Меры по антикризисному регулированию в Японии

Исходное положение послевоенной японской экономики было исключительно сложным и не­благоприятным. Резкое снижение производства (лишь в 1953 г. реальный ВНП превысил уровень 1944 г.), падение доходов, сокращение как по­требления (примерно до 70% довоенного уровня), так и накопления. Фактически развалился сло­жившийся механизм финансирования производ­ства, не в последнюю очередь потому, что под ру­ководством оккупационной администрации были распущены ведущие финансово-промышленные группы (дзайбацу) с холдингами во главе, а хол­динги как таковые запрещены антимонопольным законодательством 1947 г.

В Японии в послевоенные годы экономический механизм характеризовался прямым государственным управлением подавляющего большинства отраслей и предприятий, системой фондового распределения, жесткого регулирования процессов обращения, ценообразования, политики доходов.

Вторая половина 40-х годов - это время жест­кого централизованного распределения крайне ограниченных финансовых ресурсов. Созданный для оперативного управления хозяйства и распо­лагавший большими полномочиями государст­венный орган - Штаб стабилизации экономики - ежеквартально разрабатывал и принимал планы распределения финансовых средств между отрас­лями, которые подлежали утверждению прави­тельством. Все финансовые ресурсы, так или ина­че находившиеся под контролем государства, рас­пределялись в соответствии с этими планами.

В январе 1947 г. был создан государственный финансовый институт, название которого можно перевести как Фонд финансирования восстанов­ления хозяйства (Фукко кинъю кинко). В высший орган (Совет) Фонда входили министр финансов и руководители других экономических минис­терств, а также представители частного сектора. Выделение кредита но линии Фонда требовало решения Совета и правительства, а также одоб­рения консультативного Совета по кредитова­нию в том регионе, куда направлялись средства (региональные советы формировались из пред­ставителей местных властей и частного бизнеса). Приоритетными объектами кредитования стали угольная и сталелитейная промышленность, про­изводство удобрений, электроэнергетика, кото­рые рассматривались как ключевые для подъема экономики. В 1947 г. Фонд обеспечивал 33%, в 1948 г. - 15% всех кредитов отраслям.

Сложная система принятия решений и полити­зация кредитования подорвали независимость Фонда и обострили проблему неэффективности кредитов. Фонд был вынужден выпускать боль­шое количество облигаций, основную часть кото­рых скупал Банк Японии. Контролируемая США оккупационная администрация настаивала на по­следовательном проведении Японией политики финансовой стабилизации, и в 1949 г. под ее давлением Фонд был упразднен.

В марте 1947 г. японское правительство разработало рекомендации, или ориентиры для кредитных институтов. Все отрасли были расставлены по степени важности в специальной Таблице приоритетов кредитования. Банк Японии взял насебя роль организатора кредитов, предоставляемых совместно целыми группами банков. Это позволило, во-первых, разделить и, следовательно, ослабить кредитные риски; во-вторых, забло­кировать политическое вмешательство в процесс кредитования; в-третьих, грамотно разделить между банками - участниками таких кредитных схем функции по контролю (мониторингу) фирм получателей.

Усилия государственной экономической политики Японии того периода были направлены прежде всего на создание условий для рыночной конкуренции. В 1947 г. были приняты законы о ликвидации избыточной концентрации экономической мощи, о реорганизации фирм, о частных предпринимательских организациях. В последующие годы (1949-1950 гг.) продолжилась активная политика государства по демонополизации экономики, и лишь после достижения некоторых устойчивых позитивных изменений в этом направлении поэтапно отменяется государственное регулирование, цен.

Волна резких перемен в японском управлении была связана с ускоренным освоением методов американского менеджмента в период после окончания второй мировой войны. Инициатива в изучении и внедрении американских методов управления исходила как от японских государственных органов, так и от американской администрации оккупационных войск. В 1950 г. Министерство труда Японии взяло на вооружение американскую систему "подготовки образцовых мастеров". Методы подготовки аудиторов-японцев, использовавшиеся дальневосточным штабом ВВС США, были заимствованы японским Министерством внешней торговли и промышленности для организации курса по "подготовке администрации", повышению квалификации управляющих.

Серьезную проблему для японского бизнеса в тот период представляло неудовлетворительное качество японских товаров. По инициативе Министерства внешней торговли и промышленности в 1950 г. в Японию был приглашен известный специалист в этой области профессор Э. Дёминг, который заявил японским предпринимателям, что "японское качество может стать лучшим в мире вместо худшего".

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: