Концепции модернизации обязательного медицинского страхования в Российской Федерации

Основным способом решения проблемы адаптации бюджетной модели здравоохранения к условиям рыночной экономики является институт медицинского страхования.

Введение страхового механизма мобилизации дополнительных ресурсов в бюджетную модель здравоохранения в виде обязательного медицинского страхования (ОМС) в начале 90-х годов происходило в условиях экономического спада и стагнации экономики страны. В целом это привело к тому, что данная система практически не выполнила свою основную функцию, в лучшем случае данные средства оказались бюджетозамещающими.

Не оправдались также надежды, что введение системы страхования позволит в короткие сроки повысить эффективность системы здравоохранения за счет конкуренции между медицинскими организациями. Это обусловлено тем, что исторически сеть учреждений здравоохранения формировалась на основе принципов построения системы по уровням предоставления медицинской помощи и исключения дублирования.

Опыт Российской Федерации, а также международный опыт, подтверждает, что введение страховых механизмов, в частности, обязательного медицинского страхования, в неподготовленную и неэффективную систему здравоохранения не позволяет в полной мере реализовать преимущества страховых принципов организации финансирования здравоохранения. В результате за 10 лет в здравоохранении сохранились прежние принципы организации предоставления медицинской помощи и содержания сети медицинских учреждений при снижении относительных показателей их обеспеченности финансовыми ресурсами.

Вялотекущий характер реформ обусловлен в том числе и длительным периодом осознания необходимости перехода от принципа всеобщей доступности бесплатного получения медицинской помощи к принципу предоставления медицинской помощи определенного уровня и объема, обеспеченной при этом конкретным целевым источником финансирования. Прогрессивные страховые механизмы финансирования здравоохранения при консервативных способах управления здравоохранением не могут реализоваться.

Поэтому реформирование обязательного медицинского страхования на современном этапе возможно только в контексте системных изменений в здравоохранении, основные направления которых определены Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки Правительства Российской Федерации № 1387 от 5 ноября 1997 г.

Вместе с тем, реализация страховых принципов уже сформировала новые методы медико-экономической оценки предоставляемой медицинской помощи, формализованные, в частности, в систему вневедомственного контроля качества медицинской помощи в противовес традиционной системе исключительно ведомственного контроля, существовавшие многие десятилетия в здравоохранении. Особенно важно отметить, что введение страхования способствовало созданию института прав пациента как потребителя медицинской помощи. Как социальный институт ОМС обеспечивает большую прозрачность финансовых потоков в здравоохранении.

Следует отметить, что в соответствии с нормами статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся только координация вопросов здравоохранения, т.е. основную ответственность за предоставление населению бесплатной медицинской помощи несут органы государственной власти субъектов Российской Федерации и, в силу прямого указания частей 1 и 2 статьи 41 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления.

В соответствии с Посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 19 апреля 2002 года и от 4 апреля 2001 года необходимо осуществить завершение перехода к страховому принципу оплаты медицинской помощи, что предполагает устранение имеющихся в обязательном медицинском страховании недостатков, в том числе пробелов в законодательном регулировании.

Структура органов управления обязательным медицинским страхованием аналогична структуре органов управления здравоохранения в системе органов государственной власти России, построенной на принципах федерализма. Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, ежегодно утверждаемая Правительством Российской Федерации, содержит виды и объемы медицинской помощи. Она является основой для утверждения территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи, содержащих территориальные программы обязательного медицинского страхования. Это соответствует конституционному положению о нахождении вопросов здравоохранения в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Поэтому проводить изменения организационной структуры системы обязательного медицинского страхования на данном этапе нецелесообразно.

Доминирующим принципом формирования обязательного медицинского страхования должна стать сбалансированность доходов и расходов. Реализация страховых принципов мобилизации ресурсов на нужды отрасли должна сопровождаться постепенным замещением финансовых средств поступающих из других источников, в первую очередь из бюджетов всех уровней, средствами, направляемыми страховыми организациями в лечебно-профилактические учреждения за предоставленные медицинские услуги.

Таким образом, в настоящее время необходимо провести модернизацию ОМС, сконцентрировав основные усилия на достижении сбалансированности ресурсов и обязательств системы, а также создать условия и предпосылки реформирования здравоохранения.

Основное содержание модернизации системы обязательного медицинского страхования и условий ее осуществления.

Целью модернизации ОМС является обеспечение условий устойчивого финансирования медицинских организаций для предоставления населению бесплатной медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:

• обеспечение сбалансированности доходов системы ОМС и ее обязательств по предоставлению гарантированной медицинской помощи застрахованным гражданам;

• обеспечение эффективных механизмов целевого и рационального использования средств всеми субъектами системы ОМС;

• устранение недостатков, накопившихся в системе за период ее существования;

• гармонизация правовых и организационно-экономических механизмов взаимодействия обязательного медицинского страхования, здравоохранения и граждан.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сказать, что в условиях кризисного состояния здравоохранения большое значение должно придаваться социальной значимости медицинского страхования, изысканию дополнительных возможностей восстановления здоровья граждан. В условиях расширения рынка медицинских услуг страховые организации могут взять на себя значительную долю долгосрочного кредитования бюджетного сектора экономики.

Система медицинского страхования, как один из секторов рыночной экономики, формирует собственную структуру финансовых ресурсов и затрат, вступает в финансовые отношения с другими субъектами финансового рынка. Формирование страхового рынка медицинских услуг должно базироваться на универсальной правовой базе. Необходимо выработать, в частности, экономические и правовые требования, предъявляемые к созданию любых страховых организаций; критерии оценки возможной сферы страховых операций, исходя из организационно-правового статуса страховой медицинской организации; размера основного капитала, запасных фондов.

Как показывает практика, эффективность страхования повышается за счет удовлетворения растущего спроса на медицинские страховые услуги даже за короткий период действия его региональных видов. Задачей страховых организаций является придание медицинскому страхованию более гибкой, удобной и выгодной формы.

Важным аспектом развития ОМС является разработка схемы взаимодействия между страховой медицинской организацией и лечебно-профилактическим учреждением. Подобное взаимодействие в условиях рыночных отношений может быть основано либо на договоре о подряде, либо на договоре о совместной деятельности. При этом страховая медицинская организация выступает в роли заказчика, а лечебно-профилактическое учреждение - исполнителя. Существенным недостатком подрядного договора является неподготовленность лечебно-профилактических учреждений к работе в новых организационно-правовых условиях. Для устранения недостатков подрядной формы договора целесообразно на переходный период в качестве базового договора принимать договор о совместной деятельности. Однако договор о совместной деятельности имеет довольно ограниченные возможности применения. Поэтому по мере развития страховой медицины, совершенствования механизма хозяйственной деятельности лечебно-профилактических учреждений будут созданы предпосылки для перехода к собственно подрядным договорам между страховыми медицинскими организациями и лечебно-профилактическими учреждениями.

На мой взгляд, данным механизм реализации медицинского страхования в России будет способствовать развитию рыночных отношений в здравоохранении, обеспечит универсальность и финансовую устойчивость этой формы медицинского страхования.

Весьма важным для создания эффективной системы ОМС в России является приведение в соответствие организационно-правовой реформы СМО с некоммерческим характером их деятельности, а также создание экономических взаимосвязей между такими страховщиками и застрахованными лицами.

Представляется, что реформирование системы ОМС РФ должно идти по следующим направлениям:

- распределение обязанности уплаты взносов по ОМС между работником и работодателем;

- создание в системе ОМС в РФ публично-правовых некоммерческих организаций, управление которыми осуществляется с участием страхователей;

- обеспечение возможности влияния застрахованных на финансовое состояние СМО в системе ОМС;

- обеспечение условий для конкуренции между страховыми медицинскими организациями, в том числе возможности формирования каждой из таких организаций своих конкурентных преимуществ.[15]

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архипов А. П. О совершенствовании системы ОМС / А. П. Архипов // Финансы. 2009. №9. – с. 41-46.

2. Гвозденко А. А. Основы страхования: учебник / А. А. Гвозденко. – 2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2004. – с. 54-56.

3. Гинзбург А. И. Страхование: серия «Краткий курс» / А. И. Гинзбург. – СПб.: Питер, 2004. – с. 58-59.

4. Грязнова А. Г. Финансы / А. Г. Грязнова, Е. В. Маркина. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 459 с.

5. Левант Н. А. ДМС в России: факторы поступательного развития / Н. А. Левант // Финансы. 2010. №9. – 43 с.

6. Логвинова И. Л. О некоторых аспектах организации ОМС за рубежом / И. Л. Логвинова // Финансы. 2010. №6. – 50, 52 с.

7. Никулина Н. Н. Страхование. Теория и практика: учебн. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит», «Бухучет, анализ и аудит» / Н. Н. Никулина, С. В. Березина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – с. 74-80.

8. Поляк Г. Б. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Г. Б. Поляк. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2009. – 486 с.

9. Русакова О. И. Медицинское страхование: учебн. пособие / О. И. Русакова, С. В. Шейко, Н. Н. Абашин. – Иркутск.: Изд-во БГУЭП, 2003. – с. 38-39.

10. Русецкая Э. А. Совершенствование медицинского страхования как центрального звена безопасности жизнедеятельности граждан / Э. А. Русецкая // Страховое дело. 2010. №4. – с. 20-32.

11. Саватюгин А. Л. Новое в регулировании деятельности страховщиков / А. Л. Саватюгин // Финансы. 2010. №8. – 7 с.

12. Сахирова Н. П. Страхование: учебн. пособие / Н. П. Сахирова. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. – с. 559-562.

13. Старченко А. А. Деятельность СМО в реализациим требований указа президента РФ от 28.06.2007 №825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения» / А. А. Старченко // Страховое дело. 2010. №8. – с. 17-23.

14. Старченко А. А. Модернизация ОМС: несущие требования к законопроекту «Об Обязательном медицинском страховании в РФ» / А. А. Старченко // Страховое дело. 2010. №6. – с. 52-55.

15. Шахов В. В. Страхование: учебник для вузов / В. В. Шахов. М.: ЮНИТИ, 2003. – 41 с.

16. Федорова Т. А. Страхование: учебник / Т. А. Федорова – 2-е изд. М.: Экономистъ, 2005. – с. 337-365.

 

 

Приложение 1

Таблица 2.1

Структура системы обязательного медицинского страхования, виды расходов, платежей и резервов.[16]

 

Структура системы обязательного медицинского страхования Вид расходов, платежей, резервов
Территориальный фонд ОМС Содержание аппарата управления Формирование страхового резерва Финансирование страховых медицинских организаций
Страховая медицинская организация (СМО) Ведение дел Формирование резервов: запасного и резерва финансирования предупредительных мероприятий Финансирование лечебно-профилактических мероприятий
Лечебно-профилактические учреждения Стоимость медицинской помощи Оплата труда Приобретение медикаментов, перевязочных средств Приобретение производственного и непроизводственного оборудования Продукты питания Канцелярские принадлежности Командировки и служебные разъезды Оплата коммунальных услуг, ремонта Другие расходы

 


[1] Федорова Т. А. Страхование: учебник / Т. А. Федорова – 2-е изд. М.: Экономистъ, 2005. 338 c.

[2] Грязнова А. Г. Финансы / А. Г. Грязнова, Е. В. Маркина. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 459 с.

[3]Никулина Н. Н. Страхование. Теория и практика: учебн. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «финансы и кредит», «Бухучет, анализ и аудит» / Н. Н. Никулина, С. В. Березина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. с. 74-75.

[4]Левант Н. А. ДМС в России: факторы поступательного развития / Н. А. Левант // Финансы. 2010. №9. 43 с.

[5]Русецкая Э. А. Совершенствование медицинского страхования как центрального звена безопасности жизнедеятельности граждан / Э. А. Русецкая // Страховое дело. 2010. №4. 23 с.

 

[6]Федорова Т. А. Страхование: учебник / Т. А. Федорова – 2-е изд. М.: Экономистъ, 2005. 340 c.

[7] Федорова Т. А. Страхование: учебник / Т. А. Федорова – 2-е изд. М.: Экономистъ, 2005. с. 343-345.

[8]Русецкая Э. А. Совершенствование медицинского страхования как центрального звена безопасности жизнедеятельности граждан / Э. А. Русецкая // Страховое дело. 2010. №4. 23 с.

[9]Федорова Т. А. Страхование: учебник / Т. А. Федорова – 2-е изд. М.: Экономистъ, 2005. 345 с.

[10]Федорова Т. А. Страхование: учебник / Т. А. Федорова – 2-е изд. М.: Экономистъ, 2005. с. 345-346.

[11]Сахирова Н. П. Страхование: учебн. пособие / Н. П. Сахирова. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. – 561 с.

[12]Федорова Т. А. Страхование: учебник / Т. А. Федорова – 2-е изд. М.: Экономистъ, 2005. 346 с

[13]Логвинова И. Л. О некоторых аспектах организации ОМС за рубежом / И. Л. Логвинова // Финансы. 2010. №6. 50 с.

 

[14]Федорова Т. А. Страхование: учебник / Т. А. Федорова – 2-е изд. М.: Экономистъ, 2005. с. 346-349.

1. [15]Логвинова И. Л. О некоторых аспектах организации ОМС за рубежом / И. Л. Логвинова // Финансы. 2010. №6. 52 с.

 

[16]Никулина Н. Н. Страхование. Теория и практика: учебн. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит», «Бухучет, анализ и аудит» / Н. Н. Никулина, С. В. Березина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – с. 77.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: