Глава III. Фоносемантическая оценка цыганских фольклорных текстов

ВААЛ – это название проекта по изучению и компьютерному моделированию скрытого воздействия текстов на человека, который разрабатывается с 1992 года. В его рамках был создан ряд компьютерных программ, наиболее известными из которых являются системы ВААЛ и Vaal Toolbox [8].

В нашем исследовании будет использована программа ВААЛ-мини, в которой реализованы алгоритмы оценки фонетического на человека слов и текстов русского языка. Теория такого воздействия для русского языка была разработана в середине 70-х годов доктором филологических наук А.П.Журавлевым [8].

Фоносемантическая оценка текста основана на гипотезе вторичного звукосимволизма и признанных в психологии синестетических эффектах – скрытой связи звукового образа с незвуковым [8]. Согласно гипотезе вторичного звукосимволизма символика звука считается отсветом, который бросает условное значение слова на свою звуковую форму. Если случайно оказывается. В последнее время предложено иное решение, которое может быть названо гипотезой вторичного звукосимволизма [8]. Согласно этой точке зрения символика звука является отсветом, который бросает условное значение слова на свою звуковую форму. Если случайно оказывается, что некоторый звук встречается в нескольких частотных словах со сходной семантикой, то эта семантика в сильно обобщенном виде проецируется на данный звук, и теперь уже звук, даже отдельно взятый, вызывает подсознательные ассоциации, связанные с семантикой слов. Единственно возможным путем описания звуковой символики является перечисление оценочных признаков [8].

Для оценки фоносемантического воздействия в русском языке используются 24 шкалы, представленных парами антонимичных прилагательных русского языка: хороший - плохой, красивый - отталкивающий, радостный - печальный, светлый - темный и т.д. [8].

Всем звукам языка по этим шкалам сопоставлены оценки [8]. Специальные формулы позволяют на основе этих оценок сопоставить оценки отдельным словам и целым текстам. Эти оценки не осознаются людьми, но особым образом поставленные эксперименты показывают, что воздействие на подсознание имеет место и что оно довольно сильное [8].

Допустим, даны названия двух озер - Эвелоуп и Зиппег. Опросы испытуемых показывают, что большинство на вопрос о возможной форме этих озер отвечают, что, по их мнению озеро Эвелоуп имеет округлую форму, а озеро Зиппег - угловатую, с изрезанными берегами. Данный пример ясно показывает, что такое воздействие фонетики слова на подсознание [8].

С помощью программы было оценено большое количество специальных текстов - молитв, проповедей, заклинаний, заговоров, гипнотических формул и др. Это позволило выявить устойчивые характеристики таких текстов [8].

Для осуществления фоносемантической оценки нами было отобрано 20 текстов из фольклора цыган Беларуси, двух жанров – 10 сказок и 10 песен, записанных нами во время этнографических экспедиций. Соответственно первоначальные особенности были сохранены. Принимая во внимание не только жанровые особенности, но и различное функциональное назначение, нами была предпринята попытка изучения механизмов воздействия исполнителя на слушателя.



Глава IV. Обсуждение результатов

Результаты фоносемантической оценки текстов двух жанров для удобства анализа были сведены в сравнительную таблицу (Первоначальный вариант в виде двух диаграмм по алгоритму А. П. Журавлева приведен в Приложении):

Результаты фоносемантической оценки текстов двух жанров для удобства анализа были сведены в сравнительную таблицу (Первоначальный вариант в виде двух диаграмм по алгоритму А. П. Журавлева приведен в Приложении):

Показатель по Pesnia.doc Пары антонимов Показатель по Skazka.doc
46.4 хороший - плохой 21.1
33.1 красивый - отталкивающий 18.4
20.7 безопасный - страшный -5.4
32.3 простой - сложный 11.2
32.4 гладкий - шероховатый 7.6
28.6 округлый - угловатый -5.7
-0.1 добрый - злой -14.6
3.6 светлый - темный -0.3
64.3 величественный - низменный 24.3
9.8 тяжелый - легкий -6.5
53.8 грубый - нежный 21.7
66.8 мужественный - женственный 24.9
56.7 сильный - слабый 28.6
60.0 холодный - горячий 32.7
58.7 громкий - тихий 35.8
56.2 храбрый - трусливый 34.5
55.1 могучий - хилый 32.8
77.0 большой - маленький 22.9
-3.7 веселый - грустный 10.9
-14.6 подвижный - медлительный 19.0
-22.1 быстрый - медленный 13.1
-10.9 активный - пассивный 33.7
38.1 яркий - тусклый 34.5
20.0 радостный - печальный 25.1

 

Как видно из таблицы, тексты обоих жанров в той или иной степени производят впечатление хорошего, красивого, величественного, грубого, простого, мужественного, сильного, холодного, громкого, храброго, могучего, большого, яркого, радостного. Данные характеристики полностью соответствую как стилю самих цыганских фольклорных текстов, так и манере их исполнения.

Фоносемантическая оценка цыганских песен и сказок отличается по следующим показателям: безопасный – страшный, округлый – угловатый, подвижный – медлительный, быстрый – медленный, активный – пассивный. Категорией «страшный» характеризуются сказки, что не вызывает удивления у исследователя и лишь подтверждает анализ с точки зрения сюжета – в цыганском фольклоре преобладают мотивы смерти и превращений в оборотней. Фоносемантическая оценка показывает усиление эффекта воздействия на слушателя за счет звуковых механизмов.

«Округлость» цыганской песни и «угловатость» сказки также достаточно очевидны: песня является поэтическим произведением, в котором достаточно часто употребляются повторы, междометия и йотированные частоты, сказка – повествовательный жанр. Об особенностях манеры исполнения свидетельствуют характеристики песни как медлительного, пассивного, медленного, а сказки, как активного, подвижного, быстрого.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что фоносемантическая оценка текста как нельзя лучше позволяет выявить те особенности фольклорного текста, которые хотя и очевидны для исследователя по получении результатов, но скрыты от невооруженного глаза в процессе исследования.



Заключение

Антропологическое исследование по своей природе представляет собой несколько взаимообусловленных этапов: этнография – сбор полевого этнографического материала и его первоначальная обработка, этнология – более высокий, сравнительный уровень и антропология – теоретический уровень.

Зачастую исследователи выбирают для себя одно их этих направлений, предпочитая заниматься либо сбором сырого этнографического материала либо разработкой теоретических вопросов. Но как показывает история этнологических учений, наиболее плодотворна деятельность тех исследователей, которые начинают с работы в поле, а позже выходят на теоретический уровень осмысления. Именно в таком случае, на наш взгляд, исследователю приходят на помощь компьютерные методы контент-анализа.

На наш взгляд, наиболее плодотворным может быть применение ККА между вторым и третьим этапом работы, когда полевой материал уже собран, прошел первоначальную обработку и поставлены задачи более высокого антропологического порядка.

Как показали исследования этнопсихологов, ККА позволяет нам анализировать не только отдельные интервью и составлять психологический портрет отдельных личностей, но работать с такими тонкими и сложно фиксируемыми категориями, как национальные стереотипы. В некоторых же случаях применение методики ККА является единственно возможным вариантом решения проблемы.

Наиболее актуальная проблематика белорусской этнологии сегодня – изучение межэтнических отношений. Как известно, на территории Беларуси проживает около десятка значительных этнических групп (русские, поляки, украинцы, литовцы, евреи, татары, цыгане). Поэтому перспективы применения ККА в белорусской этнологии, которая уже преодолела этап первоначального накопления материала, вполне очевидны.


 


Список литературы к реферату

1. Алмаев, Н.А. Группировка и кластеризация семантических категорий и тем в литературном произведении / Н.А. Алмаев, Г.Ю. Малкова, Е.В. Селяева // Психология высших когнитивных процессов: труды Института психологии РАН / РАН, сост и науч. ред. Н.И. Чуприкова. – Москва, 2004. – С. 250 – 260.

2. Воловикова, М.И. Этнокультурное исследование представлений о справедливотси (на примере молдован и живущих в Молдове цыган) / М.И. Воловикова, Л.М. Соснина // Вопросы психологии. – 2001. - №2. – С. 85 – 93.

3. Зверев, В.М. Социологическое прочтение философских идей России XVIII века: контент-анализ / В.М. Зверев. – СПб.: Изд-во РХГИ, 1998. – 158 с.

4. Круг идей: историческая информатика в информационном обществе: сборник научн. статей / Мосгосархив; редкол.: Л.И. Березкин (отв. ред.) [и др.]. – Москва, 2001. – 508 с.

5. Лурье, С.В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы: учеб. пособие для вузов. – 2-е изд. / C.В. лурье. – Москва: Альма матер, 2005. – 624 с.

6. Малкова, Г.Ю. Контент-анализ автобиографических рассказов в изучении личностных свойств / Г.Ю. Малкова. – Москва, 2005. – 22 с.

7. Манаев, О.Т. Контент-анализ описание метода [Электронный ресурс] / О.Т. Манаев // Библиотека «Пси-фактора». - 2001. Режим доступа: http://psyfactor.org/lybr.htm. Дата доступа: 13.11.2008.

8. О системе ВААЛ [Электронный ресурс] / Официальный сайт проекта ВААЛ. Режим доступа: http://www.vaal.ru/index.php. Дата доступа: 13.11.2008.

9. Шалак, В.И. Современный контент-анализ / В.И. Шалак. – Москва: Омега-Л, 2004. – 270 с.

10. Mizrach, S. A Content Analysis. Annotated Bibliography: articles on using computer-assisted content analysis [Electronic resource] / ed. dr. S. Mizrach. - Florida International University, Department of Sociology/Anthropology. – Mode of access: http://www.fiu.edu/~mizrachs/academentia.html. Date of access: 13.11.2008.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: