Формы территориального общественного самоуправления

 

Во всех исследуемых регионах присутствуют элементы ТОС, которые четко делятся на следующие группы:

1. Сходы граждан. Самая массовая форма ТОС. Она характерна исключительно для сельских населенных пунктов. Полномочия сходов являются несколько неопределенными. Обычно это форма отчетности муниципального управления перед населением. Сходы внеинституциональны и их решения носят исключительно рекомендательный характер. Чаще всего сходы собираются по инициативе администрации и депутатов органов местной представительной власти. Как показывает практика, эффективность сходов по решению кадровых вопросов и проблем функционирования местной (окружной) власти оценивается как весьма высокая. Сельским сходам представляют на утверждение главу окружной администрации. При этом сходы не оформляют свои решения в какие-либо акты. Во многом они сохранили элементы прямой демократии с ограниченным кругом рассматриваемых вопросов. Примечательно, что наряду с решением вопросов по благоустройству населенных пунктов и развитию их инфраструктуры, сходы практически не принимают решений по организации коллективных (общественных) работ и не выступают в качестве коллективного наемщика сезонной рабочей силы. То есть, их нельзя считать полноценной формой организации общественного самоуправления. Однако в сельских населенных пунктах именно они - наиболее жизнестойкий институт влияния населения на принятие управленческих решений. С ростом гражданской культуры и усилением значения коллективного интереса именно сходы будут аккумулировать принятие некоторых управленческих решений, сейчас являющихся прерогативой местных органов самоуправления.

2. Домовые (уличные) комитеты. Как правило, работают без образования юридического лица и во многом повторяют сеть домкомов доперестроечных времен. В последнее время наметилась тенденция активизации деятельности данных структур. Это связано с проходящей реформой ЖКХ и массовым переводом ведомственного жилья в муниципальную собственность. Домовые и уличные комитеты образовываются чаще всего именно на базе муниципального жилищного фонда, т.к. кооперативные жилые дома, как правило, имеют собственное правление, выполняющее функции домкомов.

Домовые и уличные комитеты создаются, как правило, стихийно, собраниями инициативных групп из числа жителей. Их основные функции - вопросы благоустройства и взаимодействия со структурами ЖКХ. Они не претендуют на целевое финансирование из бюджета и занимаются аккумуляцией собственных усилий для решения вопросов благоустройства и лоббирования собственных интересов в подразделениях ЖКХ. Домовые и уличные комитеты часто выступают как заказчики ряда общественно-полезных работ и мероприятий (от мелкого ремонта и содержания инфраструктуры домов до охраны общественного порядка).

Поскольку ДК и УК способны реализовывать относительно узкий спектр задач, их собственная структура остается весьма слабо развитой. Их деятельность фиксируется во всех исследуемых регионах, однако, точные количественные данные о развитии ДК и УК привести не представляется возможным, т.к. они официально нигде не фиксируются.

3. Комитеты территориального общественного самоуправления и товарищества собственников жилья. Самая высокоразвитая форма ТОС на настоящее время. КТОСы и ТСЖ действуют практически всегда как юридические лица, имеют выборных оплачиваемых руководителей и жесткую организационную структуру. Как правило, действуют они в городах, охватывая значительную территорию (один или несколько микрорайонов). Если ТСЖ нацелены больше на вопросы содержания жилищного фонда и лоббирование коллективных интересов членов товариществ в органах власти, то деятельность КТОСов многоаспектна. Это не означает, что ТСЖ - узкоцелевые организации, направленные на решение частных вопросов. Несмотря на свою малочисленность (например, в Саратове 2 ТСЖ и 27 действующих КТОСов), ТСЖ выполняют важнейшую функцию отстаивания интересов собственников жилья. Значение их работы усиливается в связи с проведением жилищной реформы. На данном этапе собственники жилья находятся в заведомо худшем положении по сравнению с владельцами жилья (муниципальной собственности). Это связано с необходимостью содержать ряд объектов инфраструктуры жилищного фонда, что является обязанностью муниципальных органов, не исполняемой последними. Борьба с подзаконными актами и нередко нарушающими законодательство инструкциями ведется по линии ТСЖ. Показательно, что лица, инициирующие этот процесс со стороны ТСЖ, постоянно подчеркивают, что они ведут борьбу за реализацию конституционных прав и равенство перед законом всех объектов жилищной реформы. Таким образом, ТСЖ можно считать одной из институциональных форм гражданского общества, в чью непосредственную задачу входит формирование в современной РФ правового государства и гражданской правовой культуры.

КТОСы имеют более широкую структуру и полномочия. Функции КТОСов определяются на основании федеральных законов, местными (муниципальными) органами власти и оформляются нормативными документами.

Механизм информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и ОТОСов практически совершенно не отработан. Деятельность СМИ в этом направлении хаотична и малоэффективна. Следует также отметить, что и граждане не проявляют серьезного интереса в получении подобной информации.

ОТОСы вправе выступать заказчиками сами или совместно с органами управления на выполнение работ по благоустройству, вывозу мусора, ремонту и реконструкции жилого фонда, объектов социальной инфраструктуры, ЖКХ, дорог и тротуаров с использованием предусмотренных на их выполнение средств из бюджета города или района и собственных финансов. Однако подобная деятельность ОТОСов практически отсутствует.

Большинство ОТОСов взаимодействуют со структурами ЖКХ и, даже в некоторых случаях, намечается тенденция сделать ОТОСы частью системы ЖКХ (председателями ОТОСов достаточно часто становятся работники системы ЖКХ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: