Социально – психологический институционализм Т. Веблена

 

Торстейн Бунде Веблен (англ. Thorstein Bunde Veblen; 30 июля 1857, Като, шт. Висконсин — 3 августа 1929, Менло-Парк, шт. Калифорния) — американский экономист, социолог, публицист, футуролог. Основоположник институционального направления в политической экономии. Доктор философии (1884). Преподавал в Корнельском (1890—1892), Чикагском (1892—1906), Стэнфордском (1906—1909) университетах, в университете штата Миссури (1910—1917).

Родился в семье норвежских переселенцев. Окончил Йельский университет, диссертация «Этические основания учения о воздаянии» (англ. Ethical Grounds of a Doctrine of Retribution). В 1892—1906 преподавал в Чикагском университете, в последующие годы работал в Стэнфордском университете и университете Миссури, стал одним из основателей Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке. Редактировал «Журнал политической экономии» (англ. «Journal of Political Economy»).

По определению Т. Веблена, «институты — это результаты процессов, происходивших в прошлом, они приспособлены к обстоятельствам прошлого и, следовательно, не находятся в полном согласии с требованиями настоящего времени [3]. Отсюда, по его мысли, необходимость их обновления в соответствии с законами эволюции к «требованиям настоящего времени», т.е. привычными способами мышления и общепринятым поведением. Эволюция общественной структуры по Веблену — это процесс естественного отбора институтов в борьбе за существование.

В основу своего анализа Т. Веблен положил психологи­ческую трактовку экономических процессов. Австрийской школе, которая рассматривала психологию индивида, Веб­лен противопоставил психологию коллектива. Именно она, по Веблену, является основой развития общества. Изучать нужно не поведение отдельных экономических субъектов, а коллективные действия профсоюзов, объединений предпринимателей, политических партий. Важно со­относить экономические теории с основными типами экономических субъектов: землевладельцев, рабочих, капиталистов и инженерно-технических работников. Их роль неодинакова на разных этапах существования экономики. Методологической основой исследо­ваний Веблена является неэкономическая трактовка эконо­мических явлений. Он анализировал их с исторических и со­циологических позиций. На первый план выдвинул социо­логические вопросы.

Т. Веблен поставил в центр исследований не «рационального», а «живого» человека и попытался определить, чем диктуется его поведение на рынке. Вот его слова: «Человека нельзя представить в качестве молниеносного вычислителя удовольствий и не­приятностей, или маленького шарика, раскатывающегося под действием стимулов, которые швыряют его туда-сюда, но в то же время он остается невозмутимым».

Экономические теории девятнадцатого века в своих построениях исходили из предпосылки существования «экономического человека», появление которого в экономическом анализе связывают с именем А. Смита. Это человек с независимыми предпочтениями, стремящийся к максимизации собственной выгоды и очень точно знающий в чем эта выгода состоит. Веблен поставил под сомнение два основополагающих положения классической школы:

— положение о суверенитете потребителя,

— положение о рациональности его поведения.

Т.к. Веблен находился под сильным влиянием идей К. Маркса, то он исходил из того, что основой социальной жизни любого общества является мате­риальное производство, при этом ограничивая его лишь технологией. Он полагал, что чувства, традиции и взгляды людей отстают от изменений в области технологии производства, а поступательное развитие общества в основном сводится к процессу умственного приспособления индивидов к этим изменениям. Все общество Веблен предлагал рассматривать как промышленную машину, чьими составными частями являются экономи­ческие институты.

Особое видение проблем социально-экономического развития общества Т. Веблен подчеркивал даже в названиях изданных им работ, в числе которых «Теория праздного класса» (1899), «Инстинкт мастерства» (1914), «Инженеры и система цен» (1921), «Собственность отсутствующего» (1923) (также его перу принадлежат «Место науки в современной цивилизации» (1919), «Очерки современной меняющейся системы» (1934), «Теория бизнеса и предпринимательства» (1965) и другие).  

Веблен доказал, что в рыночной экономике потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления, вынуждающих их принимать неразумные ре­шения. Именно благодаря Веблену в экономическую теорию вошло понятие «престижное или показное потребление», полу­чившее название «эффект Веблена». Престижное потребление имеет в своей основе существование так называемого «празд­ного класса», находящегося на вершине социальной пирамиды. Черта, указывающая на принадлежность этому классу — круп­ная собственность. Именно она приносит почет и уважение. Характеристиками класса крупных собственников являются де­монстративная праздность («не труд» — как высшая моральная ценность) и демонстративное потребление, тесно связанное с денежной культурой, где предмет получает эстетическую оцен­ку не по своим качествам, а по своей цене. Другими словами, товары начинают цениться не по их полезным свойствам, а по тому, насколько владение ими отличает человека от окружаю­щих (эффект завистливого сравнения). Чем более расточитель­ным становится данное лицо, тем выше поднимается его пре­стиж. Высшие почести возда­ются тем, кто, благодаря контролю над собственностью, извле­кает из производства больше богатства, не занимаясь полезным трудом. И если демонстративное потребление является подтвер­ждением общественной значимости и успеха, то это вынуждает потребителей среднего класса и бедняков имитировать поведе­ние богатых. Отсюда Веблен делает вывод, что рыночную эко­номику характеризует не эффективность и целесообразность, а демонстративное расточительство, завистливое сравнение, пред­намеренное снижение производительности. Не случайно мишенью критики в его самой известной работе «Теория праздного класса» (1899) явля­ется искусственная психология и ложная идея целесообразно­сти.

Как вызов классической политической экономии можно рас­сматривать мысли Веблена по поводу движущих мотивов чело­веческого поведения. Не максимизация выгоды, а инстинкт ма­стерства (изначально заложенное в человеке стремление к твор­честву), инстинкт праздного любопытства (продолжение инс­тинкта игры как формы познания мира) и родительское чувст­во (забота о ближнем) формируют облик экономики в целом.

Много внимания в своих работах Веблен уделял крити­ке монополий. Эта критика внесла смуту в ряды экономис­тов. В результате экономисты раскололись на два отряда:

1)на идеологов либерально-критического направления (к ним относятся и институционалисты);

2)на сторонников монополистического капитала.

Интересен и взгляд Веблена на главное противоречие капи­тализма, которое он рассматривал как противоречие между «биз­несом» и «индустрией». Под индустрией Веблен понимал сферу материального производства, основанную на машинной техни­ке, под бизнесом — сферу обращения (биржевых спекуляций, торговли, кредита). Индустрия, согласно взглядам Веблена, пред­ставлена функционирующими предпринимателями, менедже­рами и другим инженерно-техническим персоналом, рабочими. Все они заинтересованы в развитии и совершенствовании про­изводства и потому являются носителями прогресса. Производительным классом являются рабочие, а также организаторы производства и технические специа­листы, не имеющие своего капитала и использующие предоставлен­ные в кредит средства праздного класса. Основными параметрами, характеризующими мир индустрии, предстают уровень развития технической базы, уровень ква­лификации занятых в нем специалистов и их знаний. Предста­вители же бизнеса ориентированы исключительно на прибыль и производство как таковое их не волнует. Бизнес, по мнению Веблена, порождает национализм, религи­озное невежество, частную собственность, неся в себе негативный за­ряд.

В теории Веблена, капитализм (в его терминологии — «де­нежное хозяйство») проходит две ступени развития: стадию гос­подства предпринимателя, в течение которой власть и собст­венность принадлежат предпринимателю, и стадию господства финансиста, который не принимает непосредственного участия в производстве. Господство последних основано на абсентеистской (неосязаемой) собственности, представленной акциями, облигациями и другими ценными бумагами (фиктивным капиталом), которые приносят огромные спекулятивные доходы. В итоге непомерно расширяется рынок ценных бумаг, и рост размеров «абсентеистской собственности», которая является основой существова­ния «праздного класса» (финансовой олигархии), во много раз превосходит увеличение стоимости материальных активов кор­пораций. В результате противоречие между «бизнесом» и «ин­дустрией» обостряется, так как финансовая олигархия получает все большую часть своих доходов за счет операций с фиктив­ным капиталом, а не за счет роста производства, повышения его эффективности. Разрыв между бизнесом и производством служат основанием и главной причиной разрыва между движением производства и движением цен.

Господство праздного класса ведет к чрезмерной роли кредита в функционировании всей экономики. Значительная часть капитала используется в спекулятивных целях и не идет на развитие произ­водства. Возникает кредитная инфляция, за которой неизбежно сле­дует требования немедленного погашения ссуд. Итог — массовые банкротства и депрессии, которые по своей продолжительности на много превышают периоды подъема экономики.

Веблен постоянно подчеркивал, что разви­тие индустрии подводит к необходимости преобразований, неуклонному ускорению на­учно-технического прогресса и предсказывал возрастание роли инженерно-техниче­ской интеллигенции — «технократии» (лиц, идущих к власти на осно­вании глубокого знания современной техники), установление в будущем их власти. В трактовке Веблена основной целью «технократии» является наилучшая рабо­та промышленности, а не прибыль, как для бизнесмена, кото­рый к тому же не осуществляют производственных функций и занят лишь финансовой деятельностью, становясь тем самым лишним звеном экономической организации.

В результате реформ Т. Веблен предвидел установление «нового порядка», при котором руководство промышленным производст­вом страны будет передана специальному «совету техников», и «ин­дустриальная система» перестанет служить интересам «абсентеистских собственников» (монополистов), поскольку мотивом технократии и индустриалов явится не «денежная выгода», а служение ин­тересам всего общества. Собственность на капитал примет акционерную форму и, тем самым, перестанет быть частной собственностью. В обществе же, которым руководит технократия, производство будет функционировать для удовлетво­рения потребностей, будет осуществляться эффективное рас­пределение природных ресурсов, справедливое распределение. Технократические идеи Веблена получили развитие в работах его последователей.

Однако при всем этом, Веблен не является действи­тельным противником капитализма. Он стоял по сути дела на позициях защиты капитализма и предлагал лишь его ра­дикальное реформирование. Главное острие вебленской критики было направлено против интересов крупнейшей буржуазии. Это объясняется тем, что Веблен стоял на левом фланге западной экономической мысли и был идеологом радикально настроенной интеллигенции.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: