Учения в физической географии

Лекция №2

Методологический аппарат географии

Вопросы:

1. Иерархия научных знаний

2. Научные подходы

№1

Иерархия научных знаний

 

Научные знания обычно подразделяются на теоретические и эмпирические.

Существует иерархия научных знаний.

 

Учение

Учение — совокупность теоретических положений в какой-либо области научных знаний, которое может включать в себя ряд теорий, концепций.

 

Общегеографические учения

Учение о географической среде.

Понятие географическая среда  было введено в науку еще в конце XIX века французским географом Элизе Реклю и русским географом-эмигрантом Л. И. Мечниковым.

По определению Э. Б. Алаева географическая среда — это та часть географической оболочки..., которая тем или иным способом, в той или иной мере освоена человеком, вовлечена в общественное производство и составляет, таким образом, материальную основу существования человеческого общества.

Учение о геосистемах.

Понятие о геосистеме было введено в научный обиход акад. В.Б. Сочавой в 1963 году. Под геосистемами В. Б. Сочава понимал природные образования, возникающие в сфере наземной жизни и в сфере морей и океанов. Природной геосистемой он называл конкретную территорию, на которой отдельные компоненты природы находятся в тесной связи друг с другом, с соседними участками, с человеческим обществом, с космосом.

Позднее В. Б. Сочава предложил свою иерархию геосистем с выделением трех главных уровней:

· планетарного (вся географическая оболочка Земли, физико-географический пояс),

· регионального (природные зоны, подзоны, провинции и др.)

· локального

Он считал учение о геосистемах стержнем всей физической географии.

В дальнейшем это учение получило развитие в работах многих известных физико-географов.

Учение о геоэкологии.

Термин «экология» в буквальном переводе с греческого означает «наука о местообитании». Он был предложен еще в 1866 году немецким биологом Эрнстом Геккелем и стал применяться для характеристики взаимоотношения организмов растительного и животного мира с окружающей природной средой.

Что же касается собственно геоэкологии, то это понятие возникло на Западе в 30-х годах XX века. Из советских географов первым обратил внимание на необходимость исследования взаимосвязей географии и экологии акад. В. Б. Сочава в 1970 году.

Постепенно сложилось и современное представление о геоэкологии. Согласно одному из определений геоэкология — это наука, изучающая необратимые процессы и явления в природной среде и биосфере, возникшие в результате интенсивного антропогенного воздействия, а также близкие и отдаленные во времени последствия этих воздействий.

Соответственно были сформулированы и две основные задачи геоэкологии: 1) изучение воздействия внешних условий, включая антропогенные, на геосистемы,

2) исследование воздействия природных условий на состояние и развитие триады:  растение — животное — человек.

Учение о конструктивной географии.

Каждая наука имеет два главных направления исследований — фундаментальное и прикладное.

Под термином «прикладные исследования» принято понимать совокупность научных работ, направленных на применение результатов прикладных исследований к конкретным проблемам и видам практической деятельности.

Все это полностью относится и к географии. Даже будучи на протяжении долгого времени преимущественно описательной наукой, география была тесно связана с практикой. В качестве примеров такого рода приведем хотя бы практическую потребность Нидерландов, бывших в XVII веке крупнейшей морской державой, в географических знаниях и хороших географических картах.

Сам термин «прикладная география» возник после второй мировой войны на Западе, в условиях, когда география все больше переставала быть кабинетной, «университетской» наукой и начинала уделять гораздо больше внимания прикладным исследованиям.

В 1964 году в структуре Международного географического союза появилась постоянная комиссия по прикладной географии. Зародились прикладная климатология, прикладная геоморфология, прикладное ландшафтоведение и др. В СССР главным проповедником идей прикладной географии стал Институт географии Сибири и Дальнего Востока в Иркутске, возглавлявшийся акад. В. Б. Сочавой, а затем акад. В. В. Воробьевым. В качестве примеров прикладных географических исследований можно привести участие в проектировании полезащитных лесных полос, освоение Волго-Ахтубинской поймы, строительство Каракумского канала, а позднее — сооружение БАМа.

По мере углубления научно-технической революции традиционное обслуживание географией запросов практики оказывалось уже недостаточным. Нужны были новые идеи, и одной из них стала выдвинутая акад. И. П. Герасимовым идея «конструктивной географии».

С началом НТР география стала превращаться из прежней описательно-познавательной в экспериментально-преобразовательную науку. Основным объектом ее исследования становятся не «белые пятна» на карте мира, а давно открытые и освоенные территории.

Развитие конструктивной географии тесно связано с новыми требованиями к использованию естественных ресурсов, с сильным возрастанием воздействия общества на природную среду. По существу, речь шла о новом научном учении, тесно связанном с преобразованием природной среды и управлением этим процессом. Соответственно И. П. Герасимов считал, что современная конструктивная география должна быть нацелена на решение двух крупнейших конкретных задач:

1) оптимизацию взаимодействия человеческого общества с природой,

2) рациональную территориальную организацию жизни самого общества.

Добавим, что понятие о конструктивной географии шире понятия о прикладной географии, поскольку оно охватывает весь цикл исследований — от фундаментальных до прикладных.

 

Учения в физической географии

Учение о географической оболочке.

Учение о географической зональности

Учение о географическом ландшафте

Учение о природно-территориальном комплексе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: