Ответ на этот вопрос неоднозначен. Исследования показывают, что круг людей, участвующих в принятии инвестиционных решений, очень широк, несмотря на то, что в литературе чаще всего утверждается, что это задача бухгалтера. Чем больше информации требуется для принятия решения, тем больше людей вовлечено в этот процесс. С этой точки зрения ни одно инвестиционное решение не обойдется без участия:
• бухгалтера (финансового менеджера);
• технолога;
• менеджеров по производству, снабжению и сбыту;
• производственных рабочих;
• инженеров;
• специалистов по капитальным вложениям;
• директора и правления предприятия (которое обычно и принимает конечное решение, производить ли такие значительные затраты).
Редкий случай, чтобы инвестиционные решения принимались за закрытыми дверями бухгалтерского отдела. Хотя бухгалтерия и играет огромную роль в финансовом анализе, часто требуется заключение технолога или инженера о том, как то или иное инвестиционное решение повлияет на производство и, следовательно, на деятельность предприятия в целом. Кроме того, размер предполагаемых затрат может означать, что инвестиционное решение должно заслужить одобрение людей, занимающих ведущие посты в данной фирме. Таким образом, инвестиционные решения могут быть комплексными, требующими совместной работы многих людей с разной квалификацией и взглядами на инвестиции. Сбор информации, обсуждение (вплоть до лоббирования) и достижение консенсуса - вот непременные этапы принятия инвестиционных решений.
Решения, принимаемые по поводу капиталовложений, имеют два уровня значимости:
• для будущего положения фирмы, которая осуществляет капиталовложения;
• для экономики страны в целом.
Одним словом, инвестиционные решения, принятые отдельными фирмами, способны повлиять на будущее экономическое положение всей нации.
На первом уровне решения о долгосрочных инвестициях чаще всего связаны с приобретением или модернизацией завода, фабрики и оборудования, используемого в процессе производства. Таким образом, себестоимость, ассортимент, качество, новизна и привлекательность продукции зависят от капиталовложений.
Следовательно, будущая конкурентоспособность фирмы (особенно в высокотехнологичных отраслях) определяется и формируется сегодняшними инвестиционными решениями.
Понятно, что для многих компаний деньги, потраченные на долгосрочные активы, составляют значительную долю всех их затрат и оказывают огромное влияние на будущее состояние фирмы. То же самое верно и для национальной экономики в целом.
Приведем пример из мировой практики. В 1988 г. Миллер (Miller) заметил, что некоторые методы оценки капиталовложений, возникшие в 1960-х годах, были восприняты экономистами как надежда на гарантированное экономическое процветание. Некоторые авторы видели в этих методах возможность увеличения темпов роста. Так, например, в 1963 г. Меррит и Сайке (Merrett and Sykes) писали, что в Британии "небывалого уровня достигло несоответствие между объемами инвестиций и темпами экономического роста". При этом они предполагали, что низкий экономический рост в Британии связан не столько с объемом капитальных вложений, сколько с их качеством, которое, как отмечали они, "оставляет желать лучшего". В 1964 г. Миллер писал о рождающихся тогда методах анализа капиталовложений: "Они ведут к смещению всех акцентов в инвестиционной политике, которые, я верю, могут значительно повлиять на темпы роста отдельных компаний и всей экономики в целом".
Как видим, улучшение качества принимаемых инвестиционных решении было и остается важной проблемой не только для фирм, но и рассматривается как панацея от многих трудностей на макроэкономическом уровне. Экономисты, теоретики, практики, занятые определением критериев "успешного" инвестиционного решения, убеждают людей, от которых зависят такие решения, использовать лучшие методы оценки эффективности капиталовложений, чтобы гарантировать качество инвестиций.
Капитальный бюджет реализации инвестиционного проекта состоит из двух разделов: 1) капитальные затраты; 2) поступление средств (инвестиционных ресурсов).
Капительные затраты представляют собой затраты на приобретение долгосрочных активов, функционирующих на протяжении продолжительного периода с постепенной амортизацией стоимости. К капитальным затратам относят обычно первоначальную стоимость введенных в строй зданий и сооружений (или поэтапные расходы по их сооружению); стоимость новых видов машин и механизмов; приобретаемые оборудование и инвентарь (кроме малоценного и быстроизнашивающегося); стоимость приобретаемых нематериальных активов (патентов, лицензий, "ноу-хау" и т.п.), подлежащих постепенному списанию и т.п.
Целью планирования капитальных затрат является обеспечение реализации инвестиционного проекта в предусматриваемых строительных объемах, уровне технологии и технического оснащения при избежании излишнего объема этих затрат, не связанных с ближайшей производственной деятельностью реализуемого инвестиционного объекта.
Так как объем и структура капитальных затрат предварительно определяются еще на стадии обоснования бизнес-плана инвестиционного проекта, то расчеты этих затрат при разработке бюджета сводятся обычно к четырем процедурам:
1. Вычленение из общего объема капитальных затрат, определенных бизнес-планом, той их доли. которая относится к рассматриваемому текущему периоду (если продолжительность реализации инвестиционного проекта превышает один год).
2. Уточнение объема капитальных затрат текущего периода в соответствии с современными требованиями научно-технического прогресса и коррективами, внесенными подрядчиком (и согласованными с заказчиком) в технологию выполнения работ.
3. Уточнение объема и структуры капитальных затрат в связи с изменением цен в отчетном периоде. Капитальные затраты отражаются обычно в ценах на начало бюджетного периода в настоящей стоимости. Для того, чтобы в максимальной степени учесть влияние фактора инфляции, объем капитальных затрат в национальной валюте пересчитывается в одну из твердых иностранных валют по действующему курсу Национального банка.
4. Уточнение первоначального объема капитальных затрат с учетом резерва финансовых средств, предусмотренного в контракте с подрядчиком на покрытие непредвиденных расходов (внутреннее страхование рисков). Объем этого резерва при планировании бюджета должен определяться с учетом только тех категорий затрат, которые вошли в первоначальную оценку рисков.
Поступление средств при разработке капитального бюджета включает планируемый поток инвестиционных ресурсов в разрезе отдельных источников: собственных средств инвестора (прибыли, амортизационных отчислений, дохода от реализации выбывающего имущества и т.п.), привлеченного паевого или акционерного капитала, кредитов банка, лизинга, селенга и т.п.
Процесс разработки этого раздела бюджета предусматривает обычно следующие основные процедуры:
1. Уточнение общего объема поступления средств. Этот показатель должен корреспондировать с показателем общего объема капитальных затрат по первому разделу бюджета.
2. Уточнение структуры источников поступления средств. Превышение первоначально предусмотренного бизнес-планом инвестиционного проекта объема поступления средств должно быть по возможности обеспечено за счет собственных ресурсов и таких форм финансирования инвестиций, как лизинг и селенг. Наименее желательной формой привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов в современных условиях является привлечение кредитов банков.
3. Обеспечение стыковки объема поступления средств по отдельным периодам формирования приходных статей бюджета с объемом капитальных затрат в соответствующих периодах. Иными словами, поток инвестиционных ресурсов должен совпадать по времени с потоком капитальных затрат.
Так же как и календарный план, капитальный бюджет разрабатывается первоначально на планируемый год в разрезе кварталов, а затем - по каждому предстоящему кварталу в разрезе месяцев. Соответственно, по срокам планирования капитальный бюджет подразделяется на годовой, квартальный и месячный.
Капитальные инвестиции не могут рассматриваться в полной изоляции от деятельности предприятия в целом. Капитальные вложения определяя многие функции и решения (и сами определяются этими функциями и решениями), которые составят предприятия. Кроме того, капитальные инвестиции должны соотноситься с процессами, происходящими во внешней среде предприятия.
Маркетинг имеет, пожалуй, не столь оччвидную связь с капитальными инвестициями. Но в то же время маркетинговые исследования, реклама и создание дилерской сети подразумевают значительные финансовые затраты с расчетом на некоторые выгоды в будущем. Например, дизайн товара и контроль за его качеством частично пересекаются с функцией планирования производства и определяются инвестиционными решениями, направленными на изменение производственных возможностей. Маркетинг таким образом сам по себе может рассматриваться как область капиталовложения, требующая особых инвестиционных решений.
Стратегическое планирование, как деятельность, направленная на будущее предприятия, имеет самое непосредственное отношение к принятию инвестиционных решений, так как должна обеспечить согласование долгосрочных целей фирмы и использование ресурсов, которые не должны противоречить этим целям. Вот почему процесс принятия инвестиционных решений часто понимается как неотъемлемая часть стратегического планирования. Трудовые ресурсы предприятия играют важную роль в системе отношений между инвестиционными решениями и остальными сторонами деятельности фирмы.






