Международно–правовые меры охраны озонового слоя

В 1977 г. Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) был принят Мировой план действий по озоновому слою, предусмотревший необходимость изучения воздействия озонового слоя и его разрывов на ультрафиолетовую радиацию и заболеваемость людей (документ носил научный характер).

В 1985 г. в Вене состоялась конференция, принявшая Конвенцию об охране озонового слоя. Был установлен список веществ, отрицательно влияющих на озоновый слой, и принято решение о взаимном информировании государств о производстве и использовании этих веществ, о принимаемых мерах. Впервые официально заявилось о пагубном воздействии изменений озонового слоя на здоровье людей и окружающую среду, и о том, что меры по охране озона требуют международного сотрудничества.

Решающим стало подписание в 1987 г. Монреальского протокола, согласно которому, устанавливается контроль за производством и использованием фреонов и хлорфторуглеродов, наиболее, по мнению ученых, разрушающих озоновый слой Земли. Протокол подписали более 70 стран, в том числе обязательства по нему дала наша страна.

Многое еще остается неясным – является нарушение озонового слоя необратимой катастрофой для земной цивилизации или дело можно поправить? Каковы причины разрушения озонового слоя? Можно ли их окончательно выяснить и ликвидировать?

Из-за несоблюдения рядом государств нормативов сокращения производства влияющих на озон веществ, недостаточности международного контроля, поставлено под угрозу выполнение принятых международным сообществом решений.

Обязательства по ограничению выбросов диоксида углерода в атмосферу зафиксированы в Киотском протоколе к Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1997 г.; Протокол подписан Россией в 1999 г. И ратифицирован в 2004 г. США, Австралия и ряд других государств подписали протокол, но не ратифицировали.

 

Российское законодательство об охране озонового слоя.

 

Согласно Закону "Об охране окружающей среды" охрана озонового слоя атмосферы от экологически опасных изменений обеспечивается регулированием производства и использования веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы в соответствии с международными договорами РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также законодательством РФ.

Статья 56 Закона специально посвящена охране озонового слоя Земли. В ней предусмотрены следующие мероприятия по охране окружающей природной сре­ды от экологически опасных изменений озонового слоя Земли:

- организация наблюдения, учета и контроля изменения состояния климата, озонового слоя под влиянием хозяйственной деятельности и иных процессов;

- установление и соблюдение нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ, воздействующих на состояние климата и озонового слоя;

- регулирование производства и использования в быту химических веществ, разрушающих озоновый слой;

- применение мер ответственности за нарушение указанных требований.

Список веществ и отходов производства, вредно воздействующих на состояние озонового слоя, утверждается специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей среды и сообщается всем министерствам, ведомствам, предприятиям, учреждениям, организациям.

С 2000 г. регулируется ввоз в Россию озоноразрушающих веществ. Для ввоза в Россию и вывоза из страны ОРВ и содержащей их продукции, в соответствии с положениями действующего законодательства, требуется получение разрешений Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также лицензий.

Постановление Правительства №563 содержит императивное правило, запрещающее ввоз в РФ и вывоз из России ОРВ и продукции, содержащей ОРВ, а также транзитные перевозки через территорию Российской Федерации некоторых видов озоноразрушающих веществ из государств и в государства, не являющиеся сторонами Монреальского протокола.

В 2006г. Правительством РФ приняты распоряжения о создании российского реестра углеродных единиц, российской системы оценки объемов антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов. Принимаются акты в отношении системы национальной инвентаризации общего регистра выбросов и порядка, определяющего торговлю квотами загрязнений.

В связи с этим в настоящее время приобретает актуальность выполнение требований Киотского протокола, предусматривающего выделение странам квот на возможность загрязнения глобальной атмосферы. Для России допустимый объем выбросов установлен на уровне 1990 г.; в настоящий момент он намного ниже ввиду спада промышленного производства. В случае неиспользования своей квоты, государство, вероятно, сможет ее уступить, каким – либо образом компенсировать, может быть, продать другому загрязнителю-государству, получив от него инвестиции.

В целях реализации свои международных обязательств по Венской конвенции и Монреальскому протоколу, в России организованы постоянные наблюдения за озоновым слоем, осуществляемые на станциях озонометрической сети Росгидромета (всего 27 станций). Данные наблюдений направляются в Мировой центр данных по озону в г. Торонто (Канада).

Однако, несмотря на принятые в России меры по охране озонового слоя, реальный механизм привлечения к юридической ответственности за такое экологическое правонарушение, как создание условий для гибели озонового слоя малоэффективен. Поэтому на сегодняшний день экологическое законодательство РФ в части охраны озонового слоя является нечетким и недостаточным по объему.

 

Заключение

Загрязнение воздуха оказывает вредное воздействие на организм человека, животных и растительность, наносит ущерб народному хозяйству, вызывает глубокие изменения в биосфере. Загрязнение воздуха сопровождается образованием устойчивых аномалий загрязнителей в воде, почвах, растениях. Поэтому важность правового регулирования взаимоотношений природы и общества действительно очень велика.

Главным нормативным правовым актом является Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха». В соответствии с ним изданы иные акты законодательства РФ и субъектов РФ. Ими регулируются компетенция государственных и иных органов в области охраны атмосферного воздуха, государственный учет вредных воздействий на него, наблюдение, контроль, разрешение споров и ответственность в области охраны атмосферного воздуха. Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляется, согласно законодательству, Правительством РФ непосредственно или через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, а также органами государственной власти субъектов РФ.

Серьёзным недостатком сегодняшнего природоохранного законодательства является то факт, что формировалось оно по ресурсным признакам, т.е. отдельному регулированию полагались земельные, водные, горные, лесные, атмосферно-охранные и другие отношения. Такой подход не обеспечивал комплексности в регулировании отношений, касающихся природной среды как единого организма. На сегодня у нас в законодательстве нет специального раздела "Экологические преступления", который бы разглядывал факты повышенного и особо опасного экологического ущерба. В действующем законодательстве ещё отсутствуют принципы и научно обоснованные способы определения вреда, нанесённого землям, недрам, растительности, ландшафтам, атмосфере. Не установлены юридические нормативы на комплексные экологические нарушения, есть недостатки в правовом регулировании отношений по комплексному определению ущерба, нанесённого природе (ТЭЦ, АЭС, ГРЭС, военными объектами, ЛЭП).

Однако, если учесть, что наше законодательство продолжает развиваться и приобретается положительный зарубежный опыт, можно надеяться на его улучшение в будущем.

Основной задачей человечества в современный период является полное осознание важности экологических проблем, и кардинальное их решение в короткие сроки. Необходимо развивать новые методы получения энергии основанные не на деструктуризации веществ а на других процессах. Человечество как единое целое должно взяться за решение этих проблем, ведь если ничего не делать Земля скоро прекратит свое существование как планета пригодная для обитания живых организмов.


[1] Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002

 

[2] Дубовник О.Л. Экологическое право

[3] Боголюбов С.А. Экологическое право

[4] Боголюбов С.А. Экологическое право: учеб. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2009г

[5] Федеральный Закон " Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.99г ст 24


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: