Применение художественного металла

        В современной архитектуре, в формировании архитектурно - градостроительного пространства в наши дни также есть многочисленные примеры применения художественного металла. В этом прослеживается определённая традиция. Более того, значительно поднимается роль металла в наружной отделке современных зданий и сооружений, в декоративно - прикладном и монументальном искусстве.

Конечно, его применение имеет несколько иное направление, соответствующее эстетическим воззрениям и социально - экономическим условиям сегодняшнего времени, но так или иначе он влияет на формирование облика города.

Из - за радикальной реконструкции исторической части многих городов в последние годы исчезли многие здания и сооружения, а вместе с ними и многочисленные художественно-архитектурные изделия прошлого. С их потерей всё более возрастает ценность оставшегося художественного металла, требующего к себе внимания и более бережного отношения.

В этих условиях выявление, систематизация, изучение и сохранение произведений и изделий из художественного металла представляется не только важным, но и крайне необходимым. И не только для истории. Изучение особенностей художественно - архитектурного металла и приёмов его обработки позволит художникам и архитекторам на основе выработанного старыми мастерами опыта и традиций создавать новые решения, применимые и для сельской архитектуры, и для архитектуры малых городов и посёлков.

Первые изделия из металла, найденные археологами на русской земле, учёные относят к VI – IV веку до н.э. Там, где стояли когда-то древние городища, в наше время находят и железные предметы, и литейные приспособления. В раскопках городищ среди извлечённых предметов обнаруживают не только украшения из бронзы, но и литейные формы, железные пробойники, зубильца и другие предметы кузнечного производства.

На первых порах руду плавили в ямах, затем их заменили печи – домницы. Плавка шла на древесном угле с подачей в горн горячего воздуха, задуваемого с помощью мехов из шкур животных. Русская металлургия основательно развилась на Тульской земле, кустарное крестьянское производство железа становится промышленным. Резкий скачок в развитии отечественной металлургии приходится на начало XVIII столетия, когда военные планы Петра I потребовали огромного количества металла. Вокруг Тулы начали вырастать чугунные и железоделательные заводы, строителями и владельцами которых были предприимчивые промышленники из числа казённых кузнецов.

На территории России из всех промыслов наиболее широко был распространён кузнечный. Каждый город имел по несколько кузниц, а иногда и великое множество их, если под рукой имелись железные руды.

К числу наиболее ранних кованых изделий относятся различные по назначению ручки, засовы, петли, жиковины, которые со временем становились всё разнообразнее по художественным формам, рисункам. Широко использовалось кованое железо и на всевозможных решётках для окон и полотнах для дверей амбаров и церквей. Кованые светцы, ухваты, кочерги и другие необходимые в быту предметы и вещи в изобилии изготавливались кузнецами не только для нужд горожан и окрестного населения, но и иногда на вывоз за границу.

 

           Двери в дом и ворота на усадьбу, участок человек украшал издревле и во все времена. Особенно украшались ворота в город, в крепость и двери храмов и богатых домов. Функциональное их назначение - прикрыть от недруга и от непогоды - прозаично. Но с развитием художественного начала в человеке неудержимо прорывается желание украсить окружающее, сработанное его руками, и проявить своё художественное "я". То, что сохранилось к нашему времени из архитектурно – утилитарных кованых изделий, относится в основном к XIX веку, но встречаются изделия и XVIII столетия. Из-за частых случаев пожаров менялось не одно поколение деревянных построек, но очень часто металлические детали со сгоревшего дома ещё долго служили человеку в новом строении. Уже изъеденные ржавчиной ручки и запоры, жиковины и петли кузнечной работы на воротах и калитках старинных построек привлекают внимание и необычностью очертаний, и в то же время своей прочностью, и какой – то надёжностью.

Всего, конечно, осветить невозможно, потому что кузнечные изделия применялись так широко, что, пожалуй, в стародавние времена трудно было отыскать строение, где бы ни приложил руку кузнец. Архитектурные элементы и детали из утилитарных изделий превратились в поистине художественные украшения, где орнамент композиции кованого металла не только не отделим от конструкции, а даже стремится подчинить её себе, включая в себя целиком.

И сама форма решёток или любых других изделий состоит из узора, где ритм орнамента руководит, направляет изгибы железного прута или полосы, заставляя их виться упругими завитками и спиралями.

Парадным лестницам в особняках и общественных зданиях всегда придавалось большое значение. По конструктивным признакам и материалам, из которых изготовлялись, все лестницы условно можно разделить на три основных типа. К первому можно отнести цельнометаллические, ко второму – бетоннокаменные, к третьему –деревянные.

В свою очередь каждый из этих типов имеет разновидности.

Так, цельнометаллические лестницы с ходовой частью из литого чугуна имели в ограждающей части не только литые элементы, но и кованные. Хотя такие случаи крайне редки. Лестницы с каменными, что реже, и бетонными ступенями имели и литые ограждения и кованные. Распространение получило и совмещение кованых элементов ограждения с литыми опорными столбиками. Деревянным лестницам, часто встречавшимся в жилых домах, владельцы которых обладали небольшими возможностями, присущи как кованные, так и деревянные ограждения, чаще в виде точёных на токарном станке фигурных балясин. Особый интерес представляет декоративное оформление: литые прогоны с рельефным растительным узором, ажур подступенков, рельефный орнамент ступеней и площадок плит, фигурные столбики на поворотах, нарядные элементы ограждения, массивные волюты прогонов.

Декоративно – художественное оформление сдержано, но одновременное и не строго. Используются декоративные узоры растительного характера. Повторяемость элементов даёт эффект ритма, художественной орнаментальности и ажурности.

Узор решёток был симметричен, плотно заполнял пространство завитками и спиралями. Использовалась другая композиция узора, где рисунок симметричен двум осям: вертикальной и горизонтальной, от которой расходятся завитки, сплетения, разветвления и спирали. Но в целом в композиции прослеживаются вертикальные линии, что придаёт рисунку определённую строгость в отличие от рисунка полукружия.

Тем не менее узоры разнообразны, что достигалось с помощью различных комбинаций исходных элементов. Во многих узорах прослеживаются связи кузнечного ремесла с народным искусством. Так, многие элементы орнаментики встречаются в деревянной резьбе на домах.

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В проделанной работе была изучена история развития художественной ковки. Спустя века остались те же ковочные инструменты, те же металлы, предназначенные для ковки, те же методики, пусть и с какими-то индивидуальными стилями. Ковка художественных изделий всегда шла в ногу с художественными стилями. Простота и строгость кованых изделий делала их максимально удобными в использовании. Предметы очень сильно стилизованы, поэтому в большинстве случаев используются лишь принципы формообразования, заложенные в природе: пропорции, контрасты, гармония, принципы цветовой композиции и т.п. Популярность кованого ремесла бесспорна, так как именно оно является одним из последних "живых" ремесел в наш век стандартных изделий, производящихся массовым тиражом. Художественная ковка в интерьере – это возможность оригинально декорировать любое помещение независимо от его функционального назначения, она гармонично сочетается практически с любыми материалами. Неограниченные возможности металла выражать любые замыслы художника и мастера-кузнеца дополняются прочностью и долговечностью материала.

 

 

Используемая литература

1. О. Новоселова «Художественный металл России».

2.Сайт:«Художественная ковка»: http://hudozhestvennayakovka.ru/istoriya_hudozhestvennoy_kovki.html

3. Сайт: Википедия - Ковка

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%E2%EA%E0

4. Сайт: Металл для ковки

http://www.kefa.ru/article/kovat/now/metall_dla_kovki.htm

 

5. А. П. Мардер «Металл в архитектуре».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: