Определения макроэкономических показателей

Национальное богатство.

Национальное богатство – это совокупность материальных благ, созданных трудом предшествующих и нынешнего поколений и накопленных в стране на определенную дату. Увеличение национального богатства происходит во многом за счет развития науки и техники, а так же смены общественных формаций. Производительность труда значительно увеличивается при переходе от рабовладельческого строя к феодальному, а от феодального к капиталистическому. Производительность труда возрастает как за счет появления новых технологий, так и за счет отношения работников к труду.

К национальному богатству относят:

· Имущество населения (недвижимость и предметы потребления длительного пользования);

· Государственные и частные средства производства;

· Стратегические запасы государства;

· Запасы готовой продукции;

· Используемые в производстве природные ресурсы и разведанные полезные ископаемые;

· Общественные материальные и культурные ценности (музеи, библиотеки, памятники архитектуры и искусства и т.д.);

· Нематериальные духовные ценности, т.е. достижения в науке, технике, образовании, здравоохранении и культуре.

Структура национального богатства изменяется во времени в пользу доли нематериальных активов. Особенно заметны долгосрочные тенденции ив образовании людей, в развитии системы здравоохранения, в появлении новых носителей информации.

Национальное богатство тесно связано с общественным продуктом и отражает материальные условия общественного производства и жизни общества в целом на данный момент времени. Объем общественного продукта характеризует результат процесса производства за определенный период времени, а также источник возмещения потребленного общественного богатства и его увеличения. Таким образом, общественный продукт – это объем всех товаров и услуг, произведенных в стране в течение года. К общественному продукту относятся только те товары и услуги, которые принимают товарную форму, имеют рыночную цену или оцениваются по величине издержек на их создание (оборона, милиция, охрана окружающей среды, пожарная охрана и т.д.). Создаваемые домашним хозяйствами для собственного потребления продукты и услуги на рынке не продаются, издержки на их создании общественного продукта.

Для оценки общественного продукта используются различные показатели макроэкономики. Это, прежде всего, валовой общественный продукт (ВОП), который состоит из промежуточного продукта (ПП) и конечного общественного продукта (КОП). Конечный общественный продукт, в свою очередь, состоит из амортизационных отчислений (АО), чистого общественного продукта (ЧОП) и чистого экспорта (ЧЭ).

Как ни важны показатели ВНП и ВВП, но ни тот ни другой не дают точного ответа на вопрос: чему же равен тот совокупный доход, который получает население данной страны, т.е. наемные работники, предприниматели,владельцы ценных бумаг и т.д. Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, мы должны рассчитать величину национального дохода.

Всю денежную выручку, которую получают от продажи конечных товаров и услуг все действующие фирмы, нельзя рассматривать как их чистый доход. Дело в том, что часть этой денежной выручки, т.е. часть ВНП, должна возместить износ зданий, оборудование, сооружений, машин. С этой целью предприниматели делают амортизационные отчисления. Этой частью денежной выручки от продажи продукции они не вольны свободно распоряжаться. Объективные условия диктуют им необходимость систематически инвестировать эти средства в новое строительство и в новое оборудование, чтобы возместить старение и износ основного капитала.

Таким образом, чтобы получить показатель той или иной части ВНП, которой общество могло бы распоряжаться без оглядки на износ зданий и оборудования, из ВНП следует вычесть амортизационные отчисления.

Та часть ВНП, которая остается за вычетом амортизационных отчислений, называется чистым национальным продуктом (ЧНП). Однако, не все доходы, которые создаются в экономике, поступают непосредственно фирмам и населению. Часть этих доходов присваивается государством в форме косвенных налогов. Государственные расходы, которые покрываются за счет косвенных налогов, в принципе могут рассматриваться как источник финансирования охраны окружающей среды, развития образования и науки, здравоохранения, поддержки сельского хозяйства и других отраслей экономики. Поэтому косвенные налоги следует рассматривать как плату за услуги государства. Можно, следовательно, утверждать, что за счет косвенных налогов оплачивается труд врачей и учителей, научных работников, военнослужащих и других работников государственных учреждений и организаций. Таким образом труд этих работников участвует в производстве национального дохода. Вместе с тем мы должны учесть, что национальный доход представляет собой величину, в основе оценки которой лежит метод суммирования потока доходов. Следовательно, чтобы получить величину национального дохода на базе показателя ВНП, определенного методом суммирования потока затрат, из величины ВВП следует вычесть сумму амортизационных отчислений и величину статистической погрешности, которая равна разности между показателем ВВП, полученного первым методом, и показателем ВВП, полученного вторым методом.

ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ

12487,7 МЛРД.ДОЛЛ.

ЧИСТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ 12487,7 МЛРД ДОЛЛ. – 1604,8 МЛРД ДОЛЛ. = 10882,9 МЛРД ДОЛЛ.  

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД

10882,9 млрд. долл. – 71,0 млрд.долл. = 10811,9 млрд. долл.

 
Статистическая погрешность 71,0 млрд. долл.
Амортизационные отчисления 1604,8 млрд. долл.

 

 


Национальный доход (НД) – это вновь созданная всеми отраслями стоимость материального производства за год. Он представляет собой стоимость конечного общественного продукта за вычетом амортизационных отчислений, т.е. является денежным эквивалентом чистого общественного продукта.

 

Личный и располагаемый доходы.

Личный доход – это заработанный доход. Часть заработанного дохода, к которой относятся взносы на социальное страхование, налоги на прибыль предприятий, нераспределенная прибыль, население непосредственно не получает. Другая часть личного дохода поступает населению в виде трансфертных платежей. Размеры этих платежей определяются действующими законами. Трансфертные платежи – это расходы государства, за которые оно не получает товаров и услуг. Эти платежи предполагают перераспределение доходов между членами общества. К таким платежам относятся пособия по безработицы, пенсии, стипендии и т.д.

Личный доход вычисляется путем вычитания из национального дохода суммы всех невыплаченных населению доходов и прибавления государственных трансфертных платежей, выплачиваемых отдельным гражданам в соответствии с существующим законом.

ЛД (Личный Доход) = НД (Национальный Доход) – Взносы на соц. Страхование – Налог на прибыль корпораций – Нераспределенная прибыль корпораций + Трансфертные платежи + % по гос. Облигациям.

Располагаемый доход отличается от личного дохода общей суммой прямых налогов, которые выплачивает население из личного дохода. Располагаемый доход – это та часть личного дохода, которую население может использовать по своему усмотрению. К налогам, которые население выплачивает из личного дохода, относят подоходный налог, налог на имущество, налог на наследство, налог на прибыль в некорпоративном секторе экономики.

РЛД (Располагаемый личный доход)=ЛД - Индивидуальные налоги =Потребление + Сбережение

Хотя созданный в стране национальный доход равен сумме факторных доходов, это еще не значит, что все они полностью попадают в кошельки их получателей. В то же время домашние хозяйства получают не только заработную плату, прибыль, проценты,ренту и доходы от малого бизнеса. Объясняется это тем, что формирование и распределение доходов в соответствии с факторами производства дополняется их перераспределением, в результате чего образуются вторичные доходы, не являющиеся факторными. Это происходит в силу той роли, которую в перераспределении национального дохода играет государственный бюджет.

Государственный бюджет.

Рассмотрим в связи с этим, что представляет собой государственный бюджет. Как и всякий бюджет, государственный бюджет включает доходную и расходную части. Источниками доходов государственного бюджета служат налоги, которые, как уже упоминалось раньше, делятся на прямые и косвенные. Последние – составная часть ВВП. Они входят в цены произведенных товаров и услуг. Прямые налоги являются вычетом из доходов, произведенных товаров и услуг. Поэтому домашним хозяйтсвам достается часть созданных в стране доходов – то, что остается за вычетом прямых налогов.

 

 

Государственный бюджет США в 2005г., млрд. долл.

Доходы бюджета Расхода бюджета
Прямые налоги                          2282,7 Затраты на оплату товаров и услуг 2311,5
Косвенные налоги                       865,1 Трансфертные платежи                    1497,4
Неналоговые поступления         227,2  
Всего                                           3375,0 Всего                                                  3808,9

Бюджетный дефицит (превышение доходов нал расходами) – 433,9

 

Другая часть государственного бюджета – его расходы. Средства государственного бюджета расходуются на самые различные цели. Некоторые из них ранее уже упоминались. Здесь объединим их в две большие группы:

1) государственные закупки и товаров и услуг;

2) государственные трансфертные платежи.

В первом случае за счет бюджетных ассигнаций оплачивается часть произведенных в стране конечных товаров и услуг, т.е. часть ВВП. Эти расходы предполагают образование факторных доходов – заработной платы, прибыли и т.д.

Что касается трансфертных платежей, то они не являются формой оплаты товаров и услуг. К их числу относятся выплаты по системе социального страхования (пенсии, пособия и т.д.). Трансфертные платежи из государственного бюджета приводят, следовательно, к образованию доходов, которые хотя и не являются факторными, тем не менее способствуют увеличению общей суммы денег,которые получают домашние хозяйства.

На формирование доходов, получаемых домашними хозяйствами, влияет и распределение прибыли, которую получают акционерное компании. Любая фирма должна часть полученной ею прибыли использовать для развития технологии, увеличения объемов выпуска продукции, улучшения ее качества и т.д. Ей требуется резервный фонд для поддержания стабильности своего положения в условиях обострения конкуренции, удорожания сырья и на случай различных непредвиденных обстоятельств. Поэтому акционерные компании не всю полученную прибыль распределяют между своими акционерами в форме дивиденда. В 2005г. распределение прибыли акционерных компаний США выглядело таким образом:

Общая сумма полученной прибыли ……………………………………1330,7 млрд. долл.

Налог на прибыль………………………………………………………...296,6 млрд. долл.

Чистая прибыль (за вычетом налогов)………………………………….1134,1 млрд. долл.

Дивиденды…………………………………………………………………771,2 млрд. долл.

Нераспределенная прибыль………………………………………………362,9 млрд. долл.

Таким образом, в процессе перераспределения части национального дохода домашние хозяйства получат из государственного бюджета в виде процентов по государственному долгу. Но в то же время они не получат всей прибыли акционерных компаний, а только ее часть в виде дивидендов. В результате этого первого акта перераспределения национального дохода будет сформирован совокупный личный доход, причитающийся домашним хозяйствам. Исчислим его величину:

Национальный доход…………………………………………………...10811,9 млрд. долл.

Налог на прибыль АО и нераспределенная прибыль………………….-659,5 млрд. долл.

Пенсии, проценты по государственному долгу и т.п. выплаты ……….986,2 млрд. долл.

Совокупный личный доход……………………………………………..11138,5млрд. долл.

Все, что говорит о том, что национальный доход,или сумма созданных в экономике факторных доходов, не тождествен сумме тех доходов, которые выплачиваются домашним хозяйствам и которые получили название личных доходов или совокупного личного дохода. Однако и совокупный личный доход еще не полностью попадет в распоряжение домашних хозяйств. Они платят подоходный налог, налог на недвижимость и т.д. Эти и подобные им налоги называются личными налогами. Из личного дохода также отчисляются деньги на социальное страхование. Если теперь мы вычтем из совокупного личного дохода личные налоги и отчисления на социальное страхование, то тогда получим совокупный располагаемые доход.

 

                      

 

                   

 

 

Национальный доход = 4994,0 трлн.р.

    Оплата труда 2515,0 Млрд. р. Прибыль, процент, рента, доходы малого бизнеса и государственных предприятий 2433,0 Млрд. р.   Другие доходы 46,0 Млрд. р.
  Налог на прибыль, нераспределенная прибыль АО и отчисления на социальное страхование 884,0 млрд. р.       Налог с физических лиц 175,0 млрд. р.     Социальные трансферты из гос. бюджета и проценты по гос. долгу 563,0 млрд. р.

                                                    СОВОКУПНЫЙ ЛИЧНЫЙ ДОХОД = 4673,0 млрд. р.

                                                              РАСПОЛАГАЕМЫЙ ДОХОД = 4498,0 млрд. р.

Совокупный располагаемый доход в России сформировался после того, как из произведенного национального дохода были вычтены налоги на прибыль и другие доходы, нераспределенная прибыль АО и взносы на социальное страхование, но прибавлена сумма трансфертных платежей из государственного бюджета, выплата по системе социального страхования, процентов по государственным займам; затем из полученного совокупного личного дохода были вычтены индивидуальные налоги.

В 2005 г. располагаемый доход в США составил:

Совокупный личный доход…………………………………………….11138,5 млрд. долл.

Прямые личные налоги с населения…………………………………...-1168,5 млрд. долл.

Отчисления по социальному страхованию……………………………..-942,8 млрд. долл.

Располагаемый доход……………………………………………………9027,2 млрд. долл.

Вопрос о формировании располагаемого дохода имеет большое значение для каждого из нас. Например, увеличение личных налогов является прямым вычетом из личных доходов населения, что сокращает располагаемый доход может не только не уменьшится, но даже вырасти. За этим может стоять продуманная политика, направленная на известное ограничение роста сверхвысоких доходов и поддержку малообеспеченных слоев населения (пенсионеров и т.д.).

В то же время если рост налогов, сдерживающих увеличение располагаемого личного дохода, обусловлен нерациональным, неоправданным расходованием средств (например, разбуханием бюрократического аппарата), то рост налогов с населения в этом случае ничем компенсирован не будет и его последствия станут носить негативный характер.

Качество и уровень жизни

Благосостояние членов общества оценивается качественными (качество жизни) и количественными (уровень жизни) характеристиками.

Уровень жизни – уровень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей материальными благами. Человек имеет право на такой уровень жизни, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи, а также право на обеспечение в случае безработицы, инвалидности, вдовства или иного случая утраты средств к существованию по независящим от этого человека обстоятельствам.

Уровень жизни оценивается путем подсчета потребления в денежных или натуральных единицах одежды, питания, жилища, различного рода услуг. При оценке уровня жизни используется ряд показателей:

· Рождаемость, смертность и другие демографические характеристики;

· Потребление продовольственных товаров;

· Санитарно-гигиенические условия жизни;

· Жилищные условия;

· Образование и культура;

· Условия труда и занятость;

· Доходы и расходы населения;

· Стоимость жизни и потребительские цены;

· Транспортные средства;

· Организация отдыха;

· Социальное обеспечение;

· Свобода человека.

В качестве других показателей уровня жизни можно назвать значения на душу населения валового внутреннего дохода, национального дохода и др.

В тех случаях, когда оценить показатель количественно не представляется возможным или когда такая оценка требует существенных затрат, для оценок благосостояния используют качество жизни. Этим методом оценивается, например, уровень комфорта в труде и быту, качество питания, одежды, жилья, экологического состояния среды обитания человека, образования, работы социальных институтов и т.д. Качество жизни характеризуется понятиями высокое, среднее, удовлетворительное, низкое, неудовлетворительное

 

Конечное потребление.

Потребность – это желание иметь какое-либо благо, подкрепленное суммой денег, необходимых для его покупки. Спрос всегда основывается на способности и готовности платить. Потребление – это получение потребителями удовольствия от использования продукта. Конечное потребление зависит от доходов населения, которые делятся на потребление и накопления.

Непроизводственное потребление включает в себя личное потребление населения, потребление в учреждениях и предприятиях культурно-бытового обслуживания населения, потребление в сфере управления, обороны и в научных учреждениях.

Население потребляет материальные блага и услуги. Услуги могут иметь и не иметь материального предмета труда. К непосредственным услуга, не имеющим материального предмета труда, относятся результаты деятельности учебных и медицинских заведений, учреждений культуры и искусства и др. Производственными услугами, имеющими материальные предметы труда, являются, например, услуги ателье по пошиву одежды, мастерских, прачечных и т.д.

Для оценки минимальных объемов потребления материальных благ и услуг человеком установлены несколько понятий.

Прожиточный минимум – минимальная сумма денежных средств, достаточная для удовлетворения физиологических и социально-культурных потребностей человека. Он определяется в расчете на среднестатистического жителя и для различных социально-демографических групп населения. По отдельным возрастным группам прожиточный минимум сильно различается, например, мужчине нужно вдвое больше, чем ребенку. Если потребление ниже прожиточного минимума, то люди живут за чертой бедности.

Уровень бедности – уровень, при котором средств не хватает для обеспечения прожиточного минимума. Одним из средств борьбы с бедностью является государственная политика перераспределения доходов.

В мировой практике различают две формы бедности:

1. Абсолютная, когда отсутствует доход, необходимый для обеспечения минимальных жизненных потребностей личности или семьи;

2. Относительная, когда доход не превышает 40-60% среднего дохода по стране.

В начале ХХв. Итальянский экономист В.Парето (1848-1923) установил, что доходы и богатства отдельных семей имеют существенное неравенство и в каждой стране имеют приблизительно одни и те же пропорции, равные 80:20.





double arrow
Сейчас читают про: