Криминалистическая портретная экспертиза

Наиболее существенная роль в идентификации личности принадлежит криминалистической портретной экспертизе. В результате ее проведения устанавливается факт тождества. В зависимости от характера объектов данный вид экспертизы может быть классифицирован на следующие подвиды:

1. экспертиза изображений людей по фотопортретам с целью установления, не изображено ли на двух и более фотоснимках одно и то же лицо;

2. экспертиза неопознанного трупа (фотоснимки которого представлены) и фотопортрета живого лица для установления личности трупа;

3. экспертиза прижизненных фотоизображений без вести пропавшего человека и черепа трупа для установления, мог ли обнаруженный череп принадлежать данному лицу;

4. экспертиза посмертной маски неизвестного человека и прижизненных фотоизображений без вести пропавшего с целью опознания трупа.

В основе отождествления личности применительно ко всем вышеперечисленным объектам лежит сравнительное исследование (сопоставительный анализ) признаков внешности. Успех экспертного отождествления по фотоснимкам во многом зависит от их правильного подбора, качества, времени и условий съемки. Представленные на исследование фотоснимки осматриваются экспертом, из них выбираются наиболее пригодные для сопоставления.

К числу приемов демонстрации совпадающих признаков можно отнести:

1. описание совпадающих признаков внешности по методу словесного портрета;

2. сопоставление - сравниваемые фотоснимки наклеивают рядом и одинаковыми цифрами отмечают совпадающие признаки;

3. совмещение - сложение частей снимков;

4. наложение - совмещение по одноименным анатомо-топографическим точкам изображения лиц, изготовленных на прозрачных фотопленках;

5. измерение расстояния между одноименными анатомо-топографическими точками и др.[25]

Фотопортретная экспертиза проводится для идентификации человека в результате исследования признаков внешности, запечатленных на фотографических снимках. Данная экспертиза, когда исследованию подлежат не только фотоснимки, но и слепки, рентгеноснимки лица и черепа, проводится в криминалистических учреждениях нередко комплексно, с привлечением судебных медиков и приобретает вид медико-криминалистической портретной экспертизы.

Успех экспертного установления личности по фотокарточкам в значительной мере зависит от тщательности подготовки материала, представленного на исследование. Наиболее эффективными будут результаты, если на экспертизу присланы высококачественные снимки лиц, сфотографированных с небольшим разрывом во времени и примерно в одних и тех же условиях (поза человека, освещение, состояние отдельных элементов внешности), т.е. сравниваемые снимки должны быть сопоставимыми.

На разрешение фотопортретной экспертизы ставится обычно вопрос: одно и то же или разные лица изображены на представленных эксперту фотоснимках.[26]

Фотопортретная экспертиза является одним из наиболее сложных родов экспертизы. Поэтому она, как правило, проводится с помощью комплекса методов: сравнительных, измерительных, графических, математических и кибернетических, обеспечивающих тщательное исследование не только качественных, но и количественных характеристик признаков внешности лиц, изображенных на сравниваемых объектах.

При производстве фотопортретной экспертизы необходимо учитывать возможные изменения идентификационных признаков внешности, обусловленные различными ракурсами съемки, а также неодинаковыми условиями освещения при выполнении нескольких фотосъемок в разное время. [27]

Экспертная фотопортретная идентификация располагает следующими методами исследования:

1. Визуальный метод - наиболее распространенный традиционный метод фотопортретной идентификационной экспертизы, применяемый при исследовании как одноракурсных, так и разноракурсных фотопортретов. При этом сравнивается визуально наблюдаемое своеобразие форм, размерных соотношений, положения и взаиморасположения признаков внешности, изображенных на исследуемых фотоснимках.

2. Метод линейных и угловых измерений применяется при исследовании одноракурсных портретных снимков. Суть его заключается в том, что на одномасштабных фотопродукциях, представленных на экспертизу портретных снимков, выделяется необходимое количество четко выраженных антропометрических точек и с помощью измерительных приборов (циркуля-измерителя, линейки, специального кругового транспортира) определяются расстояния между ними и величины углов, образуемых линиями, соединяющими в различных сочетаниях эти точки. Таким образом, определяются и затем сравниваются числовые показатели отношений (пропорций) отрезков и углов. Равенство соответствующих пропорций при совпадении оцениваемых признаков служит основанием для положительного вывода о том, что на сравниваемых снимках изображено одно и то же лицо, неравенство - для отрицательного вывода эксперта. [28]

3. Графический метод заключается в построении и сравнении в системе координат графиков, характеризующих линейные величины прямых, соединяющих соответствующие антропометрические точки, и степень изгиба контурных линий соответствующих частей лица. Следует иметь в виду, что эксперименты, проведенные с применением этого метода, дали обнадеживающие результаты, однако для практического использования его в судебной экспертизе требуются дополнительные экспериментальные исследования.

4. Метод координатных сеток, как и методы совмещения и наложения, применяется, главным образом, при исследовании равномасштабных одноракурсных портретных фотоснимков, выполненных в одинаковых условиях освещения. Данный метод может быть использован и при исследовании фотопортретов, изготовленных с небольшими различиями в ракурсе съемки, при условии, если они не вызвали существенных изменений признаков, совокупность которых необходима для вывода о тождестве. Данный метод связан с применением так называемых координатных сеток, представляющих собой пластины из прозрачной пленки (или стекла), на каждую из которых нанесена сетка равных квадратов. Метод координатных сеток применяется как вспомогательный наряду с визуальным методом. [29]

5. Метод совмещения изображений состоит в том, что на одной из сравниваемых фоторепродукций делаются вырезы по линиям, пересекающим наиболее информативные и четко выраженные признаки, после чего эта репродукция накладывается на другую и эксперт определяет, совмещаются или не совмещаются признаки внешности по линиям разреза.

6. Метод наложения диапозитивов (фотоаппликация) состоит в том, что равномасштабные одноракурсные пленочные диапозитивы (или негативы), изготовленные с представленных на экспертизу портретных фотоснимков, накладываются друг на друга по одноименным антропометрическим точкам. Разновидностью этого метода является фотоаппликация снимка черепа и прижизненно портретной фотокарточки пропавшего без вести. По полученным фотоснимкам устанавливается соответствие либо несоответствие черепа и головы, изображенной на прижизненном фотоснимке. При достаточно выраженном несоответствии делается отрицательный вывод о тождестве. [30]

Фотоснимки, направляемые на экспертизу, должны иметь четкое, резкое изображение.[31]

Объектами портретной экспертизы могут быть фотографии живых лиц и трупов, посмертные маски, рентгеноснимки, художественные, скульптурные и графические портреты, киноленты, видеозапись, голограммы, череп трупа неизвестного лица, иконографический материал (живописные, графические, иные художественные изображения человека), композиционные портреты.



Заключение

 

Внешний облик (внешность) человека издавна используются при опознании и уголовной регистрации преступников.

Криминалистическое учение о внешнем облике человека (габитоскопия) - это отрасль криминалистической техники, изучающая закономерности запечатления внешнего облика человека в различных отображениях и разрабатывающая технико-криминалистические средства и методы собирания, исследования и использования данных о внешнем облике в целях раскрытия и предупреждения преступлений.

Признаки внешности человека, как известно весьма разнообразны, многочисленны и в обиходе имеют разные названия. Чтобы использовать эти признаки в целях отождествления человека, их необходимо было классифицировать и при описании придерживаться единой терминологии.

В криминалистической классификации признаков внешности человека выделены две основные группы. Признаки, характеризующие особенности анатомического строения человека, принято называть анатомическими (или статическими). Другую группу образуют признаки, физиологической основой которых являются условно-рефлекторные процессы, сопровождающиеся возникновением динамического стереотипа движений человека. Это – привычные, автоматизированные движения и положения тела человека и его отдельных частей (походка, осанка, жестикуляция, мимика и др.). Признаки, входящие в данную группу, получили название функциональных (или динамических). [32]

Важное значение в методике словесного портрета имеют не только нормальные вариации признаков внешности, но и патологические формы – анатомические и функциональные аномалии. Они выделены в самостоятельную группу «особых примет». В особую группу выделены и так называемые броские признаки, т.е. сравнительно редкие, ярко выраженные, легко запоминающиеся признаки, имеющие существенное значение при розыске. Вспомогательную группу образуют признаки, характеризующие одежду и другие носильные вещи. Как дополнение к телесным признакам, они могут быть успешно использованы в опознавании при проведении розыскных мероприятий.

Возможность использования анатомических и функциональных признаков внешности для идентификации человека обусловливается прежде всего относительной устойчивостью этих признаков. Устойчивость анатомических признаков определяется постоянством костно-хрящевой основы тела человека. Возрастные и болезненные изменения анатомических признаков не могут иметь существенного практического значения, так как, во-первых, возрастные изменения происходят медленно и в пределах идентификационного периода не приводят к качественным различиям; во-вторых, болезненные (травматологические) изменения затрачивают лишь некоторые признаки, и поэтому индивидуальная совокупность признаков внешности каждого человека остается практически неизменной. Умышленные изменения анатомических признаков с помощью пластических операций не проходят бесследно и легко выявляются при освидетельствовании.

Что касается функциональных признаков внешности, то они в этом отношении менее надежны, поскольку могут быть легко изменены. Устойчивость функциональных признаков объясняется системностью в работе больших полушарий головного мозга, образованием динамического стереотипа (устойчивой системы условных рефлексов) определенных движений (при ходьбе, разговорной речи и т.д.). Чем сложнее система движений, тем медленнее осваивается она человеком, тем дольше формируется тот или иной динамической динамический стереотип. Но сформулировавшись, он становится устойчивым, трудно поддающимся влиянию волевых усилий человека. С этих психофизиологических позиций и следует переходить к оценке устойчивости функциональных признаков внешности.[33]

Несмотря на то, что метод словесного портрета не является новым, сегодня, он по праву занимает ведущее место в раскрытии преступлений разного характера.      

И то, что данные современной науки поставлены на службу этому методу, позволяет предполагать, что он еще долго будет одним из эффективных методов борьбы с преступностью. И нам как будущим специалистам в правоохранительной деятельности необходимо не только знать о существовании этого метода, но и обладать методикой использования «словесного портрета».

В зависимости от мероприятий, проведенных в целях установления личности, и их результатов определяются дальнейшие действия по использованию полученных выводов. При этом качество информации о признаках внешности, ее тщательный анализ, выбор необходимых технико-криминалистических средств и тактических приемов имеют решающее значение для успешного установления личности преступников и иных лиц.

В результате изложения материала, были полностью реализованы цель и задачи, поставленные во введении, а именно: изложены общие положения криминалистической идентификации личности по признакам внешности, раскрыта методика описания признаков внешности человека и охарактеризована криминалистическая портретная экспертиза.



Список литературы

 

1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ по состоянию на 20.10.2007 г. Новосибирск.: «Сибирское Университетское Издательство». 2007.

2. Аленин А.П. Использование словесного портрета в розыскной деятельности ОВД: Учебно-практическое пособие. Омск. 1996.

3. Альжева Н.И. Краткий курс по криминалистике. М. "Окей-книга". 2007.

4. Виниченко И.Ф. и др. Криминалистическое описание внешности человека. М. 1999.

5. Драпкин Л.Я., Карагодин В. Н. Криминалистика. М. "Проспект". 2007.

6. Зинин А.И., Кирсанова Л. З. Криминалистическая фотопортретная экспертиза. М.1991. Белкин Р.С. Курс криминалистики. М.: Издательство: "ЮНИТИ". 2001.

7. Зинин А.М. и др. Субъективные компьютерные портреты. М. 2003.

8. Игнашин В.И. Криминалистика. М. Издательство: "Феникс". 2006.

9. Ищенко Е.П., Образцов В. А Криминалистика. Издательство: "Элит». М. 2006.

10. Комиссарова Я.В., Килессо Е.Г., Перч В.О. Криминалистика + криминалисты / опыт борьбы с преступностью. М. "Юрлитинформ". 2005.

11. Криминалистика: Учебник/Под ред. И.Ф. Панфилова, Н.А. Селиванова. М.: Юрид.лит. 1998.

12. Мальцев О.А. Криминалистика: конспект лекций. М. Издательство: "Феникс". 2005.

13. Петров В.П. Судебномедицинская экспертиза при установлении личности умершего человека. Докт. дисс. Л., 1968.

14. Платонов Д.И., ред. - сост. Криминалистика: конспект лекций в схемах. М. "ПРИОР". 2006.

15. Савельева М. В., Смушкин А. Б. Криминалистика. М. Издательство: "Издательский дом Дашков и К". 2006

16. Самищенко С. Система современной габитоскопии // Уголовное право. 2002. № 4.

17. Сорокина Л.О. Криминалистика. Учебный курс. http://www.e-college.ru/xbooks/xbook188

18. Топорков А.А. Словесный портрет. Практич. пособие. М. Юристъ. 1999.

19. Шурухнов Н.Г. Криминалистика. М. Издательство: "Эксмо-Пресс". 2006.

 

 

Приложение № 1

Пример полного словесного портрета [34].

· Пол: мужской.

· Возраст: на вид 25—27 лет.

· Национальность: украинец.

· Рост: средний.

· Телосложение: среднее, упитанность — средняя.

· Голова: большая, затылок вертикальный, теменная часть куполообразная.

· Волосы: средние, волнистые, по цвету — темно-русые, линия роста — дугообразная.

· Лицо в анфас — овальное, в профиль — прямое, по степени полноты — среднее, по цвету кожи — белое.

· Лоб: средний, вертикальный, по форме — прямой.

· Брови: средние, по форме — прямые, горизонтальные.

· Глаза: малые, горизонтальные, сближенные, по цвету — серые.

· Нос: большой, широкий, спинка носа — прямая, основание — горизонтальное, кончик носа — заостренный; выступание — среднее, глубина переносицы — средняя.

· Рот: средний, смыкание губ — волнистое, углы рта — горизонтальные.

· Губы: средние, выступание обеих губ.

· Подбородок: средний, по контуру — треугольный, по форме — острый, по положению — вертикальный, с ямкой.

· Зубы: среднего размера, частые, выступание одного нижнего зуба, нормальный прикус.

· Ушная раковина: малая, оттопыренность — общее прилегание, по форме — овальная. Мочка — большая, козелок — большой, противокозелок — сильно скошенный. Завиток — большой, противозавиток — выступающий.

· Шея: длинная.

· Плечи: широкие.

· Грудь: широкая.

· Спина: широкая.

· Руки: средней длины.

· Ноги: средней длины.

· Осанка: прямая. Голова наклонена вперед.

· Походка: быстрая, ровная.

· Жестикуляция: быстрая.

· Мимика: прищуривание

· Голос: по тембру — баритон, по силе — средний.

· Речь: спокойная.

· Особые приметы: небольшой шрам на подбородке.

· Одежда: одет в черные джинсы, коричневый свитер, обут в коричневые ботинки.

 


[1] Бертильон Альфонс (1853 - 1914), французский криминалист, разработавший некоторые полицейские приёмы раскрытия преступлений. Был начальником Бюро судебной идентификации Парижской префектуры. Система разработанных им приёмов судебной идентификации (установления личности) получила в буржуазной криминалистике название бертильонажа. В неё входили: антропометрия, словесный портрет, сигналетическая фотография (технический способ портретной съёмки, при которой наиболее четко выделяются особые приметы человека) и описание особых примет.

[2] Криминалистика: Учебник/Под ред. И.Ф. Панфилова, Н.А. Селиванова. М.: Юрид.лит. 1988

[3] Самищенко С. Система современной габитоскопии // Уголовное право. 2002. № 4.

[4] Платонов Д. И., ред. - сост. Криминалистика: конспект лекций в схемах. М. "ПРИОР". 2006.

[5] Виниченко И. Ф. и др. Криминалистическое описание внешности человека. М. 1999.

[6] Виниченко И. Ф. и др. Криминалистическое описание внешности человека. М. 1999.

[7] Криминалистическая систематизация признаков внешности человека была впервые разработана в конце XIX в. А. Бертильоном. Научные основы идентификации личности по признакам внешности заложены и в трудах Р.А. Рейсса, дореволюционного русского криминалиста В.А. Лебедева, а также в исследованиях Н.С, Бокариуса, С.М. Потапова, Н.В. Терзиева, И.Н. Якимова, А.А. Гусева, В.А. Снеткова, 3.И. Кирсанова, II.Г. Орлова, А.П. Пересункина, А.М. Зинина, И.Ф. Пантелеева, П.П. Цветкова.

[8] Рефлекторность – свойство указанных признаков наглядно запечатлеваться в различных отображениях (носителях информации), что позволяет достаточно уверенно и полно выявлять, фиксировать и воспроизводить тем или иным образом особенности внешности человека и эффективно использовать их в целях идентификации.

[9] Комиссарова Я.В., Килессо Е.Г., Перч В.О. Криминалистика + криминалисты / опыт борьбы с преступностью. М. "Юрлитинформ". 2005.

[10] Криминалистика: Учебник/Под ред. И.Ф. Панфилова, Н.А. Селиванова. М.: Юрид.лит. 1988.

[11] Топорков А.А. Словесный портрет. Практич. пособие. М. Юристъ. 1999.

[12] Альжева Н. И. Краткий курс по криминалистике. М. "Окей-книга". 2007.

[13] Драпкин Л. Я., Карагодин В. Н. Криминалистика. М. "Проспект". 2007.

[14] Топорков А.А. Словесный портрет. Практич. пособие. М. Юристъ. 1999.

[15] Топорков А.А. Словесный портрет. Практич. пособие. М. Юристъ. 1999.

[16] Топорков А.А. Словесный портрет. Практич. пособие. М. Юристъ. 1999.

[17] Топорков А.А. Словесный портрет. Практич. пособие. М. Юристъ. 1999.

[18] Топорков А.А. Словесный портрет. Практич. пособие. М. Юристъ. 1999.

[19] Топорков А.А. Словесный портрет. Практич. пособие. М. Юристъ. 1999.

[20] Топорков А.А. Словесный портрет. Практич. пособие. М. Юристъ. 1999.

[21] Криминалистика/Под ред. Н.П. Яблокова, В.Я. Колдина. М.: Изд-во МГУ. 1990.

[22] Криминалистика/Под ред. Н.П. Яблокова, В.Я. Колдина. М.: Изд-во МГУ. 1990.

[23] Аленин А.П. Использование словесного портрета в розыскной деятельности ОВД: Учебно-практическое пособие. Омск. 1996.

[24] Зинин А. И., Кирсанова Л. З. Криминалистическая фотопортретная экспертиза. М.1991.

[25] Шурухнов Н. Г. Криминалистика. М. Издательство: "Эксмо-Пресс". 2006.

[26] Савельева М. В., Смушкин А. Б. Криминалистика. М. Издательство: "Издательский дом Дашков и К". 2006.

[27] Мальцев О. А. Криминалистика: конспект лекций. М. Издательство: "Феникс". 2005.

[28] Мальцев О. А. Криминалистика: конспект лекций. М. Издательство: "Феникс". 2005.

[29] Мальцев О. А. Криминалистика: конспект лекций. М. Издательство: "Феникс". 2005.

[30] Мальцев О. А. Криминалистика: конспект лекций. М. Издательство: "Феникс". 2005.

[31] Булгаков В. Г. Возможности идентификации личности по динамическим признакам внешности // Современные проблемы судебной экспертизы: Материалы межвуз. науч.-практ. конф. Волгоград, 2004.

[32] Виниченко И. Ф., Житников В. С, Зимин А. М. и др. Криминалистическое описание внешности человека. М.1999.

[33] Виниченко И. Ф., Житников В. С, Зимин А. М. и др. Криминалистическое описание внешности человека. М.1999.

[34] Сорокина Л.О. Криминалистика. Учебный курс. http://www.e-college.ru/xbooks/xbook188



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: