Совершенная конкуренция

Понятие совершенной конкуренции

Основными особенностями, определяющими этот рынок, являются следующие:

1) множество фирм, относящихся к категории небольших и производящих однородные (гомогенные) товары;

2) полное отсутствие барьеров при вступлении в рынок;

3) отсутствие ограничений для межотраслевого перелива капитала;

4) полная информация, то есть совершенное знание рынка потребителями и производителями;

5) отсутствие контроля над ценами со стороны производителей и потребителей.

Строго говоря, беря меркантилизм за начальный хронологический период, приходится отступать от традиции, потому что западные историки экономических учений отрицают за ними вклад в экономическую теорию, а физиократы, за которыми утвердилась эта роль, рассматривали конкуренцию как естественную форму рыночных отношений.

Несовершенная конкуренция, как научное понятие, связывается с именем А. Смита. Рыночный механизм регулирования, названный им “невидимой рукой”, формирует цены товаров под влиянием спроса, предложения и конкуренции. Заметим, что основной его труд «Исследование о природе и причинах богатства народов» [20,с105] принесший А. Смиту мировую известность, был направлен, прежде всего, против политики меркантилизма, таможенных ограничений и фискальной политики государства, которое, по его понятиям, вообще должно отказаться от вмешательства в экономическую жизнь.

С самого начала, конкуренции отводилась не только функция рыночного регулирования, но и стимулирующая роль. Иначе говоря, она рассматривалась как фактор развития, совершенствования производства и качества производимой товарной массы. Хотя физиократы, основываясь на своей теории естественного порядка, не рассматривали купечество и промышленников как производительный класс, А. Смит преодолел эту ограниченность, что и позволило классикам расширить “функциональные возможности” конкуренции, придав ей роль производительной силы и фактора общественного развития или прогресса, понимаемого с тех пор, как рост общественного благосостояния.      

Итак, в конкурентной среде существуют процессы, направленные против самой этой конкуренции или, по крайней мере, ее ограничивающие. Неустойчивость проявляется в том, что в рыночной среде каждый отдельный производитель стремится захватить и обеспечить за собой большую долю рынка данного вида продукции. Это ведет не только к росту прибыли, но и обеспечивает ему условия выживания в конкурентной среде. Отсюда, устранение конкурентов рассматривается как нормальное явление, соответствующее принципам выживаемости сильнейших, если, конечно, такое устранение осуществляется в рамках закона. А закон, как известно, не запрещает различного рода слияниям и поглощением, то есть концентрации производства. Более того, и экономическая теория, и практика функционирования крупных предприятий, высказывается за рост масштаба производства.

Что касается рыночных государств, то там пришлось решать более сложные задачи, как на государственном, то есть практическом уровне, так и в области экономической теории. К настоящему времени данные теоретические положения можно считать завершенными. Теория конкурентного рынка включает в себя классификацию рынков по типам конкуренции и анализ механизмов функционирования, присущих каждому из данных типов. Поскольку для целей курсового исследования анализ механизмов не представляется главным, а литературные источники по нему достаточно распространены, то остановимся на классификации.

Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действуют достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара,

Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип называют «рынок свободной конкуренции».

Существование огромного количества покупателей и продавцов означает, что ни один из них не владеет большой информацией о рынке, чем остальные продавцы, придя на рынок, застает уже сложившийся уровень цен, изменить который вне его власти, - ведь рынок сам диктует цену в каждый момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях (цена, технология, юридические условия) с уже существующими продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут и спокойно покинуть рынок, что подразумевает возможность беспрепятственного выхода с рынка. Свобода «рыночного» перемещения создает условия для того, чтобы на рынке всегда происходило изменение количества производителей. В то же самое время у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок. Поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.

 

Значение рынка совершенной конкуренции

При всей своей абстрактности концепция совершенной конкуренции играет в экономической науке исключительно важную роль. Она имеет методологическую роль.

Во-первых, модель совершенно конкурентного рынка позволяет судить о принципах функционирования очень многих малых фирм, продающих стандартизированную однородную продукцию, и, следовательно, действующих условиях, приближенных к совершенной конкуренции.

Во-вторых, она имеет огромное методологическое значение, поскольку позволяет – пусть и ценной больших упрощений действительно рыночной картины – понять логику действий фирмы. Этот приём, типичен для многих наук.

Методологическая ценность концепции совершенной конкуренции полностью выявится в дальнейшем при рассмотрении рынков монополистической конкуренции, олигополии и монополии, которые широко распространены в реальной экономике. Сейчас же целесообразно остановиться на практическом значении теории совершенной конкуренции.

      

 

 

НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: