Современное общество все настойчивее ставит перед учителями задачу всемерного развития личностно значимых качеств учащихся. Идея гуманизации образования предполагает приоритет ценного отношения к различным личностным проявлениям школьника.
Богатейшие возможности для достижения этой цели предоставляют компьютерные технологии, которые имеют громадный потенциал образовательных услуг.
Это мультимедийные обучающие программы, компьютерное тестирование и сеть Интернет, которая используется во внеурочной деятельности.
Традиционный урок не подталкивает учащихся к самостоятельной и активной работе по расширению и углублению знаний, они не заинтересованы, дополнительно разыскивать материал по изучаемой теме. Учителя редко используют те наглядные возможности, которые несут в себе компьютерная техника.
Задачи при внедрении компьютерных технологий на уроках физики:
§ научить учащихся аргументировать, находить и выделять главное, рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения задания;
|
|
§ повысить интерес учащихся к изучаемому предмету;
§ повысить самостоятельность и активность учащихся при изучении материала;
§ развивать коммуникативные умения (как в непосредственном общении, так и в сети Интернет);
§ развивать у школьников такие мыслительные операции, как анализ, сравнение и сопоставление фактов и явлений;
§ воспитывать у учащихся чувство коллективизма и взаимопомощи.
Программное обеспечение позволяет решать по-новому и достаточно эффективно многие проблемы курса физики.
Обучающие программы
§ «Физика в вопросах и ответах» (разработчик МГУ)
§ «Курс физики XXI века» Л. Я. Боревский
Лабораторный практикум
Конспект
Видеофильм
Справочник
Презентации
Компьютерное тестирование
Применение телекоммуникационных технологий на уроках физики
Проектная деятельность
§ Под учебным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющей общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности.
§ Создание проекта связано с внеурочной деятельностью. В такой ситуации складываются благоприятные условия для развития умения принимать интеллектуальные решения.
§ Принятие интеллектуального решения -многосоставный процесс, складывающийся из нескольких компонент.
Во-первых, информационная компонента. Для принятия решения необходима информация. Это синтез объективной и субъективной информации, результатом которого является так называемое «представление о задаче».
|
|
Другая компонента — оценочно-селективная работа опирается на мотивационно-целевое состояние учащихся, на содержание и условия его деятельности.
Формирование навыков научного поиска
§ Гипотезы выполняют поисковую функцию. Они могут выдвигаться на основе имеющейся информации (или вновь полученной через Интернет), и, обогащаясь дополнительными данными, трансформируются в альтернативы, а затем в решения.
§ Гипотезы могут формулироваться учащимися и для того, чтобы на основе их проверки получить новую, неявно заданную ситуацией информацию. Развитие таких умений может быть названо важной составляющей развития личности учащегося.
§ В процессе подготовки проекта школьники приобретают и коммуникативные умения, вырабатываемые при непосредственном общении в группе и в Интернете. В такой ситуации складываются благоприятные условия для развития умения принимать интеллектуальные решения.
§ Принятие интеллектуального решения -многосоставный процесс, складывающийся из нескольких компонент. Во-первых, информационная компонента. Для принятия решения необходима информация. Это синтез объективной и субъективной информации, результатом которого является так называемое «представление о задаче».
§ Другая компонента — оценочно-селективная работа опирается на мотивационно-целевое состояние учащихся, на содержание и условия его деятельности. Нельзя не назвать и функцию формирования гипотез.
Работа с применением Интернета способствует развитию познавательных навыков учащихся;
§ умений самостоятельно конструировать свои знания;
§ умения ориентироваться в информационном пространстве;
§ критического и творческого мышления;
§ умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения;
§ умения устанавливать причинно-следственные связи;
§ межпредметных связей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время практически в любой школе находятся классы, оснащенные новейшими техническими средствами — компьютерами.
Задача современного учителя использовать эти технологии на предметах естественного и гуманитарного циклов.
§ С внедрением компьютеров меняется методика преподавания физики, все больше используется проектная и исследовательская формы учебной деятельности, все больше индивидуализируется обучение.
§ Используя обучающие программы, учитель может нагляднее представлять изучаемый материал, показывать модели физических экспериментов, недоступных в реальных условиях.
§ Применение тестирования, как вида контроля. Тесты должны жить и развиваться вместе с нами — учителями и учащимися, подстраиваться под все нюансы и специфики учебного процесса.