Занятость и безработица в России

На фоне устойчивого увеличения числа лиц, которые обращаются в органы службы занятости (СЗ) за помощью в трудоустройстве, а также предприятий, заинтересованных в быстром и надежном заполнении вакансий при их содействии, по-прежнему сохраняется большой разрыв между показателями безработицы, рассчитываемыми Госкомстатом по методологии МОТ, и фиксируемыми СЗ. Большая часть граждан, теряющих работу, не имеет стимулов для регистрации статуса безработных.

С 1996 года занижение уровня безработицы стало целенаправленным политикой российских государственных структур, вызванной, помимо политических целей, нарастающим дефицитом фондов занятости. В этих условиях чиновники пытаются решить проблему безработицы, занижая количество безработных и уменьшая размеры выплачиваемых пособий.

Согласно действующему Закону РФ “О занятости населения в Российской Федерации” безработные граждане имеют право на бесплатную профориентацию, профподготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости; выплату пособий по безработице, стипендий в период переподготовки; бесплатное медицинское освидетельствование при приеме на работу и направление на обучение и так далее. Причины для обращения в службы занятости могут быть разными: от желания получить статус безработного, направление на переподготовку или консультацию, до простого любопытства по поводу имеющихся вакансий. Поэтому расхождения между числом граждан, обратившихся в органы службы занятости, и числом граждан, получивших статус безработных, вполне естественно.

Анализ причин увольнения зарегистрированных безработных показал, что из них лишь 20,5 % уволились по причинам, которые действительно можно квалифицировать как их “собственное желание”: переезд на другое место жительства, состояние здоровья и семейные обстоятельства, конфликт с руководством, неподходящий режим работы и т.п. Остальные 79,5% ушли с работы по так называемым экономическим причинам.[18]

       В таблице 1 представлены некоторые данные о работе СЗ.

 

регион

Обратились в органы СЗ

Стояло на учете в органах СЗ

Имели статус безработного

Имели статус безработного

При содействии органов СЗ

Нашли работу Проходили переобучение Участвовали в общественных работах

Оформлены на досрочную пенсию

Северо-Кавказский регион 27231

175490

156243 120272 16488 7650

4724

200
Краснодарский край 6367 40406

37736

34052 4459 3113 2075

103

Республика Адыгея 365 4376

4331

3782 153 46 61

7

Ставропольский край 4158 18584

14606

13691 2207 645 142

32

Карачаево-Черкесская республика 548 2289

2086

1955 362 50 44

3

Ростовская область 10371 22530

19702

18904 7979 3322 1941

7

Республика Дагестан 2200 54319

50212

25183 649 11 381

5

Карабардино-Балкарская Республика 1218 10458

9663

8474 270 232 73

27

Республика Северная Осетия Алания 1025 12181

9592

6442 395 188 7

5

Ингушская Республика 978 10350

8316

7790 16 42 1

0

Чеченская Республика 0 0

0

0 0 0 0

0

Уральский район 54646

295924

26101 249039 36474 15688

6631

340
Курганская область 3370 20487

19135

17313 2207 754 374

16

Оренбургская область 4418 9924

8484

8353 3647 1157 1166

16

Пермская область 5900 39676

35977

32856 4405 2213 739

24

Коми-Пермяцкий автономный округ 369 3331

3286

2938 236 42 132

1

Свердловская область 13198 68483

62227

56803 7877 1831 1399

98

Челябинская область 10573 37752

31614

30241 8505 2838 1656

9

Республика Башкортостан 9092 64853

60970

56602 4633 2804 857

99

Удмуртская республика 7726 51418

47410

43934 4965 4048 309

78

Западно-Сибирский район 39619

211273

183521 168004 21851 9503

4296

288
Алтайский край 9199 46969

36052

30530 4933 654 1808

10

Республика Алтай 836 5681

4482

3457 371 64 407

3

Кемеровская область 6502 33106

29783

29783 3034 1375 496

52

Новосибирская область 3947 19795

18089

17035 2275 1874 437

107

Омская область 3888 23917

21873

19605 2909 2229 544

12

Томская область 2501 19502

18446

15912 1137 406 116

37

Тюменская область 3065 17866

16487

16187 1900 1013 79

11

Ханты-Мансийский автономный округ 7262 31130

27367

25568 4151 1480 300

40

Ямало-Ненецкий автономный округ 2420 13307

10940

9928 1142 410 110

17

Восточно-Сибирский район 26689

169775

154205 132935 14337 6786

2250

117
Красноярский край 9225 63664

58543

51716 4554 2134 745

30

Республика Хакасия 1973 11695

10638

9492 1110 1036 136

19

Таймырский автономный округ 209 1199

1116

1008 79 18 4

3

Эвенкийский автономный округ 59 620

602

546 25 16 5

1

Иркутска область 8811 36549

32086

28861 5744 2448 901

22

Усть-Ордынский Бурятский автономный округ 463 1400

1218

1138 330 85 119

2

Читинская область 2876 30287

29306

22935 1624 493 36

3

Агинский Бурятский автономный округ 368 2227

1930

1547 42 78 26

1

Республика Бурятия 2056 16970

14808

12146 716 429 173

34

Республика Тува 652 5166

3959

3545 112 49 106

2

Дальневосточный район 23959

150877

127878 119332 11595 5473

2088

233
Приморский край 5591 42084

38358

35500 3232 1711 166

0

Хабаровский край 5801 38435

29995

29758 2456 1161 254

95

Еврейская автономная область 296 1431

1360

1346 177 83 23

2

Амурская область 3139 13833

12252

10711 2165 646 804

17

Камчатская область 1126 9192

8636

7418 474 215 2

43

Корякский автономный округ 176 1591

1583

1523 63 0 1

3

Магаданская область 1204 6242

5820

5309 447 129 25

14

Чукотский автономный округ 299 2049

1816

1571 132 15 4

0

Сахалинская область 3064 17634

15984

15131 1303 403 212

1

Республика Саха (Якутия) 3291 18385

12074

11066 1148 1110 598

58

Калининградская область. 1897 14145

12688

10274 941 1411 77

41

                     

 

Руководители районных центров служб занятости убеждены, что официальный уровень безработицы ниже реального. Ответы на вопрос о причинах такого расхождения распределились следующим образом: люди предпочитают сами искать работу – 52,7 %; перебиваются временными подработками – 29,7 %; не верят в реальность трудоустройства через службу занятости – 14,9; не обращаются к их услугам из-за отдаленности от населенных пунктов – 2,7 %.

Среди причин обращения в службу занятости тех, кто не имел работы, достаточно высока доля ищущих вакансии. Это расходится со сложившимся у государственных чиновников мнением, что безработные приходят на биржи труда не для того, чтобы искать работу, а лишь с целью получить право на пособие и «безбедно» существовать за государственный счет.[19]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение своей курсовой работы я хотела бы подвести некоторые итоги.

Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработица – явление, свойственное стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в России.[20]

Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обуславливает сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени. В условиях обострения экономических проблем закрываются также некоторые производства, загрязняющие окружающую среду. Все это объективные факторы, имеющие место во всех странах независимо от их экономической системы.

Безработица, как свидетельствуют многие социологические и социально-психологические исследования, имеют исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди всех этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических лечебницах, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т. д.

Люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход от одной социальной группы в другую. Исследованиями зафиксированы основные психологические качества безработного: невысокий уровень социальной смелости, уступчивость, пессимистичность и осторожность в поведении; недоверчивость или скептицизм, стойкое маргинальное эмоциональное состояние.[21]

На мой взгляд, главным в социальной политике является (т.е. должно быть) уменьшение массовой безработицы, что обеспечивается, прежде всего, нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием.

Органам службы занятости всех уровней необходимо широкое развертывание профориентационной работы с молодежью для подготовки ее к трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда.

Необходимо расширять сеть учебных центров профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалифицированных высвобождаемых работников и безработных граждан.

У нас еще слабо используется проведение общественных работ для отдельных категорий населения (освобожденных из мест заключения, болезней и т.д.). Как правило, такие работы общедоступны, не требуют длительной специальной профессиональной подготовки. Это уход за детьми, престарелыми, помощь в обслуживании больных, выращивание овощей. Их фиксируют предприятия, для которых выполняются эти работы.

В связи с переходом к рыночным отношениям и появлением безработицы были открыты службы занятости. Несмотря на продолжительный период своей деятельности, они становятся все более важными органом оказания социальной защиты граждан, потерявших работу.[22]

Современный рынок труда не является абсолютно свободным, стихийным. Он регулируется посредством различных инструментов, законодательства, государственных программ занятости населения, соглашений между работодателями и профсоюзом, государственных и частных институтов, занимающихся трудоустройством населения. Путь выхода из кризиса определяется, прежде всего, стратегией развития государства и пределом социальной терпимости общества. Наиболее сложным в переходный период является поддержание доверия населения к проводимым реформам. Между тем государство в настоящее время, похоже, своеобразно цитируя М. Фридмена, считает, что население должно само о себе позаботиться.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.[23]

 

Список использованной литературы

1. Ночевник М.Н. Экономика на рынке труда: выбор пути. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 209 с.

2. А.В.Шевчук. О будущем труда и будущем без труда // Общественные науки и современность. 2007. № 3. С. 44-54.

3. С.С.Ярошенко Женская занятость в условиях гендерного и социального исключения // Социологический журнал. 2002. № 3. С. 137-150.

4. Соколова Г. Н. Социальные издержки безработицы и пути ее снижения // Социологические исследования.-2001.-№9.-С.17-25.

5. З.Т. Голенкова, Е.Д. Игитханян. Безработные: особенности российского бытия // Социологические исследования.-2001.-№9.-С. 69-77.

6. Восколович Н. Формирование цены рабочей силы на рынке труда переходного периода // Человек и труд – 2003 - №5, с 48-53.

7. Батманов В.С. Появление рыночных отношений в обществе появилась безработица// Труд и время.-2000.-№12.-С.24-31.

8. Костин Л.А. Занятость, заработная плата и инфляция // Человек и труд - 2000 - № 7, С. 68-72.

9.  А.Н.Демин Достижение успеха в ситуации безработицы // Социологические исследования. 2002. №10. С. 46-57.

10. Л.А.Гордон, Э.В.Клопов Социальные эффекты и структура безработицы в России // Социологические исследования. 2000. №1. С. 24-34.

Библиография по теме

1. Джефри Сакс. Рыночная экономика и Россия, М.: «Мысль», 2000. – 331с.

2. Занятость и рынок труда: Новые реалии, национальные приоритеты, перспективы / Л.С. Чижова, А.В. Кашепов, А.Д. Попов и др.; Отв. ред. Л.С. Чижова. М.: Наука, 1998. 254с.

3.. Москвина М. В. Политика занятости: проблемы и приоритеты // Эко.- 2000.- №10.- С.146-150

4. Чершина Н.В. Социальные проблемы безработицы // Социологические исследования – 2006 - № 1 – С. 15-18.

5. З.А. Хоткина Женская безработица и неформальная занятость в России // Вопросы экономики. 2000. № 3. С. 85-93.

6. В.Е. Гимпельсон От дефицита рабочей силы к безработице // Общественные науки и современность. 2002. № 2. С. 32-40.

7. Е.П.Сигарева Безработные в структуре общества // Социологические исследования. 2005. № 7. С. 59-66.

8. Е.М.Жидкова Ориентация на незанятость среди проблемных групп на рынке труда // Социологические исследования. 2005.  №3. С. 52-62.

 

 

Приложение 1

Распределение опрошенных по характеру занятости, социальному положению и доходным группа (% к ответившим)

 

Группы по характеру занятости

 

 

Группы по уровню доходов

 
Нищие Бедные Среднеобеспеченные Обеспеченные  
Незанятые (безработные):          
Соц. положение по последнему месту работы          
Руководители 1-го уровня 49, 7 43,6  -  -  
Руководители 2-го уровня 38,6 28,4 33,0  -  
Специалисты 41,9 44,2 14,9  -  
Служащие 31,7 56,1 3,5  -  
Рабочие квалифицированные 49,1 45,6  -  -  
Рабочие неквалифицированные 51,6 45,2  -  -  
Предприниматели 0,0 66,7 33,3  -  
Занятые:          
Социальное положение на момент опроса          
Руководители 1-го уровня 6,1 34,9 44,7 14,3  
Руководители 2-го уровня 8,0 58,6 27,2 4,4  
Специалисты 6,8 72,9 15,0 3,0  
Служащие 11,8 72,8 11,1

3,5

Рабочие квалифицированные 13,2 69,5 13,5

1,6

Рабочие неквалифицированные 36,7 53,3 8,9

-

Предприниматели  - 16,7 66,7

16,6

 

Приложение 2

Сравнение показателей по территории с максимальным уровнем безработицы (в % к средней по РФ)

По данным Госкомстата

По данным ФСЗ

Дагестан 270 Ивановская обл. 394
Карачаево-Черкессия 244 Псковская обл. 297
Еврейская АО 226 Ярославская обл. 286
Кабардино-Балкария 185 Владимирская обл. 269
Ивановская обл. 163 Костромская обл. 253
Новгородская обл. 151 Кировская обл. 239
Костромская обл. 149 Удмуртия 234
Магаданская обл. 148 Чувашия 225
Томская обл. 144 Мордовия 222
Чувашия 143 Архангельская обл. 214
Псковская обл. 140 Дагестан 208

 


[1] Соколова Г. Н. Социальные издержки безработицы и пути ее снижения // Социологические исследования.-2001.-№9.-С.17

[2] А.В.Шевчук. О будущем труда и будущем без труда // Общественные науки и современность. 2007. №3. С. 46.

[3] З.Т. Голенкова, Е.Д. Игитханян. Безработные: особенности российского бытия // Социологические исследования.-2001.-№9.-С.69

[4] Восколович Н. Формирование цены рабочей силы на рынке труда переходного периода // Человек и труд – 2003 - №5, с 48

[5] С.С. Ярошенко Женская занятость в условиях гендерного и социального исключения // Социологический журнал. 2002. № 3. С. 139.

[6] С.С. Ярошенко Женская занятость в условиях гендерного и социального исключения // Социологический журнал. 2002. № 3. С. 145.

 

[7] Батманов В.С. Появление рыночных отношений в обществе появилась безработица// Труд и время.-2000.-№12.-С.24

 

[8] Л.А.Гордон, Э.В.Клопов Социальные эффекты и структура безработицы в России // Социологические исследования. 2000. №1. С. 26.

[9] Л.А.Гордон, Э.В.Клопов Социальные эффекты и структура безработицы в России // Социологические исследования. 2000. №1. С. 28.

 

[10] З.Т. Голенкова, Е.Д. Игитханян. Безработные: особенности российского бытия // Социологические исследования.-2001.-№9.-С. 73.

 

[11] Батманов В.С. Появление рыночных отношений в обществе появилась безработица // Труд и время.-2000.-№12.-С.26.

[12] Л.А.Гордон, Э.В.Клопов Социальные эффекты и структура безработицы в России // Социологические исследования. 2000. №1. С. 25.

 

[13] Л.А.Гордон, Э.В.Клопов Социальные эффекты и структура безработицы в России // Социологические исследования. 2000. №1. С. 25.

 

[14] Л.А.Гордон, Э.В.Клопов Социальные эффекты и структура безработицы в России // Социологические исследования. 2000. №1. С. 26.

 

[15] З.Т. Голенкова, Е.Д. Игитханян. Безработные: особенности российского бытия // Социологические исследования.-2001.-№9.-С. 74.

 

[16] А.В.Шевчук. О будущем труда и будущем без труда // Общественные науки и современность. 2007. № 3. С. 44-54.

 

[17] Восколович Н. Формирование цены рабочей силы на рынке труда переходного периода // Человек и труд – 2003 - №5, с 49.

 

[18] Батманов В.С. Появление рыночных отношений в обществе появилась безработица// Труд и время.-2000.-№12.-С.28.

 

[19] Ночевник М.Н. Экономика на рынке труда: выбор пути. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – С. 117.

[20] А.В.Шевчук. О будущем труда и будущем без труда // Общественные науки и современность. 2007. № 3. С. 53.

 

[21] Занятость и рынок труда: Новые реалии, национальные приоритеты, перспективы / Л.С. Чижова, А.В. Кашепов, А.Д. Попов и др.; Отв. ред. Л.С. Чижова. М.: Наука, 1998. 199с.

 

[22] Ночевник М.Н. Экономика на рынке труда: выбор пути. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 113 с.

 

[23] Ночевник М.Н. Экономика на рынке труда: выбор пути. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 209 с.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: