Задачи темы «Класс птицы»

Тема «Класс птицы» занимает важное значение в курсе биологии. При ее изучении решаются следующие задачи:

Образовательные: добиваться усвоения учащимися знаний строения, жизнедеятельности, обмена веществ птиц в связи с полетом, приспособленности их к жизни в разнообразных условиях среды, происхождения от древних пресмыкающихся, знаний о разнообразном значении природы, жизни и хозяйственной деятельности человека, иметь представление о системе мероприятий по охране птиц, предусмотренных законом РФ об охране и использовании животного мира.

Воспитательные: продолжать формирование научного мировоззрения школьников на основе раскрытия взаимосвязи строения систем органов с их функциями, взаимоотношений птиц со средой обитания, физиологических взаимоотношений с пресмыкающимися; используя знания о приспособленности птиц к полету, их значение в природе, необходимость охраны, осуществлять экологическое воспитание, привитие бережного отношения к пернатым как важного компонента среды обитания; расширять политехнический кругозор на основе знаний научных основ птицеводства, его роли в решении задач промышленности.

Развивающие: совершенствовать умения школьников наблюдать и узнавать изученных птиц в природе, на таблицах, рисунках, сравнивать их между собой и пресмыкающимися, делать вывод о родстве птиц и пресмыкающихся и происхождении пернатых от древних пресмыкающихся, пернатых от древних пресмыкающихся, продолжить формирования умения работать с учебником: находить в тексте и рисункам учебника необходимые сведения для ответов на вопросы, составления таблиц.

Распределение материала по урокам.

Птицы своеобразная группа животных, играющая важную роль в жизни природы и человека.

Изучению птиц отводится большое место в высших учебных заведениях биологического профиля и в средней школе. Успех этого изучения в значительной мере зависит от наличия соответствующих учебников, учебных пособий и программ.

Программ по биологии очень много. Наряду с программой к действующим учебникам существуют еще авторские программы.

Большая часть новых программ может быть использована с применением существующих учебников и учебно-методических пособий, разработкой которых занимаются авторские коллективы.

В соответствии с основной программой традиционного типа «Биология 7-8 класс» А.И. Никишов, И.И. Шарова и «Биология 7-8 класс» под редакцией М.А. Козлова на изучение учебного материала по теме «Класс птицы» отводится 11 часов учебного времени и дается планировка учебного материала.

 

 

Планирование часов по теме: «Класс птицы».

№ урока         Тема урока

Урок 1. Особенности внешнего строения птиц.

Урок 2. Особенности строения скелета и мускулатуры птиц.

Урок 3. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности.

Урок 4. Размножение и развитие птиц, их происхождение.

Урок 5. Сезонные явления в жизни птиц.

Урок 6. Птицы леса. Экологические группы птиц.

Урок 7. Хищные птицы.

Урок 8. Птицы культурных ландшафтов.

Урок 9. Роль птиц в природе и жизни человека.

Урок 10. Птицеводство.

Урок 11. Обобщение и повторение темы «Класс Птицы».



Конспект урока по теме: «Птицы культурных ландшафтов».

Цель: Расширить и углубить знания учащихся об экологических группах птиц, показать на примере птиц культурных ландшафтов черты их приспособленности.

Задачи: 1) Образовательные: Дополнить, уточнить и расширить знания учащихся о птицах городов и поселков, дать представление о приспособленности птиц к условиям обитания.

2) Воспитательные: Воспитывать экологическую культуру, продолжить формирование навыков поведения в природе.

3) Развивающие: Прививать интерес ребят к природе и ее изучению. продолжить экологическое образование и воспитание учащихся. Развивать логическое мышление, умение задавать вопросы по изученной теме, проблеме. Развивать навыки и умения по подготовке биологических рисунков и распознаванию птичьих голосов.

Методы: Словесные: рассказ с элементами беседы, фронтальный опрос, сообщения учащихся.

Наглядные: демонстрация таблиц, рисунков, фотоснимков, и чучел птиц.

Оборудование: Таблицы: «Хищные птицы», «Птицы культурных ландшафтов», фотографии, чучела птиц, рисунки.

                                Циклограмма урока.

1. организационный момент (2 мин).

2. проверка домашнего задания (6 мин).

3. изучение нового материала (25 мин).

4. обобщение (5 мин).

5. домашнее задание, оценки за урок (2 мин).

Ход урока.

Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Проверка знаний по предыдущей теме.

Вопрос: Что вы изучали на прошлом занятии.

Ответ: Тему: «Хищные птицы».

Вопрос: какие отряды хищных птиц вы знаете?

Ответ: отряд Дневные хищные птицы, отряд Совы.

Вопрос: Правильно. На основании каких признаков выделяют отряд дневных хищников?

Ответ: большинство хищников питаются позвоночными животными. В связи с этим они имеют ряд приспособлений: когти у них длинные, острые, крючковидные—или они хватают и умерщвляют добычу клюв короткий, крепкий, кончик его крючковидно загнут внутрь—им они разрывают добычу на части. Полет быстрый.

Охотятся в дневное время поэтому эту группу птиц обединили в отряд Дневные хищные птицы.

Вопрос: молодцы, верно. Каких представителей отряда вы можете назвать.

Ответ: Сокол, сапсан, черный коршун, черный гриф, скопа, орлан белохвост.

Вопрос: Верно. Назовите представителей отряда совы?

Ответ: Филин, белая сова, ушастая сова, домовой сыч.

Вопрос: чем сова отличается от птиц из отряда Дневные хищники?

Ответ: сова охотится за добычей ночью. Днем сова прячется в укромных местах и ее редко можно увидеть.

Вопрос: правильно. Какие же приспособления имеются у сов в связи с ночным образом жизни?

Ответ: огромные глаза с широко раскрывающимися зрачками способны видеть в темноте даже мелкие предметы, чуткий слух улавливает незначительные шорохи. Полет сов бесшумный, что позволяет настигать добычу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: