Оценка состояния развития рынков приводит к выводу о том, что необходимо более активное участие городских властей в их формировании, содействии новым формам организации и ведения бизнеса до тех пор, пока они не разовьются в полностью самостоятельно функционирующие системы. Городские власти еще не освоили эффективные методы финансовой поддержки общественно значимых проектов частных предприятий (экология, ресурсосбережение). Частный бизнес (и, главным образом, малый бизнес) не так активно, как это возможно, привлекается к реализации общегородских проектов, участию в преобразованиях в ЖКХ. Не отработаны до конца и формы участия в этих проектах. Можно ожидать и больший вклад городских властей в дело продвижения казанского бизнеса на рынки российских регионов и зарубежных стран. Межрегиональное и международное сотрудничество казанского бизнеса пока не в полной мере реализует свой потенциал.
Задачи улучшения хозяйственного климата и меры по их реализации.
Цель преобразований хозяйственного механизма – сделать его благоприятным для ведения бизнеса.
Анализ состояния хозяйственного климата и выявленные проблемы позволяют сформулировать ряд задач по его улучшению.Необходимо:
Обеспечить снижение барьеров для бизнеса.
Решению данной задачи могут служить следующие меры:
· Внедрение принципа "одного окна" при осуществлении прав на аренду муниципального имущества и реализации муниципального имущества в собственность.
· Сокращение числа контрольно-инспекционных мероприятий; упрощение процедур, связанных с разрешительной практикой: лицензированием, сертификацией, регистрацией, арендой помещений и землеоотводом.
· Разработка и реализация программ безопасности личности и собственности в сфере предпринимательской деятельности.
Экономический смысл предлагаемых мер состоит в том, что они:
· позволяют заметно снизить долю непроизводительных трансакционных издержек бизнеса;
· существенно сокращают возможности для коррупции;
· повышают уверенность предпринимателя в правах на поток будущих доходов, а, следовательно, и укрепляют его стимулы к инвестициям;
· снижают риски ведения бизнеса;
· резко ограничивают выгоды от криминального поведения, а, следовательно, ведут к уменьшению степени криминализации городской экономики.
Создать условия для развития справедливой конкуренции.
Решению данной задачи могут служить следующие меры:
· Обеспечение доступа субъектов предпринимательской деятельности (СПД) к получению городских заказов на производство продукции, товаров и оказание услуг на конкурсной основе.
· Введение правового регулирования организации и проведения целевых конкурсов (торгов) для субъектов предпринимательства по продаже прав на аренду нежилых помещений.
· Привлечение СПД к управлению жилищным фондом города и его эксплуатации, формирование рыночной среды в сфере ЖКХ, демонополизация обслуживания жилищного фонда.
Экономический смысл предлагаемых мер состоит в том, что они:
· формируют условия справедливой конкуренции между СПД;
· повышают качество поставляемой по городским заказам продукции;
· позволяют рациональнее использовать общественные финансы за счет ценовой конкуренции поставщиков;
· облегчают для СПД доступ к недвижимости;
· вводят рыночные принципы распределения недвижимости, что обеспечивает закрепление ее за наиболее эффективным пользователем;
· внедряют в ЖКХ рыночные методы хозяйствования, конкуренцию, способствуют ускоренной его приватизации.
Обеспечить бизнес информационными услугами.
Решению данной задачи могут служить следующие меры:
· Формирование свободного городского информационного пространства для бизнеса: предоставление доступа СПД к информационным ресурсам администрации, создание открытой базы данных имеющихся в городе площадей производственного и офисного назначения.
· Развитие сети оперативной консультационной поддержки СПД, предоставления им обучающих услуг.
· Организация выставок, ярмарок, форумов делового сотрудничества предприятий Казани с партнерами из регионов России и зарубежных стран, изучения отечественной и мировой практики ведения бизнеса.
Экономический смысл предлагаемых мер состоит в том, что они:
· снижают асимметрию информации, препятствующую эффективной работе рынков;
· повышают открытость городской власти, «прозрачность» процедур ее взаимодействия с бизнесом;
· обеспечивают экономию затрат СПД на поиск, обработку и анализ информации;
· увеличивают ценность человеческого капитала, специализирующегося в сфере управления бизнесом;
· снижают входные барьеры для начинающих бизнесменов, малых предприятий.






