Анализ состава поступления налоговых доходов в бюджет субъекта РФ за 2008-2010гг. (на примере бюджета

РСО – Алания)

 

          Как и федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ формируется за счет поступления налоговых и неналоговых доходов. Кроме того, доходную базу бюджетов субъектов формируют и межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

          Формирование налоговых доходов бюджета субъекта осуществляется за счет поступления от федеральных и региональных налогов, отчисляемых в соответствии с законодательством в бюджеты субъектов.

          Бюджет республики Северная Осетия – Алания на протяжении последних лет является дефицитным, и получает значительную финансовую поддержку в виде межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

          Но, тем не менее, есть у республики и собственная доходная база, формируемая как за счет налоговых, так и неналоговых доходов.

          Рассмотрим поступление налоговых доходов бюджет РСО – Алания за 2008-2010гг.

 

  Таблица №2

Структура налоговых доходов  бюджета РСО – Алания за 2008-2010гг., тыс. руб.

 

Наименование показателей

2008г.*

2009г.*

2010г.*

Сумма, тыс. руб. Удел. вес, % Сумма, тыс. руб. Удел. вес, % Сумма, тыс. руб. Удел. вес, %
Налоговые доходы            
 Налог на прибыль организации 2 333 721,7   44,45   824 934,0 21,13 890 781,9   17,23
НДФЛ 1 537 002,7   29,28 1 687 631,0 43,22 1 846 428,6   35,72
 Акцизы   755 432,5   14,39 678 279,2 17,37 1 779 553,0   30,32
НДПИ 9 454,2   0,18 9 266,7 0,24 9 120,0   0,18
Сбор за пользованием объектами животного мира 3,6   0,00 5,2 0,00 5,5 0,0
Государственная пошлина 265,6   0,01 208,5 0,01 897,6   0,02
Налог на имущество организации 376 964,0   7,18 442 075,0 11,32 605 377,0   11,71
Налог на игорный бизнес -274,3   -0,01 23,1 0,00 - -
Транспортный налог 22 594,5   0,43 48 387,1 1,24 35 421,7 0,69
Налоги на совокупный доход, в т. ч.            
Единый сельскохозяйственный налог 1491,0 0,03 1 397,8 0,04 1 754,0   0,03
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения на совокупный доход     211 628,0   4,03 211 185,2 5,41 212 364,5 4,1
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам   1 460,4   0,03 1 003,3 0,03 480,0   0,01
ВСЕГО ДОХОДОВ 5 249 743,9 100 3 904 396,1 100 5 169 819,3 100

*См.: Министерство финансов РСО-Алания

*См.: ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ ОТ 15.07.2009 г. № 31-РЗ "ОБ ИСПОЛНЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ ЗА 2008 ГОД"

*См.: Закон Республики Северная Осетия – Алания № 42-РЗ от 08.07.2010 г. «Об исполнении республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания за 2009 год»

*См.: Уточненная бюджетная роспись республиканского бюджета на 1 декабря 2010 года

 

Как видно в представленной таблице наибольший удельный вес в анализируемом периоде среди налоговых доходов бюджета составляют налог на прибыль, акцизы и НДФЛ. Что касается акцизов и НДФЛ, то их фактическое поступление в бюджет республики увеличивается к 2010 году, а налог на прибыль снижается в процентном отношении с 44,45% до 17,23%.

В целом как видно из таблицы налоговые доходы бюджета республики нельзя назвать исключительно стабильными. Так в 2008году налоговых доходов в республиканский бюджет было собранно 5 249 743,9 тыс. руб., в 2009 году налоговые доходы снизились до 3 904 396,1 тыс. руб. В 2010 году налоговые доходы составили 5 169 819,3 тыс. руб. Это связано с увеличением таких налогов как НДФЛ и акцизы.

Анализ поступления налоговых доходов в местные бюджеты за 2008-2010гг.

 

Доходы бюджета местного самоуправления являются достоянием всего сообщества, проживающего на территории. Этот канал доходности контролируется и регулируется представительным органом и администрацией. Доходы местного самоуправления складываются из налогов, платежей, поступлений от приватизации, сдачи в аренду муниципальной недвижимости, продажи земельных участков, средств поступающих в результате реализации инвестиционных проектов, а также кредитов, займов, дотаций и помощи.

Величина дохода местного самоуправления зависит от двух факторов: доходов, полученных с самой территории, и распределения налогов по бюджетам разных уровней.

Местные бюджеты – важный и неотъемлемый элемент бюджетной системы РФ, и, следовательно, вопросы, связанные с формированием доходной части местных бюджетов и их эффективным рациональным использованием так же является насущной, требующей детального рассмотрения, темой.

Как правило, уровень доходов местных бюджетов формируется за счет межбюджетных трансфертов вышестоящих бюджетов. Связано это с тем, что зачастую бюджеты республик и областей бывают дотационными, в связи с недостаточностью собственных налоговых и неналоговых доходов для осуществления возложенных на них задач.

Однако, нельзя говорить о том, что у местных бюджетов, равно как и других отсутствуют собственных доходы.

Рассмотрим формирование доходной части местных бюджетов за счет налоговых доходов за 2008-2010гг. на примере местных бюджетов РСО – Алания.

Таблица №3

Анализ динамики налоговых доходов местных бюджетов РСО – Алания  за 2008-2010гг., тыс. руб.

       

Местные бюджеты районов РСО - Алания 2008г.* 2009г.* 2010г.*
1 Алагирский район 268 050 99 347 84 424
2 Ардонский район 126 856 119 256 69 501
3 Дигорский район 187 364 58 737 57 227
4 Ирафский район 100 311 39 709 48 041
5 Кировский район 104 701 30 662 38 246
6 Моздокский район 369 315 212 587 200 114
7 Правобережный район 490 297 227 745 127 505
8 Пригородный район 325 424 74 245 181 211
9 г. Владикавказ 1 980 029 997 184 1 021 761
10 Итого налоговых доходов бюджетов 3 953 347 1 859 472 1 828 030

 

*См.: управление Федерального казначейства по РСО-Алания

                     

На основании данных таблицы № 3 можно проанализировать объем налоговых поступлений в местные бюджеты РСО – Алания за 2008-2010гг.

        Из таблицы видно, что наибольший объем налоговых поступлений в анализируемом периоде приходится на 2008г. Самые большие показатели собственных налоговых доходов у местного бюджета г. Владикавказа и Правобережного района РСО – Алания, это 1 980 029 тыс. руб. и 490 297 тыс.руб. соответственно.  

        Собственные налоговые доходы остальных местных бюджетов, как видно из таблицы не столь значительны, что собственно и объясняет их высокую дотационность.

        Так же на основании приведенных цифр можно сделать вывод о том, что за исследуемый период общий уровень собственных налоговых доходов всех местных бюджетов РСО – Алания значительно сократился.

        Так с 3 953 347 тыс. руб. в 2008г. налоговые доходы сократились до 1 828 030 тыс.руб. в 2010г.

        Во многом это объясняется невыполнением своих налоговых обязательств и уклонением от уплаты налогов значительной части налогоплательщиков и недостаточно эффективным налоговым контролем.

 

 

 

Глава 3. Совершенствование системы налоговых доходов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: