Предполагается, что главный фактор развития информационного общества - это производство и использование разнообразной информации

 Эта концепция является разновидностью теории постиндустриального общества, основу которой заложили Д. Белл и О. Тоффлер.

        

 Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Постиндустриальными странами называют, как правило, те, в которых на сферу услуг приходится значительно более половины ВВП.

 Вообще-то, ряд западных и отечественных политологов и политэкономов склоняется к тому, чтобы отделить концепцию информационного общества от концепции  постиндустриального.

 Но, на  мой взгляд, концепция информационного общества продолжает теорию постиндустриального общества. Я согласна с Д. Беллом, который утверждает, что революция в организации и обработке информации и знания, в которой центральную роль играет компьютер, развивается в контексте постиндустриального общества.

 В этой связи интересно мнение профессора У. Мартина, который  под информационным обществом понимает «развитое постиндустриальное общество». Оно утверждается  прежде всего на Западе, в тех странах (в Японии, США и Западной Европе), в которых в 60-х — 70-х годах сформировалось постиндустриальное общество.

У. Мартин выделил пять критериев для характеристики информационного общества:

-технологический: информационные технологии  широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту;

-социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни;

-экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара;

-политический: свобода информации, ведущая к политическому диалогу между различными социальными слоями населения;

-культурный: признание культурной ценности информации, утверждение информационных ценностей в интересах развития общества.

Интересна, на мой взгляд, рекомендация профессора - понимать информационное общество    не в буквальном смысле, а рассматривать как ориентир, тенденцию изменений в современном западном обществе. По его словам,  в развитых капиталистических странах уже сейчас можно назвать целый ряд вызванных информационными технологиями изменений, которые подтверждают концепцию информационного общества, а именно:

-структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы;

-растущее осознание необходимости компьютерной грамотности;

-широкое распространение компьютеров и информационной технологии;

-развитие компьютеризации и информатизации общества и образования;

-поддержка правительством развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций.

В свете этих изменений, как считает Мартин, "информационное общество можно определить как общество, в котором качество жизни так же, как перспективы социальных изменений и экономического развития в возрастающей степени зависят от информации и  способов ее эксплуатации.

В таком обществе  рынок, система образования, формы труда и отдыха находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания.

     В  информационном обществе национальные информационные ресурсы – это  его основная экономическая ценность, его самый большой потенциальный источник богатства. Эти  ресурсы в единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими их активизировать и эффективно использовать, являются информационным потенциалом общества.

Первым государством, сформировавшим информационное общество, стали в 1960-70-е годы США. В настоящее время к числу таких государств можно отнести большинство экономически развитых стран Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона.

 Президент России тоже не устает повторять, что повысить качество жизни россиян без развития информационных технологий невозможно. Как я понимаю, Д.А. Медведев выделяет как главный приоритет развития страны - построение развитого информационного общества и требует от правительства выделения значительных денежных сумм на развитие информационных технологий.

 

 Проблемы информационного общества.

Происходящие в современном обществе изменения способствуют развитию науки и производства, создают возможности для реализации духовных устремлений личности, однако одновременно влекут за собой появление больших и малых проблем, иногда довольно серьезных, ставящих под сомнение дальнейшее непрерывное развитие человеческой цивилизации.

Одной из наиболее животрепещущих проблем является дифференциация государств, их разделение на развитые в информационном отношении и отсталые. Некоторые  страны, производящие технологию и знания (прежде всего США, некоторые страны Западной Европы), развиваются, в числе прочего, за счет выноса ряда материальных, нередко экологически вредных производств, в другие страны мира.

Складывающаяся ситуация создает дополнительные предпосылки для возникновения как скрытых, так и открытых межгосударственных конфликтов, негативно влияет на стабильность в мире, способствует распространению кризисов - экономических и политических, терроризма

Кроме того, подобное положение дел можно наблюдать и внутри государств. Возрастающие требования к образованию могут привести к огромному разрыву между образованными (элитой) и необразованными слоями населения. В результате  происходит отдаление этих групп, теряется связь между ними.

Другая опасность заключаются в овладении большой частью членов общества технологиями обработки информации (а значит, и  возможностью манипулирования информацией), что дает в руки практически любого человека довольно мощное средство пропаганды и реализации своих идей.

 Приведу пример. Сейчас молодежи активно навязывается идея аудионаркотиков. В Интернете распространено огромное количество сайтов с восторженными отзывами тех, кто уже будто бы пробовал цифровые наркотики. Основной посыл - удовольствие такое же, как от употребления обычных наркотиков, но цифровые наркотики якобы совершенно безвредны и не вызывают привыкания. Казалось бы, нет ничего проще - нужно всего лишь отправить смс за небольшие деньги, послушать музыкальный трек, и фантастическое удовольствие обеспечено. Это пример манипулирования сознанием молодежи (целевая аудитория здесь молодежь, т.к. именно молодежь больше всего любит и не боится испытывать необычные ощущения) для собственного обогащения.

 В дополнение к этому можно выделить еще одну очень важную проблему информационного общества. Это проблема выбора. Что выбрать потребителю из огромного количества товаров, услуг?  В приложении к культуре – это  тоже проблема потребительской навигации.  В год производится 700 тысяч песен, 6 тысяч кинофильмов, миллионы текстов и книг. Что из этого следует почитать, послушать, посмотреть? Если человек не будет пить, есть и спать, а только слушать современную музыку, ему не удастся прослушать и малой толики того, что выходит каждый год. Беспредельно растут мощности культурного производства.

    Человек получает гарантированно среднее качество, скроенное по лекалам для всех. Проблема в том, что самое оригинальное, острое, проблемное, неординарное, что  могло бы  понравиться, до нас  почти не доходит. Так обстоит дело в литературе нон-фикшен, которая выходит микроскопическими тиражами, мы это видим в арт-хаусном кино, которое никогда не окупается. Конечно, есть критики, мнение которых может служить ориентиром в выборе фильмов и книг.  Но проблема в том, что и они уже не могут справиться с объемом работ.

В мире огромное количество - более двух тысяч - литературных премий, только в нашей стране их более трехсот.  

    Эксперименты и исследования показывают, что, например, нужно потратить 500 часов  для того, чтобы нащупать свои тропинки в мире современной музыки.

Один человек уже не может  систематизировать информацию, рассмотреть ее достаточно объективно с различных сторон. Часто ему приходится действовать, основываясь на мнении других людей.  Но это предоставляет широкие возможности манипулирования обществом с помощью специально подобранной информации, навязывания ему целей, идущих вразрез с развитием цивилизации.

Одним из способов решения этой проблемы будет, видимо, усиление контроля со стороны государственных, полицейских органов за процессами производства, обработки и распространения информации, что уже и происходит в некоторых странах (например, мне известно, что в Китае уже есть ограничения на доступ к интернет- информции)

А усиление контроля, в свою очередь, несет угрозу превращения общества будущего в полицейское государство, в котором повсеместно распространенные информационные технологии позволят осуществлять надзор за действиями любого его гражданина. Естественно, что ни о каком гражданском обществе в таком случае не может быть и речи. Более того, повсеместный надзор и контроль могут вытравить, наряду с асоциальными (аферы, мошенничество), любые иные проявления индивидуальности.  

Иная проблема встает в связи с изменениями в сфере культуры в процессе образования информационного общества. Формирование, духовное становление человека происходит уже отнюдь не в традиционных рамках, когда социальных статус родителей почти автоматически определял  общественную  судьбу почти каждого человека. Развал  идеологических структур традиционализма обеспечил определенную свободу выбора своего будущего почти каждой личностью. И поэтому серьезную опасность представляет появление  и распространение в  информационном обществе тех культурологических архетипов, которые не служат его развитию, способствуют моральному разложению, падению нравов. Скины, эмо, нацболы, готы, фаны - на мой взгляд, распространению этих, мягко говоря странных молодежных группировок тоже способствует открытость и доступность информационных ресурсов.

Потеря личностью способности ориентироваться в постоянно меняющемся внешнем мире, перенасыщение информацией может сформировать потребность в использовании различных средств ухода от действительности: в употреблении наркотиков, алкоголя, а также привести к чрезмерному увлечению виртуальными мирами, снижающему способности взаимодействия с окружающей средой, объективным миром. Уже сейчас развелось по всему миру огромное количество геймеров, которые живут и действуют в виртуальном мире компьютерных игр, а к обычному мало приспособлены. У некоторых из них развивается агрессия в том случае, если по какой-нибудь причине они лишаются возможности войти в этот свой мир. Меня потрясла статья про пятнадцатилетнего юношу, который из отцовского охотничьего ружья убил своих родителей и ранил дядю, как выяснилось впоследствии, за то, что они отобрали у него игровую приставку.

Хотелось бы выделить еще одну проблему. На мой взгляд, Интернет не только объединяет, но и разделяет людей. Возможность виртуального общения подчас заменяет реальное общение, вследствие чего люди могут чувствовать себя все более одиноко. Например, многие люди, которые ходили в шахматные, в го - и прочие клубы поиграть, теперь играют с виртуальными партнерами. Существует угроза распада института семьи, так как дети с родителями, мужья с женами, девушки с юношами все чаще общаются, используя такие программы, как Skype, с помощью которой можно не только слышать, но и видеть собеседника.

Одна из серьезных проблем информационного общества - это проблема осуществления защиты информации. Все больше появляется компьютерных специалистов- хакеров, основным занятием которых является получение неправомерного доступа к компьютерам и информации. Огромное количество распространенных вирусных программ требуют от пользователей осторожности, владения необходимыми навыками защиты собственной информации и своего компьютера.

Заключение

В заключении хочу сказать, что на мой взгляд, для предупреждения и преодоления отмеченных  проблем обществу и государству нужно  подумать о развитии таких механизмов, которые, с одной стороны, были бы направлены  на обеспечение прав и свобод личности, а с другой стороны, нельзя забывать и о развитии тех культурологических архетипов, которые сохраняют преемственность с историей человечества и вместе с тем адекватны происходящим изменениям.

 Мне кажется, также очень важно повышать информационную культуру и гигиену (правил безопасного потребления информации) общества.

Только в  этом случае информатизация общества будет способствовать прогрессу, повышению интеллектуального потенциала и культурного уровня людей.

 Поэтому так важен диалог руководителей государства с простыми гражданами, например, предложенная президентом дискуссия на тему, как преодолеть отсталость страны, в том числе и в сфере информатизации общества.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: