Виртуальный образ России: день сегодняшний

Каждая уважающая себя страна мира заинтересована в том, чтобы о ней знали как можно больше, чтобы эта информация носила позитивный окрас, дабы упрочить свое положение на международной арене, завоевать уважение как своих конкурентов, так и партнеров, и обеспечить приток инвестиций. Правительства всех высокоразвитых стран привлекают все возможные средства, используют различные методы, тратят огромные суммы на создание и поддержание позитивного образа.

Так, например, “Пентагон, как подтвердил его пресс-атташе Лоуренс Ди Рита, собирается с середины декабря потратить 300 млн долларов, чтобы поднять подпорченный престиж США. В электронных и печатных СМИ должны быть помещены соответствующие статьи, объявления, реклама. “Они должны помочь противостоять тенденции распространения в мире неправильной, неточной и губительной для США информации о войне против терроризма”, – разъяснил Ди Рита”[19]. В сравнении: “согласно закрытой бюджетной строке к затратам на “имиджевый наряд” России можно отнести около 170-180 млн рублей в год”[20].

В течение достаточно продолжительного времени – более десяти лет с момента распада СССР и начала демократических преобразований в стране – государством не велось никакой специальной деятельности, направленной на формирование положительного имиджа России за рубежом. В период до 90-х годов XX века мощная пропагандистская машина обеспечивала повсеместное информационное присутствие и обеспечение интересов СССР. Этот процесс проводился на прочной идеологической основе. Так в 1961 году было создано Агентство печати “Новости” (АПН), которое было призвано вести “пропаганду советского образа жизни за рубежом”. В том же направлении работали Союз советских обществ дружбы, в определенной степени – Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС).

Однако после кардинальных изменений в начале 90-х годов власти отказались от старых методов ведения информационной политики за пределами страны, не предложив ничего взамен. В итоге, страна постепенно теряла не только очень сильный информационный ресурс, но и “сдавала” свои позиции на мировой арене.

И, наконец, в 2001 году сразу три органа власти заявили о начале крупномасштабных и всеобъемлющих действий по работе над формированием положительного образа страны: это Администрация Президента РФ, Министерство печати, телевидения, радиовещания и средств массовой информации и Министерство иностранных дел Российской Федерации.

Такое единодушие государственных органов можно объяснить только крайней необходимостью. В 2001 г. Министр печати М.Лесин выразил озабоченность неверной интерпретацией в американской прессе событий, происходящих в России: “Необходимо разъяснять международному сообществу, что на самом деле происходит в России”[21]. На Всемирном конгрессе по информационному сотрудничеству в июне 2001 года С.Ястржембский заявил, что вопросами имиджа России надо заниматься так же серьезно, как и реформами. По его словам, за рубежом Россию воспринимают “неоднозначно”. Ссылаясь на данные социологических исследований, помощник президента подчеркнул, что сами потребители иностранных СМИ характеризуют подаваемую информацию о России как “ограниченную”, а “особенно игнорируется позитивная информация о России в американских СМИ”. На Международной конференции “Современные имидж технологии в бизнесе” Е.М. Примаков начал свое выступление так: “Подавляющее большинство материалов о России в зарубежных СМИ носят негативный или пессимистический характер. Причем, сегодня о России думают и пишут хуже, чем в 60-е и 70-е годы”[22]. Таким образом, становится понятно, что власть решила вплотную заняться проблемой имиджа не только потому, что о нас плохо пишут и думают, но и потому, что это негативно отражается на способности отстаивать политические позиции страны по ключевым вопросам, наносит ущерб экономике, инвестиционной и культурной привлекательности России.

Имидж страны – “это унифицированный для массового сознания виртуальный образ страны, созданный средствами эмоционально-психологического и художественного воздействия, в котором тесно переплетаются оценка реальной ситуации и мнения, сформированные с целью повышения престижа, уважения к стране и ее популяризации”. Имидж страны бывает внутренним – для граждан, и внешним – для мирового сообщества[23]. Оба имиджа между собой тесно связаны, поскольку восприятие образа страны обществом не может сильно отличаться от его действительного состояния, следовательно, задача конструирования позитивного имиджа задает приоритеты развития самого общества – ставит на первое место заботу о людях. Когда человеку станет комфортно в своем государстве, когда он будет обеспечен необходимыми ресурсами (не только материальными, но и духовными), защищен и востребован, именно тогда отпадет необходимость в формировании имиджа, поскольку он уже будет создан реальными действиями власти. А пока о своем внутреннем имидже власть имущие заботятся лишь накануне выборов. Этот имидж не слишком хорош, но перед выборами они его несколько улучшают, применяя разные подходы к разным слоям населения. Таким образом, единого имиджа нет, и не создается внутри страны.

Итак, формирование позитивного образа общества – один из основных инструментов его развития. Важная роль в данном процессе отводится СМИ, поскольку они оказывают беспрецедентное влияние на общественное мнение, служат как источником информации, так и мощным информационным оружием, которое активно используется в информационной войне. Нужно отметить, что дискредитация России в западных средствах массовой информации является не столько спланированной операцией определенных сил, сколько вызвана давлением конкуренции, которой подчинены все составляющие мировой экономики. “Складывающееся положение вызвано не только реальными проблемами российского общества, но и отсутствием системы информационного противодействия государственных и финансово-промышленных структур потоку негативных оценок положения в России”[24].

Западное общество все еще воспринимает “русского медведя” с настороженностью, несмотря на значительный прогресс в области экономических отношений. Истоки такого восприятия кроются в сформировавшихся негативных стереотипах относительно нашей страны:

- глубоко укоренившийся в западном сознании стереотип о том, что Россия неспособна провести все реформы без руководства со стороны Запада, который призван осуществлять постоянный мониторинг усилий, предпринимаемых российскими лидерами, особенно в области экономики и защиты прав человека;

- стереотип о новой военной угрозе, вызванный необоснованными страхами относительно российской армии и особенно ядерных вооружений, которые могут выйти из-под контроля в любой момент;

- домыслы о том, что правительственные структуры вовлечены в коррупцию и преступность, которые не только подрывают рост различных инвестиций в российский рынок, но и делают невозможным восприятие России в качестве цивилизованного субъекта международного права.[25]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: