Методологический аппарат научного исследования

Дипломы и диссертации – это, прежде всего квалификационные работы, т.е. по данным работам оценивается квалификация их авторов, ее соответствие искомой академической или научной степени. Одним из наиболее важных оценочных критериев квалификационных работ является качество их методологического аппарата.

Методологический аппарат научного исследования помещается во введении и состоит из обоснования актуальности выбранной темы, формулирования проблемы, объекта и предмета исследования, гипотезы, цели и задач. Также сюда входит новизна и значимость полученных результатов. Сопоставление методологического аппарата с выводами позволяет составить общее впечатление о проделанной работе, оценить уровень научной компетентности автора, его владение методологией проведения научного исследования.

Именно поэтому методологическому аппарату работы следует уделять особое внимание.

Любое научное исследование начинается с обоснования актуальности его темы. Под актуальностью исследования понимается степень его важности в данный момент существования общества, на данном этапе развития науки. То есть вы должны показать, какой положительный эффект может быть достигнут в результате реализации поставленной в Вашем исследовании цели.

Для обоснования актуальности темы нужно кратко обозначить то, что уже сделано в данном направлении науки, и что осталось нерешенным, не исследованным. Также актуальность может быть сформулирована через выявление противоречий, имеющихся в современном научном знании или между требованиями практики и отсутствием знаний или методик их применения.

На основании выявленного противоречия также формулируется проблема исследования. В науке проблема - это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Можно сказать, что проблема – это вопрос, для поиска ответа на который, нужно выйти за рамки уже имеющихся знаний. Помните, что это не тот вопрос, на который лично Вам интересно найти ответ. Возможно, такой ответ уже содержится в целом ряде книг. Важно, чтобы это была действительно научная проблема.

Объект исследования - это явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Часто студенты в качестве объекта указывают испытуемых, на примере которых изучалось определенное явление. Это неверно – предметом, например, психологического исследования обязательно является психическое явление (процесс, свойство, состояние).

Предмет исследования – конкретная часть объекта, его сторона, аспект, точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект.

Именно предмет исследования определяет его тему. И его формулировка должна совпадать с темой исследования или быть очень близкой к ней по звучанию.

На основе сформулированных проблемы, объекта и предмета исследования устанавливается его цель. Цель исследования – это научный результат, который должен быть получен в итоге исследования.

Следующим этапом разработки программы исследования является построение гипотезы.   Гипотеза исследования - это предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемого явления, которое подтверждается или опровергается в ходе исследования. В гипотезе заключается предполагаемое решение проблемы.

Все понятия, используемые в гипотезе должны быть уточнены. И гипотеза должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.

Присутствие гипотезы в процессе научного исследования организует весь процесс, делает его более осознанным, целенаправленным и структурированным, а значит и более результативным. Когда вы не просто читаете книги по интересующей вас теме, а ищете в них ответ на конкретный вопрос, проверяете свое предположение, вам гораздо легче вычленять материал, имеющий непосредственное отношение к вашему исследованию. Поэтому формулировать гипотезу нужно в начале исследования. Но пока вы еще слабо ориентируетесь в избранной для изучения проблеме, вы можете сформулировать рабочую гипотезу, т.е. временное предположение, необходимое для систематизации имеющегося фактического материала. По мере изучения проблемы вы сможете сформулировать научную (реальную) гипотезу, уточнив и видоизменив первичную – рабочую. Таким образом, формулирование гипотезы происходит на протяжении всего исследования. Фактически, вы постоянно работаете с целой системой гипотез, но во введении в работе указываете только последнюю (окончательную). В некоторых случаях формулируется сложная многоаспектная гипотеза.

Как сказано выше, гипотеза в ходе исследования может быть подтверждена или опровергнута. В науке отрицательный результат не менее важен, чем положительный. Опровергая выдвинутую гипотезу, вы сообщаете научному сообществу, что эта идея проверена и оказалась ошибочной, тем самым, предостерегая остальных от повторения аналогичных ошибок, и внося определенный вклад в развитие науки.

Из формулировок цели и гипотезы логически вытекают задачи исследования. Это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы. Фактически, задачи описывают основные этапы исследования.

Очень распространенной ошибкой здесь является то, что студенты подменяют задачи описанием способов решения задач. Так, «изучение литературы по проблеме…» не может быть задачей исследования. Это способ, которым мы решаем задачу, например, «изучить имеющиеся в современной науке подходы к проблеме…». А «провести тестирование…» - способ решения задачи «определить психологические особенности…».

Обычно формулировки задач начинаются с глаголов: «изучить, выявить, разработать, эмпирически проверить» и т.д. Такие формулировки помогут вам точнее осознать, что именно вы должны делать.

Описание решения поставленных задач составляет содержание глав и параграфов исследования. То есть перечень задач должен соотноситься с оглавлением работы. Правильная формулировка задач позволит вам точнее понять, о чем именно, и каким образом вы должны писать в каждом из разделов своей работы.

Во введении к научной работе также обычно указываются методологические основы и методы исследования. Под методологическими основами понимают те концепции и теории, которые легли в его основу. Это одна – две- три основополагающие теории, научных направления, в рамках которых выполнена работа. Указывать методологическую основу исследования важно потому, что в современной науке существуют разные научные школы, которые могут исследовать одни и те же проблемы с разных позиций и иметь на них разные взгляды. Поэтому важно указать, какой точки зрения придерживается автор.

Один из наиболее важных разделов методологического аппарата КВР – обоснование новизны. В этом разделе автор указывает, что в его работе сделано впервые. Это может быть тема или ее аспект, которые раньше не исследовались, также это могут быть теоретические положения, впервые сформулированные и обоснованные, разработанные методические рекомендации и т.п.  Лучше всего новизна проведенного исследования видна на фоне достаточно полного освещения в работе истории изучения вопроса.

В разделе «практическая значимость» работы необходимо показать связь вашего исследования с практикой, указать пути практического использования результатов.

Все разделы методологического аппарата должны быть связаны между собой, не должны содержать противоречий. Во всем методологическом аппарате речь идет об одном и том же – предмете вашего исследования. Поэтому вас не должны смущать частые повторы определенных терминов. И не стоит для украшения стиля заменять научные термины понятиями из житейской психологии, и уж тем более терминами, используемыми в науке для обозначения других понятий.

Программа эмпирического исследования  

 Во-первых, следует различать экспериментальное и эмпирическое исследование. Эксперимент этоэмпирическое исследование в специально созданных и контролируемых условиях; проводится в целях выявления причинно-следственных связей явления. И если вы в своих исследованиях специально не организуете экспериментальную ситуацию, ваше исследование должно называться не экспериментальным, а эмпирическим.

Состав выборки. Практически все психологические исследования являются выборочными, т.е. проводятся на выборке, и их выводы распространяются на генеральную совокупность.

Генеральная совокупность  - это все множество объектов, в отношении которого формулируется исследовательская гипотеза. Выборка – ограниченная по численности группа объектов (в психологии – испытуемых, респондентов), специально отбираемая из генеральной совокупности для изучения ее свойств.

Одним из важных критериев обоснованности выводов исследования является репрезентативность выборки,  т.е. ее способность представлять изучаемые явления достаточно полно. Самый простой прием составления репрезентативной выборки – простой случайный (рандомизированный) отбор. Он предполагает такую процедуру отбора испытуемых, при которой каждый член генеральной совокупности имеет равный с другими шанс попасть в выборку. Это позволяет надеяться, что в выборке изучаемое свойство будет представлено в максимально возможном его разнообразии. Соответственно, если вы включаете в исследование только своих друзей, или только студентов-психологов, а выводы распространяете на всех студентов вообще, требование репрезентативности выборки нарушается.

Объем выборки. Требования к объему выборки обусловлены, в первую очередь, исследовательскими задачами.

Чаще всего в студенческих исследованиях ставятся эмпирические задачи: либо выявить связи между изучаемыми явлениями, либо оценить различия между изучаемыми группами.

В первом случае обычно для статистического анализа эмпирических данных применяется корреляционный анализ. Для этого желательно иметь объем выборки не менее 30-35 человек.

Во втором случае для статистической оценки значимости различий между выделенными группами, желательно, чтобы в каждой из групп было около 20-30 человек. При этом желательно, чтобы группы были приблизительно выровнены как по объему, так и по возрастному и половому составу.

Наибольший объем выборки необходим при разработке диагностической методики – от 200 до 1000 чел.

Имейте в виду, что часть данных, полученных вами в ходе, например, тестирования, может быть в дальнейшем исключена из исследования. Это могут быть недостоверные результаты тестирования (на основании показателей по шкалам лжи или из-за нарушения испытуемым инструкций по выполнению тестов); средние для выборки показатели, которые имеет смысл исключать при разделении выборки на две полярные группы (например, с высоким и низким уровнем выраженности исследуемого признака); в ходе анализа данных вы можете прийти к выводу, что целесообразнее разделять испытуемых не на 2 группы, как планировалось изначально, а на 3 или 4. То есть, желательно, включать в свое исследование больше испытуемых, чем это минимально необходимо для вашего исследования.

Формальное требование для дипломных студенческих работ в отношении объема выборки - не менее 40 испытуемых. Исключение могут составлять уникальные, труднодоступные выборки (представители этносов, редко встречающихся на данной территории, близнецы определенного возраста, семьи с определенным набором конкретных характеристик, люди с уникальными способностями и пр.). В таких случаях недостатки статистического анализа данных компенсируются тщательным качественным анализом.

Методики исследования – это формализованный способ сбора, обработки и анализа эмпирических данных. Это тесты, опросники, программы наблюдений, тренингов и пр. Во-первых, для проведения научного исследования следует использовать только надежные методики, составленные и апробированные учеными, популярные, развлекательные тесты и упражнения для этой цели не подходят.

При выборе методик следует ориентироваться на те, которые позволяют получить наиболее полное и всестороннее представление об изучаемом явлении. Т.е. если существуют методики, измеряющие только уровень выраженности какого-то психологического свойства, и дающие представление о выраженности разных аспектов (компонентов) этого свойства, стоит отдать предпочтение последним. Иными словами, обычно, чем больше шкал в тесте, тем лучше. Другое дело, если вы специально ставите задачу изучить только какой-то один аспект явления. Тогда будет целесообразно даже в сложном тесте использовать только нужные вам шкалы.

Часто студенты задают вопрос о необходимом количестве методик. Здесь опять все зависит от задач исследования. Число методик должно быть необходимым и достаточным для их решения. Если вы, например, проводите сравнительное исследование двух объективно существующих (этнических, гендерных, возрастных и пр.) групп, то достаточно и одной надежной методики. Если же задача – изучить связь нескольких психологических явлений, то нужен набор методик, наиболее полно исследующий все изучаемые явления. Нет смысла использовать две методики, оценивающие одни и те же аспекты изучаемого свойства, методики должны быть взаимодополняющими.

При выборе методик нужно внимательно относиться к их возможностям и ограничениям, точно следовать инструкциям, или тщательно продумывать модификации процедур исследования.

Процедуры исследования во многом зависят от используемых методик, они должны как можно точнее соответствовать тем, которые указаны в руководстве к методикам. Важно, чтобы все испытуемые подвергались одинаковым процедурам. Некорректно объединять данные, собранные, например, в процессе тестировании на родном и на неродном для испытуемых языке, в процессе дружеского общения и в процессе приема на работу или аттестации. Если предполагается групповое исследование, также нужно тщательно продумать организацию этого процесса с тем, чтобы все испытуемые могли понять инструкцию, чтобы исключить влияние определенных установок, чтобы ответы одного, не навязывались другим и т.п. Очень желательно, чтобы у испытуемых была заинтересованность в результатах тестирования. Принудительное участие в исследовании обычно снижает достоверность данных. Создать заинтересованность можно посредством предоставления испытуемым обратной связи - большинству людей интересны сведения об их внутреннем мире.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: