РСО – Алания)
Как и федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ формируется за счет поступления налоговых и неналоговых доходов. Кроме того, доходную базу бюджетов субъектов формируют и межбюджетные трансферты из федерального бюджета.
Формирование налоговых доходов бюджета субъекта осуществляется за счет поступления от федеральных и региональных налогов, отчисляемых в соответствии с законодательством в бюджеты субъектов.
Бюджет республики Северная Осетия – Алания на протяжении последних лет является дефицитным, и получает значительную финансовую поддержку в виде межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Но, тем не менее, есть у республики и собственная доходная база, формируемая как за счет налоговых, так и неналоговых доходов.
Рассмотрим поступление налоговых доходов бюджет РСО – Алания за 2008-2010гг.
Таблица №2
Структура налоговых доходов бюджета РСО – Алания за 2008-2010гг., тыс. руб.
|
|
Наименование показателей | 2008г.* | 2009г.* | 2010г.* | |||
Сумма, тыс. руб. | Удел. вес, % | Сумма, тыс. руб. | Удел. вес, % | Сумма, тыс. руб. | Удел. вес, % | |
Налоговые доходы | ||||||
Налог на прибыль организации | 2 333 721,7 | 44,45 | 824 934,0 | 21,13 | 890 781,9 | 17,23 |
НДФЛ | 1 537 002,7 | 29,28 | 1 687 631,0 | 43,22 | 1 846 428,6 | 35,72 |
Акцизы | 755 432,5 | 14,39 | 678 279,2 | 17,37 | 1 779 553,0 | 30,32 |
НДПИ | 9 454,2 | 0,18 | 9 266,7 | 0,24 | 9 120,0 | 0,18 |
Сбор за пользованием объектами животного мира | 3,6 | 0,00 | 5,2 | 0,00 | 5,5 | 0,0 |
Государственная пошлина | 265,6 | 0,01 | 208,5 | 0,01 | 897,6 | 0,02 |
Налог на имущество организации | 376 964,0 | 7,18 | 442 075,0 | 11,32 | 605 377,0 | 11,71 |
Налог на игорный бизнес | -274,3 | -0,01 | 23,1 | 0,00 | - | - |
Транспортный налог | 22 594,5 | 0,43 | 48 387,1 | 1,24 | 35 421,7 | 0,69 |
Налоги на совокупный доход, в т. ч. | ||||||
Единый сельскохозяйственный налог | 1491,0 | 0,03 | 1 397,8 | 0,04 | 1 754,0 | 0,03 |
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения на совокупный доход | 211 628,0 | 4,03 | 211 185,2 | 5,41 | 212 364,5 | 4,1 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам | 1 460,4 | 0,03 | 1 003,3 | 0,03 | 480,0 | 0,01 |
ВСЕГО ДОХОДОВ | 5 249 743,9 | 100 | 3 904 396,1 | 100 | 5 169 819,3 | 100 |
*См.: Министерство финансов РСО-Алания
*См.: ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ ОТ 15.07.2009 г. № 31-РЗ "ОБ ИСПОЛНЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ ЗА 2008 ГОД"
*См.: Закон Республики Северная Осетия – Алания № 42-РЗ от 08.07.2010 г. «Об исполнении республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания за 2009 год»
*См.: Уточненная бюджетная роспись республиканского бюджета на 1 декабря 2010 года
|
|
Как видно в представленной таблице наибольший удельный вес в анализируемом периоде среди налоговых доходов бюджета составляют налог на прибыль, акцизы и НДФЛ. Что касается акцизов и НДФЛ, то их фактическое поступление в бюджет республики увеличивается к 2010 году, а налог на прибыль снижается в процентном отношении с 44,45% до 17,23%.
В целом как видно из таблицы налоговые доходы бюджета республики нельзя назвать исключительно стабильными. Так в 2008году налоговых доходов в республиканский бюджет было собранно 5 249 743,9 тыс. руб., в 2009 году налоговые доходы снизились до 3 904 396,1 тыс. руб. В 2010 году налоговые доходы составили 5 169 819,3 тыс. руб. Это связано с увеличением таких налогов как НДФЛ и акцизы.
Анализ поступления налоговых доходов в местные бюджеты за 2008-2010гг.
Доходы бюджета местного самоуправления являются достоянием всего сообщества, проживающего на территории. Этот канал доходности контролируется и регулируется представительным органом и администрацией. Доходы местного самоуправления складываются из налогов, платежей, поступлений от приватизации, сдачи в аренду муниципальной недвижимости, продажи земельных участков, средств поступающих в результате реализации инвестиционных проектов, а также кредитов, займов, дотаций и помощи.
Величина дохода местного самоуправления зависит от двух факторов: доходов, полученных с самой территории, и распределения налогов по бюджетам разных уровней.
Местные бюджеты – важный и неотъемлемый элемент бюджетной системы РФ, и, следовательно, вопросы, связанные с формированием доходной части местных бюджетов и их эффективным рациональным использованием так же является насущной, требующей детального рассмотрения, темой.
Как правило, уровень доходов местных бюджетов формируется за счет межбюджетных трансфертов вышестоящих бюджетов. Связано это с тем, что зачастую бюджеты республик и областей бывают дотационными, в связи с недостаточностью собственных налоговых и неналоговых доходов для осуществления возложенных на них задач.
Однако, нельзя говорить о том, что у местных бюджетов, равно как и других отсутствуют собственных доходы.
Рассмотрим формирование доходной части местных бюджетов за счет налоговых доходов за 2008-2010гг. на примере местных бюджетов РСО – Алания.
Таблица №3
Анализ динамики налоговых доходов местных бюджетов РСО – Алания за 2008-2010гг., тыс. руб.
№ | Местные бюджеты районов РСО - Алания | 2008г.* | 2009г.* | 2010г.* |
1 | Алагирский район | 268 050 | 99 347 | 84 424 |
2 | Ардонский район | 126 856 | 119 256 | 69 501 |
3 | Дигорский район | 187 364 | 58 737 | 57 227 |
4 | Ирафский район | 100 311 | 39 709 | 48 041 |
5 | Кировский район | 104 701 | 30 662 | 38 246 |
6 | Моздокский район | 369 315 | 212 587 | 200 114 |
7 | Правобережный район | 490 297 | 227 745 | 127 505 |
8 | Пригородный район | 325 424 | 74 245 | 181 211 |
9 | г. Владикавказ | 1 980 029 | 997 184 | 1 021 761 |
10 | Итого налоговых доходов бюджетов | 3 953 347 | 1 859 472 | 1 828 030 |
*См.: управление Федерального казначейства по РСО-Алания
На основании данных таблицы № 3 можно проанализировать объем налоговых поступлений в местные бюджеты РСО – Алания за 2008-2010гг.
Из таблицы видно, что наибольший объем налоговых поступлений в анализируемом периоде приходится на 2008г. Самые большие показатели собственных налоговых доходов у местного бюджета г. Владикавказа и Правобережного района РСО – Алания, это 1 980 029 тыс. руб. и 490 297 тыс.руб. соответственно.
Собственные налоговые доходы остальных местных бюджетов, как видно из таблицы не столь значительны, что собственно и объясняет их высокую дотационность.
Так же на основании приведенных цифр можно сделать вывод о том, что за исследуемый период общий уровень собственных налоговых доходов всех местных бюджетов РСО – Алания значительно сократился.
|
|
Так с 3 953 347 тыс. руб. в 2008г. налоговые доходы сократились до 1 828 030 тыс.руб. в 2010г.
Во многом это объясняется невыполнением своих налоговых обязательств и уклонением от уплаты налогов значительной части налогоплательщиков и недостаточно эффективным налоговым контролем.
Глава 3. Совершенствование системы налоговых доходов