Анализ статистики обращений граждан в органы местного самоуправления на примере Самарской области

Наибольшее количество обращений граждан в органы местного самоуправления поступает по вопросам оформления земельных участков, адресной поддержкой малообеспеченных групп населения, отселения из ветхого жилья, неудовлетворительном коммунальном обслуживании на фоне роста стоимости коммунальных услуг. Как правило, это вопросы водоснабжения, ремонта жилья и коммунальных систем, благоустройства территории, уборки и вывоза мусора и т.п. В последнее время участились обращения, связанные с деятельностью ТСЖ и управляющих компаний[26].

В Администрацию Самарской области в 2008 году поступило 11262 обращения. Из них 8128 обращений было письменных, что составляет 72%, 3134 – устных (28%). Количество обращений увеличилось на 3486 или на 45%. От жителей городов области поступило 8367 (74%) обращений, в том числе из г. Самары – 4932 (44%), от жителей сельских районов – 2628 (24%), иногородних – 267 (2%).

Наибольшее количество обращений поступило по вопросам жилищно-коммунального хозяйства – 4614 (39%), социального обеспечения – 2366 (20%), финансов – 709 (6%), правоохранительной системы – 591 (5%), связи – 579 (5%), беженцев и переселенцев – 473 (4%), сельского хозяйства – 355 (3%), здравоохранения – 349 (3%) и другие.

337 жалоб граждан было рассмотрено с выездом на место контрольной инспекцией, управлением по работе с обращениями граждан, юридическим управлением, государственной жилищной инспекцией Самарской области, а также департаментами. Инспекционное обследование дало возможность на местах более глубоко изучить суть вопроса и объективно подойти к его решению, а также выявить недостатки в работе органов местного самоуправления.

Из всего спектра вопросов главными оставались жилищные и вопросы коммунально-бытового обслуживания – 4614 вопросов (39%). Особенно это проявлялось в письмах пенсионеров, многодетных и одиноких матерей, беженцев и вынужденных переселенцев, северян и уволившихся в запас офицеров, а также лиц, пострадавших при радиационных катастрофах.

Не менее значимыми были вопросы социального обеспечения– 2366, или 20%. Обращения этой темы касались трудностей повседневной жизни, низких размеров пенсий, финансирования предусмотренных действующим законодательством льгот, несоответствия получаемых доходов уровню прожиточного минимума. Пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи часто обращались за материальной и социальной помощью.

На одну треть увеличилось количество обращений по вопросам обеспечения законности и охраны правопорядка ( 591). Основными были вопросы о пересмотре судебных приговоров, об ускорении исполнений решений судов.

Увеличилось количество обращений по вопросам связи на 27% по сравнению с тем же периодом прошлого года (всего было 579 вопросов).

Не ослабевает острота проблем вынужденных переселенцев – 473 вопроса. Как правило, это в первую очередь жилищные вопросы, а также получения гражданства, трудоустройства и т.д.Всем заявителям письменно или устно были даны разъяснения.

Тематика обращений сельских жителей(всего поступило 2628 обращений, или 24 %) отличается от характера вопросов, изложенных в письмах жителей городов. Строительство дорог, газификация жилья, сохранение сельских школ и сельскохозяйственных организаций, социальные и земельные вопросы – такие темы наиболее часто волнуют жителей села.

Вдвое увеличилось число обращений по вопросам здравоохранения– 349 вопросов. Наибольшее количество обращений касалось обеспечения лекарственными препаратами льготной категории граждан, несогласия с новым порядком выдачи лекарств по льготным рецептам.

На том же уровне по количеству обращений остаются вопросы образования(92). Большую часть составили обращения о реорганизации сельских школ.

Необходимо отметить хорошо поставленную работу по рассмотрению обращений граждан в департаментах социальной защиты населения, здравоохранения, отделении пенсионного фонда РФ по Самарской области, Государственной жилищной инспекции, контрольной инспекции, правовом управлении, в администрациях городов Самарской области.

К сожалению, имелись случаи необоснованных задержек ответов и формального рассмотрения. Многие обращения были рассмотрены формально. Формальный подход к рассмотрению обращений граждан в 2008 году наиболее часто наблюдался в администрациях гг. Самары, Чапаевска, Сызрани. В эти администрации неоднократно направлялись письменные напоминания с поручениями доработать вопросы, поставленные в письмах заявителей. При подготовке ответов исполнителям необходимо обратить внимание на содержание текста, полноту информации на все поставленные в обращении вопросы.

В 2008 году Администрация Самарской области продолжила работу по совершенствованию системы реализации и защиты прав и свобод граждан. В этом направлении осуществляется тесный контакт с аппаратом Уполномоченного по правам человека.

Администрацией Самарской области и впредь будет продолжена работа по улучшению организации рассмотрения обращений граждан и принятию действенных мер при решении жизненно важных проблем населения.

Заключение

Субъективные права воплощаются в реальную жизнь, реализуются на практике лишь тогда, когда носитель этих прав пред­принимает действия по их защите; эти действия он совершает с частной целью - защитить свои права, но вместе с тем его правозащитные действия способст­вуют устранению подобных нарушений в будущем, и, значит, укреплению пра­вопорядка. Таким образом, в действиях индивидов по защите субъективных прав реализуется одновременно и частный, и публичный интерес. Обращения граждан понимались именно как форма “правозащитных” действий.

Право на обращения граждан закреплено в высшем законе РФ Конституции 1993 г.[27] В статье 33 Конституции говорится: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы местного самоуправления».

В отсутствие единого нормативного акта, регулирующего работу с обраще­ниями граждан на федеральном уровне, каждый субъект РФ, орган, каждое министерство и ведомство по-своему организует её. Таким образом, различные министерства и ведомства, особенно те, которым приходится работать с особенно мощными потоками обращений имеют свои внутренние ведомственные акты, регламентирую­щих работу соответствующих подразделений.

В настоящее время в стране действует множество ве­домственных подзаконных нормативно-правовых актов, регламентирующих по­рядок рассмотрения обращений граждан в тех или иных государственных ор­ганах страны. Единственным общегосу­дарственным актом, действующим в этой сфере общественных отно­шений, является безнадёжно устаревший Указ Президиума Верховно­го Совета СССР от 12 апреля 1968 г. "О порядке рассмот­ре­ния предложений, заявлений и жалоб граждан".

До сих пор нет единого порядка принятия, учёта и рассмотрения обращений граждан, нет их чёткой классификации. Федерального закона об обращениях граждан нет.

Государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации, их руководители и другие должностные лица, к ведению которых не относится решение вопросов, поставленных в предложениях, заявлениях, жалобах, направляют их не позднее чем в пятидневный срок по принадлежности, извещая об этом заявителей, а при личном приеме разъясняют, куда им следует обратиться.

Но этот правой акт не учитывает нынешнее устройство Российской Федерации. Поэтому некоторые субъекты и ведомства пытаются самостоятельно регулировать этот вид деятельности.

 

 

Список использованной литературы

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993г.// Российская газета, 1993, № 237

2. Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"№ 59-ФЗ от 02.05.2006 // Справочно-правовая система «Гарант».

3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 6 октября 2003г. (по состоянию на 10 апреля 2009г.) – Новоибирск: Сиб. Универ. Изд-во, 2007.

4. Указ Президента РФ от 3 апреля 1997 г. №288 "Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан" // Российская газета. - 1997. - № 71

5. Указ Президента РФ от 21 апреля 1998 г. №426 "О разграничении функций между Администрацией Президента Российской Федерации и Аппаратом Правительства Российской Федерации при рассмотрении обращений граждан"// Российская газета. – 1998. - № 80

6. Указ Прези­диума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. № 2534-VII “О порядке рассмотрения предложений, заяв­лений и жалоб граждан”// Свод законов СССР, т 1, с 237

7. Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан и ведения делопроизводства по ним в судебном департаменте при верховном суде Российской Федерации» от 05.06.2001 № 94// Российская газета, 2004, № 230

8. Инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений, жалоб и организации приема граждан в федеральных органах правительственной связи и информации от 24 апреля 2000 г. N 2205// Российская газета, 2000, № 92-93.

9. Порядок работы с письменными и устными обращениями граждан, поступившими в общественную приемную мэрии г. Тольятти» от 26.03.2001 г // Городское управление, 2008, № 12. - С. 78-87

10. Васильев В.И. Законодательная основа муниципальной реформы. — М.: «Формула права», 2005.

11. Ермолаева А.В. Ланденко М. Работа с обращениями граждан в органах государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (на примере Саратовской области)// Секретарское дело. – 2004. - №12. - С 34 – 42.

12.  Жеребцова Л.А. Основы организации работы с устными обращениями граждан (на примере Минтруда российской федерации)// Делопроизводство. – 2004. - №1. – С. 49 - 52.

13. Лапин В.А., М.Э.Сволто и др. Местное самоуправление как форма самоорганизации общества. - М.: Флинта, Наука, 2002.

14.  Маслов А.А. Работа с обращениями граждан в аппарате полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе// Секретарское дело. – 2002. - №1. - С. 6 - 10

15.  Мосягина О.В. Работа с обращениями граждан: нормативное регулирование// Справочник секретаря и офис-менеджера. – 2002. - №5. - С.41 – 44.

16.  Мосягина О.В. Работа с обращениями граждан: организация и технология работы// Справочник секретаря и офис-менеджера. – 2003. - № 2. - С.40 – 46.

17. Овчинников И.И., Писарев А.Н. Муниципальное право России: Учебник. — М.: Эксмо, 2007.

18. Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. — М.: Статут, 2007.

19. Подсумкова А.А. Местное самоуправление в России: некоторые вопросы становления и развития. Изд. 3-е дополн. и изм. - Саратов: ПАГС, 2008.

20. Подсумкова А.А. Муниципальное управление: соварь-справочник. – Саратов: ПАГС, 2008.

21. Подсумкова А.А. Основы местного самоуправления. Часть 3. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления: тетрадь для самоподготовки. – Саратов: ПАГС, 2009.

22. Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. — М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2006.

23.  Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2007.

24. Чаннов С.Е. Муниципальное право. — М.:Юрайт-Издат, 2006.

25. Шугрина Е.С. Гарантии права на осуществление местного самоуправления. Автореферат диссертации на соискание ученой степени
доктора юридических наук. - М.Профи, 2008.

26.  Ямпольская Н.А. О субъективных правах советских граждан и их гарантиях// Вопросы советского государственного права. - 1959. – 6. - С. 61- 66


[1] Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003г. (по состоянию на 10 апреля 2007г.; включая измен., вступ. в силу с 1 января 2009г.). – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. – С.6.

[2] Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003г. (по состоянию на 10 апреля 2007г.; включая измен., вступ. в силу с 1 января 2009г.). – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. – С.41.

[3] Овчинников И.И., Писарев А.Н. Муниципальное право России: Учебник. — М.: Эксмо, 2007. – С.16.

[4] Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003г. (по состоянию на 10 апреля 2007г.; включая измен., вступ. в силу с 1 января 2009г.). – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. – С. 41.

[5] Подсумкова А.А. Муниципальное управление: словарь-справочник. – Саратов: ПАГС, 2008. – С.34-35.

[6] Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003г. (по состоянию на 10 апреля 2007г.; включая измен., вступ. в силу с 1 января 2009г.). – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. – С.41-43.

[7] Шугрина Е.С. Гарантии права на осуществление местного самоуправления. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. - М.Профи, 2008. – С.14-15.

[8] Подсумкова А.А. Местное самоуправление в России: некоторые вопросы становления и развития. Из. 3-е дополн. и изм. – Саратов: ПАГС, 2008. – С.26-27.

[9] Конституция РФ от 12 декабря 1993г.// Российская газета, 1993, № 237.

[10] Подсумкова А.А. Местное самоуправление в России: некоторые вопросы становления и развития. Из. 3-е дополн. и изм. – Саратов: ПАГС, 2008. – С.25.

[11] Маслов А.А. Работа с обращениями граждан в аппарате полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе// Секретарское дело. – 2002. - №1. - С. 7.

[12] Лапин В.А., М.Э.Сволто и др. Местное самоуправление как форма самоорганизации общества. - М.: Флинта, Наука, 2002. – С.154.

[13] Ермолаева А.В. Ланденко М. Работа с обращениями граждан в органах государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (на примере Саратовской области)// Секретарское дело. – 2004. - №12. - С 37.

[14] Подсумкова А.А. Муниципальное управление: словарь-справочник. – Саратов: ПАГС, 2008. – С.32.

[15] Подсумкова А.А. Местное самоуправление в России: некоторые вопросы становления и развития. Изд. 3-е дополн и изм. – Саратов: ПАГ, 2008. – С.20.

[16] Мосягина О.В. Работа с обращениями граждан: нормативное регулирование// Справочник секретаря и офис-менеджера. – 2002. - №5. - С.41.

[17] Хропанюк В.Н. Теория государства и права М., 1997, С. 318 – 31.9

 

 

[18] Ямпольская Н.А. О субъективных правах советских граждан и их гарантиях// Вопросы советского государственного права, - М. – 1959. - С.64.

[19] Свод законов СССР, т 1, с 237

[20] Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. — М.: Статут, 2007. – С. 65.

[21] ВВС СССР. - 1980. - № 15. - Ст. 192

[22] Мосягина О.В. Работа с обращениями граждан: нормативное регулирование// Справочник секретаря и офис-менеджера, 2002, №5, С. 34

[23] Мосягина О.В. Работа с обращениями граждан: нормативное регулирование// Справочник секретаря и офис-менеджера, 2002, №5, С. 34

[24] Чаннов С.Е. Муниципальное право. — М.:Юрайт-Издат, 2006. – С.75.

[25] Мосягина О.В. Работа с обращениями граждан: нормативное регулирование// Справочник секретаря и офис-менеджера, 2002, №5, С. 34

[26] Подсумкова А.А. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. Часть 3. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления: тетрадь для самоподготовки. – Саратов: ПАГС, 2009. – С.36-39.

[27] Российская газета, 1993, № 237




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: