Уровень развития глазомера

1. Возьми красный прямоугольник и найди такой же по размеру среди других, не прикладывая свой прямоугольник к другим.

2. Посмотри внимательно на эти два прямоугольника. На сколько один больше другого?

3. У меня есть два одинаковых квадратика. Сложи их и получится прямоугольник. Теперь найди такой же прямоугольник.

4. Назови самый большой треугольник?

5. Какого цвета самая маленькая фигура?

6. Назови все квадраты, начиная с самого маленького.

7. Посмотри на этот кружок и скажи в какое отверстие на этом листе бумаги он может поместиться?

Во время опроса мы использовали раздаточный материал (Приложение №1) и игрушки, которые хорошо знакомы детям и находятся у них в группе. По ходу опроса детей мы заполняли таблицу (Приложение №2), которая должна помочь нам оценить уровень знаний детей о величине предметов. В таблице мы использовали следующие критерии: самостоятельность, адекватность, эмоциональность, познавательная активность и желание заниматься.

    Основной проблемой, которая была выявлена во время опроса, было непонимание детьми разницы таких параметров величины как ширина и длина. Дети постоянно путали их, показывая длину и ширину одинаково, так как на рисунке 1.

Рисунок 1

                                                              Ширина

 

                                                              Длина

        

    Иногда длину путали с высотой. Показывали ее поставив прямоугольник на ребро. (рис. 2)

                                                                                                                 Рисунок 2

 


                                                                 Длина

    Все это говорит о не правильном понимании детьми таких параметров как ширина, высота и длина. Сами слова: ширина, длина и высота, не всем детям были понятны, то есть видно, что в тех детских домах, откуда пришли дети, не уделялось должное внимание занятиям по теме «размер предметов». Но на данном этапе они проявляли большой интерес к раздаточному материалу и проявляли познавательную активность. На следующем этапе мы попробуем уточнить знания детей о высоте, ширине и длине с помощью логических игр с применением сюжета.

 

 

§2. Формирование умения сравнивать у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений с ма­тематическим содержанием Формирующий этап

        

На основе данных полученных во время констатирующего этапа нашего эксперимента мы построили следующую методику по совершенствованию умений детей сравнивать предметы. Нами выли выбраны следующие игры:

«Назови что в руке» Ведущий раскладывает на столе различные фигуры. Дети их рассматривают и называют. Убрав фигуры, ведущий по очереди вызывает детей к столу. Сзади в руку ребенку дают одну из убранных фигур, а он должен на ощупь определить и вслух назвать фигуру.

Логические блоки Дьенеша (Приложение №4):

1. «Найди все фигуры как эта» (по форме, по размеру)

2. «Найди все фигуры не такие как эта» (по форме, по размеру)

3. «Цепочка»

4. «Второй ряд»

5. «Домино»

Рамки и вкладыши Монтессори

    Во время проведения этих игр использовался один и тот же прием, сюжет, мы просили ребенка выполнить какие либо действия для того чтобы построить забор для домика, или разобрать кирпичики для стройки и т.д. дети с большим удовольствием играли в эти игры. Им нравилось помогать сказочным персонажам, изображать из себя строителей и т.д. 

 

 

§3. Уровень умений сравнивать у детей старшего дошкольного возраста после проведения игровых упражнений  


Контрольный этап

 

На данном этапе мы провели опрос, используя те же вопросы, что и на констатирующем этапе, но с усложнением.

С этими вопросами дети справились гораздо лучше. Однако, некоторые дети остались на прежнем уровне знаний (Приложение №3). Все изменения мы выделили в своей таблице темными клетками. Это мы можем объяснить невнимательностью и отсутствием интереса к занятиям.  

Выводы

На основе анализа особенностей восприятия детьми размеров предметов сделаем выводы:

1. Дети часто признак размера закрепляют за кон­кретными предметами и поэтому далеко не сразу познают относительность в оценке размеров.

2. Нередко испытывают большие затруднения в различении разных видов протяженности иоцен­ке размеров, так как, с одной стороны, не всегда точно используют слово, определяющее тот или иной вид протяженности.

3. Путают параметры предмета если его форма сложнее чем у прямоугольника.

4. Лучше ориентируются в размерах после игры на данную тему с игрушками и сюжетом.

 

Учение должно быть радостным!

Поэтому я рекомендую воспитателям старших групп использовать логические игры с использованием сюжета в процессе обучения детей.

Литература

1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – форма – количество: Опыт работы по развитию познават. способностей детей дошкольного возраста / Рус. пер. под ред. В.В. Юртайкина. – М.: Просвещение, 1984. – 64 с., ил.

2. Васильева Т. Дидактические игры и упражнения в системе сенсорного воспитания дошкольников. В сб.: Совершенствование умственного воспитания детей дошкольного возраста. – Челябинск, 1984

3. В царстве смекалки / Под ред. М.К. Потапова, Текстол. обработ. Ю.В. Нестеренко – 3-е изд. – М.: Наука, 1981. – 207с., ил

4. Давайте поиграем: Мат игры для детей 5-6 лет: Кн. Для воспит. дет. сада и родителей / Н.И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр, Т.М. Чеботаревская; Под ред. А.А. Столяра – М.: просвещение, 1991 – 80с.: ил

5. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб., 1996

6. Дошкольное воспитание №9 2004 года Ежемесячный научно-методический журнал, Издательский дом «Воспитание дошкольника» Москва.

7. Дошкольное воспитание №8 2005 года Ежемесячный научно-методический журнал, Издательский дом «Воспитание дошкольника» Москва. «О совершенствовании элементарных математических предсавлений»

8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста/Сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко. - М., 1979.

9. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки / Под ред. М.К. Потапова, текст. обраб. Ю.В. Нестеренко – 3-е изд. – М.: Наука, 1981. – 207с.: ил

10. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателей дет. сада / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. – М.: Просвещение, 1992. – 191 с. ил.

11. Козак О.Н. Большая книга игр для детей от3 до 7 лет – СПб: Союз, 1999 – 33с.

12. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «дошкольная педагогика и психология». – М.: Просвещение, 1974. – 368с. ил.

13. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – 583с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»)

14. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005. – 320с.

15. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 94с.: ил.

16. Никитин Б.П. Интеллектуальные игры 5-е изд.

17. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная пресса, 2004. – 512с.

18. Поддъяков Н.Н. Развитие ребенка-дошкольника // Педагогика. – 1996 - №5

19. Программа «Одаренный ребенок» (Основные положения) – М.: Новая школа, 1995. – 64с.

20. Психология дошкольника: Хрестоатия: Для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. Г.А. Урунтаева. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 408с.

21. Радуга: Программа и метод. руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет в дет. саду / Т.Н. Даронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; сост. Т.Н. Доронова – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1997. – 211с.: ил.

22. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – 2е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 344с.

23. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Минск, 1976. – С. 78 – 90.

24. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности №2110 «Педагогика и психология (дошк.)» / Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр; под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – 303 с. ил.

 

 

Оценка опроса по итогам констатирующего этапа.

ФИО ребенка Возраст Самостоятельность Адекватность Эмоциональность Познавательная активность Желание заниматься
1 Авешникова Анжелика 5 лет - + + - -
2 Агейкина Аргентина 5 лет + + + - -
3 Бредихин Владик 6 лет - + + + +
4 Калеев Алеша 6 лет + + - + -
5 Колупаев Ваня 5 лет + + + + +
6 Корнев Витя 6 лет + + + + +
7 Кулакова Соня 5 лет - - - + +
8 Лебедева Вера 6 лет + - - + +
9 Логунова Маша 6 лет + + + - -
10 Миронцев Вова 5 лет + + + + +
11 Печенюк Маша 5 лет - + + - -
12 Погулова Таня 6 лет - + + - -
13 Понасюк Вика 6 лет + + + - -
14 Протасова Настя 6 лет - + - + +
15 Сушков Петя 5 лет - + + + +
16 Толстых Лера 6 лет - + + + +
17 Шуленин Данила 7 лет + + + + +
18 Шуленин Саша 5 лет - + + + +

 

Оценка опроса по итогам контрольного этапа.

ФИО ребенка Возраст Самостоятельность Адекватность Эмоциональность Познавательная активность Желание заниматься
1 Авешникова Анжелика 5 лет - + + - -
2 Агейкина Аргентина 5 лет + + + - -
3 Бредихин Владик 6 лет + + + + +
4 Калеев Алеша 6 лет + + - + -
5 Колупаев Ваня 5 лет + + + + +
6 Корнев Витя 6 лет + + + + -
7 Кулакова Соня 5 лет - - - + +
8 Лебедева Вера 6 лет + + + + +
9 Логунова Маша 6 лет + + + - -
10 Миронцев Вова 5 лет + + + + +
11 Печенюк Маша 5 лет - + + + +
12 Погулова Таня 6 лет - + + + +
13 Понасюк Вика 6 лет + + + + +
14 Протасова Настя 6 лет - + - + +
15 Сушков Петя 5 лет + + + + +
16 Толстых Лера 6 лет - + + + +
17 Шуленин Данила 7 лет + + + + +
18 Шуленин Саша 5 лет - + + - -

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: