функционирования. Нормальное развитие культуры предполагает процессы ее сохранения и трансляции от старших поколений к младшим. При этом, как отмечают специалисты, процесс трансляции культуры предполагает не только формирование у человека знаний, умений и навыков жизнедеятельности в традиционных образах и нормах культуры (другими словами формирование репродуктивных сторон личности), но и обязательное формирование у личности творческого начала, которое обеспечивает продуктивные стороны его жизнедеятельности. Таким образом, процесс развития культуры неотделим от процесса формирования личности как творческого субъекта, умеющего в процессе овладения нормами культуры развивать и сам культурный процесс, создаваемые предметы, и самого себя как творца и созидателя.
Особенностью функционирования культуры является ее самобытность, неповторимость, уникальность. Каждый народ, обладающий собственной культурой, вносит самостоятельный и оригинальный вклад в общую сокровищницу культурных достижений человечества. Многообразие культур народов, населяющих нашу планету, является объективной реальностью и вызвано к жизни особенностями развития каждого народа, потеря культурных завоеваний любого народа является потерей всего человечества, приносит ущерб всем народам.
Современные ученые считают, что все культуры значимы и равноположены, каждая из существующих культур обеспечивает общечеловеческое содержание и способствует сохранению народа и в процессе развития любой культуры можно видеть процессы сближения культур и их обособления, которые так же выступают как тенденции, закономерности функционирования культуры.
Культура является совокупным коллективным достоянием народа. Она раскрывает родовое свойство человека и человечества. Исследование функционирования культуры в обществе показывает, что ее распространение, хранение, потребление зависит от особенностей развития народа, существующих в обществе социально-экономических и политических отношений, от особенностей социальной психологии народа, его традиций.
Эти особенности оказывают существенное воздействие на темпы развития культуры, так как определяют сами цели творчества, формулируют тот социальный заказ в сфере духовного производства, который обеспечивает удовлетворение потребностей потребителей культуры. Следовательно, творцы культурного процесса в условияъ рыночных отношений оцениваются сквозь призму товарно-денежных отношений, и мерилом успеха в таком случае выступает богатство, деньги, а не законы прекрасного или иные нормы морали.
Рассматривая особенности взаимодействия культуры, общества и человека на большом фактическом материале, специалисты по происхождению, источникам развития и сущности культуры, показали, что культура создается не только рациональными путями, она не является отождествлением разумности, но включает в себя всю полноту духовной жизни человека и человечества - чувства и эмоции, интуицию и фантазию, волю и веру, логическую аргументацию и сверхсознание. Сложность и многоообразие идивидуального сознания спсобствует созданию различных точек зрения на специфику духовного производства концепции творчества - рационалистическую, интуитивистскую, прагматистскую, мистическую.

 

 










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: