Психологическая характеристика доминирующих психических состояний

Изучение психических состояний, оказывающих значительное влияние на характер поведения и различных видов деятельности человека, появился в глубокой древности. Попытки описания причин возникновения и значения для жизни человека состояний страха, возбуждения, удовлетворенности жизнью или пассивности можно найти в трудах философов Древнего Востока, Древней Греции и др. Не смотря на это, в психологической науке исследований данной проблемы не появлялось вплоть до ХIХ века. [5,с.12]

Существенный вклад в исследование конкретных вопросов, связанных с генезисом, феноменологией, объективными характеристиками психических состояний, и в том числе состояний психического напряжения, тревоги, страха, внесли русские исследователи первой четверти XX в. В работах В. М. Бехтерева содержатся не только описания феноменологии эмоциональных состоянии, протекающих на фоне общего психического напряжения, но и методологические подходы к их объективному изучению.

К настоящему моменту в проблематике изучения психических состояний существует ряд методологических подходов, среди которых социокультуральные, философско-психологические, психоаналитические, психосоматические и др.

В монографии Д. Н. Левитова были сформулированы общие задачи изучения психических состояний.[4,с.206]

· Выделить психические состояния в самостоятельную психологическую категорию и установить связь этой категории с другими психическими явлениями.

· Дать классификацию психических состояний.

· Дать подробную феноменологическую характеристику психических состояний.

· Изучить механизмы возникновения, развития и исчезновения психических состояний.

· Исследовать особенности психических состояний при различных видах деятельности и при различных условиях внешней среды.

Наибольшее качественное развитие представлений, методологического осмысления и практического применения феномена психических состояний, соответствует с выходом хрестоматии "Психические состояния", составителем которой является Л. В. Куликов. [5,с.14]

Н. Д. Левитов так определяет психическое состояние как целостную характеристику психической деятельности за определённый период времени, показывающую своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. Психический процесс может перейти в психическое состояние. [5,с.16]

Психическое состояние - это сложное и многообразное достаточно стойкое, но сменяющееся психическое явление, повышающее или понижающее жизнедеятельность в сложившейся ситуации.

Психологическое описание явления устойчивых (доминирующих) состояний можно найти в трудах К. К. Платонова, который подчёркивал: "психические состояния достаточно продолжительны (могут продолжаться месяцами), хотя при изменении условий или вследствие адаптации могут быстро изменяться". [6,с.220]

А. О. Прохоров выделил три уровня психической активности, с соответствующими им состояниями психической активности:

1. состояние повышенной психической активности (счастье, восторг, экстаз, тревога, страх и т.д.);

2. состояния средней (оптимальной) психической активности (спокойствие, симпатия, готовность, заинтересованность и т.д.);

3. состояния пониженной психической активности (грезы, грусть, утомление, рассеянность, кризисное состояние и т.д.).

Выделяют две ключевые функции состояний:

· функция регулирования (в процессах адаптации);

· функция интеграции отдельных психических состояний и образование функциональных единиц (процесс-состояние-свойство). [6,с. 221]

Благодаря этим функциям обеспечиваются отдельные акты психической активности в текущем времени, происходит организация психологического строя личности, необходимого для эффективного её функционирования в различных сферах жизнедеятельности. При соотнесении феномена психических состояний с выполнением педагогической деятельности, так же необходимо отметить важность значения психических состояний.

В качестве детерминант психических состояний выделяются следующие факторы:

· потребности, мотивы и ценности личности;

· возможности личности;

· условия среды и их субъективное восприятие.

 

Заключение

В результате проведенного теоретического анализа понятий мотивационно-потребностная сфера и доминирующие психические состояния, можно сделать ряд выводов:

· выполнения профессиональной деятельности человеку крайне важно достичь необходимого уровня удовлетворения физиологических, социальных потребностей и потребности в безопасности, с тем, чтобы у профессионала появилась потребность в самовыражении, что особенно важно для профессиональной деятельности педагога.

· ценности это социальный феномен, существующий в диалектическом отношении субъект-объект, который является важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью.

· ценностные ориентации имеют целостную структуру, и существует в качестве проективной реальности, которая связывает индивидуальное сознание с общественным, субъективную реальность с объективной, являются компонентом мотивационно-потребностной сферы и способны корректировать доминирующие психические состояния личности.

· доминирующие психические состояния оказывают значительное влияние на реализации конкретной деятельности личности, а ключевым фактором, обусловливающим становление того или иного психического состояния является мотивационно-потребностная сфера личности, включающая потребности, мотивы и ценности.

 

 

Список литературы

1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] - М., 1988. - 289 с.

2. Бодалев, А.А. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности [Текст] / А. А. Бодалев // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000.- с. 336-344.

3. Бубнова, С.С, Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система [Текст] / С. С. Бубнова // Психол. журн., 1999.- № 5.- с. 38-44.

4. Куликов Л.В. Психология настроения // СПб., 1997.-429с.

5. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.

6. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003.- 351 с

7. Немов, Р.С. Психология [Текст]: В 2 т. - М., 1994.-Т. 1.-576 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: