Гипотеза: графика наиболее ярко показывает возможности языка программирования, позволяет усилить интерес к среде программирования.
Изучение основ языков программирования я начал с языка программирования Pascal. Паскаль значительно легче для новичков. Да и не странно – его первые версии и разрабатывались специально лишь для обучения искусству программирования. Моё мнение - Pascal дисциплинирует программиста и приучает его мыслить логически.
Язык программирования Pascal назван в честь французского математика XVII века Блеза Паскаля. Язык создан в 1970 году швейцарским физиком Никлаусом Виртом.
Почему язык программирования назван именем французского математика? Дело в том, что Паскаль (в 1640 году) создал арифметическую (или счётную) машину, которая считается первым подобным устройством. Он даже смог изготовить и продать 10-15 её экземпляров, причём некоторые из них дошли до наших дней!
Оригинальная версия языка программирования Pascal была предложена в 1970 году. Впоследствии появилось множество версий и расширений этого языка. Наиболее популярным из них стал пакет Turbo Pascal фирмы Borland, выпущенный в 1983 году. Первая версия этого пакета предназначалась для операционной системы СР/М, но уже через год (в 1984 году) появилась версия для MS DOS. С тех пор было выпущено несколько версий этого пакета, последнюю из которых - Turbo Pascal 7.0 - я использовал для работы с графикой.
|
|
Предложенная мною работа может быть полезна для учащихся старших классов общебразовательных школ, также учителям школ и руководителям кружков. Работа позволяет научиться программированию на языке Pascal в среде Turbo Pascal. Рассмотрен весь процесс создания программы: от разработки алгоритма до получения результата - готовой программы. Приведено описание языка программирования и среды разработки; рассмотрены основные типы данных и алгоритмические структуры.
В нее включены специальные приложения с подборкой задач и готовыми программами для новичков, которые хотят не просто научиться программировать на языке Паскаль, но и стремятся использовать приобретенные знания для решения конкретных задач.
Выводы: Графика наиболее эффективно показывает возможности языка программирования.
Рождение Паскаль
Формально юбилей Паскаля пришёлся на ноябрь 2000 г., когда исполнилось 30 лет с момента первой официальной публикации описания языка. Но то был недоступный широкой аудитории технический отчет Швейцарского федерального технологического института ETH (Eidgenoessische Technische Hochschule). В самом начале 1971 г. отчет был перепечатан в первом номере журнала Acta Informatica. Так что рождение нового языка можно отсчитывать и с этого момента.
|
|
Его автор, швейцарский профессор Никлаус Вирт, во многом стал известен именно благодаря появлению Паскаля. Но и последующие его проекты убедительно доказали миру, что ключ к тайнам компьютеров — в гармонии математики, инженерии и программирования. И если грамотно подойти к делу, то можно реализовать языки, операционные системы и даже создать великолепные компьютеры, превосходящие промышленные образцы, силами обычных студентов!
Паскаль нередко противопоставляют другому языку — Си. Но вот что сказал в присутствии Вирта по этому поводу Деннис Ритчи, автор Си (1993): «Я утверждаю, что Паскаль очень близок языку Си. Одни, быть может, этому удивятся, другие — нет... Даже интересно, насколько они близки друг другу. Эти языки больше расходятся в деталях, но в основе своей одинаковы. Если вы взглянете на используемые типы данных, а также на операции над типами, то обнаружите очень большую степень совпадения... И это несмотря на то, что намерения Вирта при создании Паскаля весьма отличались от наших в языке Си. Он создавал язык для обучения, а потому преследовал дидактические цели. И, как я заметил это по Паскалю и по его более поздним языкам, Вирт был во власти своего стремления ограничить выразительные средства как можно сильнее...»
Да, Паскаль, в отличие от Си, не создавался как язык системного программирования. Во имя простоты и эффективности на том уровне понимания программирования Вирт сознательно пошел на заведомое ограничение возможностей языка, прежде всего в отношении общения с внешним миром (ввод-вывод и системно-зависимые средства). И все же думать, что Паскаль — язык исключительно для преподавания, было бы неверно. Послушаем на этот счет мнение самого Вирта (1984): «Утверждалось, что Паскаль был разработан в качестве языка для обучения. Хотя это утверждение справедливо, но его использование при обучении не являлось единственной целью. На самом деле я не верю в успешность применения во время обучения таких инструментов и методик, которые нельзя использовать при решении каких-то практических задач. По сегодняшним меркам Паскаль обладал явными недостатками при программировании больших систем, но 15 лет назад он представлял собой разумный компромисс между тем, что было желательно, и тем, что было эффективно».
Niklaus Wirth
Графические возможности языка Паскаль
Основная часть средств Pascal размещена на стандартных модулях. Модуль— это библиотека, которая содержит константы, описания типов данных, переменные и функции.
Наиболее часто используются модули System, Dos, Graph, Crt и др.
Процедуры и функции модуля System подключаются автоматически и обеспечивают управление выполнением программ, обработку строк, файлов, управление динамической памятью, производят математические расчеты и другие действия.
Модуль Dos поддерживает большинство функций операционной системы и некоторые функции обработки файлов.
Модуль Crt содержит процедуры и функции управления текстовым экранным режимом, использования цветов, окон и звуков.
Модуль Graph обеспечивает работу в графическом видеорежиме.Средства модуля Graph позволяют формировать на экране различные цветные изображения, которые могут выводиться как на весь экран, так и в предварительно созданные графические окна.
Поддерживается несколько типов линий и заполнений. Имеется набор поддающихся масштабированию шрифтов. Ряд подпрограмм модуля специально предназначен для отображения на экране различных фигур - заполненных и незаполненных.
Все подпрограммы разделены на категории по функциональному признаку.