Глава 3. Проблемы и перспективы развития лечебного туризма в Румынии

Современные тенденции развития туристического бизнеса в Румынии.

Румыния – это новое открытие современного туристского рынка. Являясь страной бывшего социалистического лагеря и преодолевая в результате этого сложнейшие экономические кризисы, она вновь завоевывает позиции развивающейся туристской дестинации на арене Восточной Европы. А ведь еще в советские времена туристские поездки по Закарпатью считались престижными и дефицитными. В последнее десятилетие этот регион, расположенный на стыке пяти государств, Украины, Словакии, Венгрии, Польши и, собственно, Румынии, практически полностью исчез с российского туристского рынка. В подтверждение данного факта рассмотрим динамику распределения международных прибытий по туристским дестинациям в данном регионе за 1970–1999 гг.

Вырезано

Однако уже сейчас, румынский туристский продукт выходит на международный рынок. В 2002 году в Закарпатье, где работают 72 турфирмы, была принята общая для пяти государств программа развития туризма на 2002–2010 гг., реализация которой начала давать первые результаты. Количество обслуженных туристов увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 21%.

В 2001–2002 гг. в развитие туризма Румынии было инвестировано 150 млн. дол., что позволило подготовить новые программы и модернизировать около 50 отелей. В результате, уже в 2002 г. количество въезжающих на территорию Румынии туристов увеличилось на 19%, а потенциал выездного потока из Румынии в 2003 г. составил порядка 4,7 млн. чел. К 2005 г. планировалось завершить строительство легендарного тематического парка Дракулаленда, стоимостью 30 млн. дол., что по оценкам экспертов должно обеспечить создание 3 тыс. рабочих мест с ежегодным притоком туристов к дестинации, превышающим 60 тыс. человек.

Однако реализация данного проекта министерством туризма Румынии поставлена под угрозу. Оппозиционные выступления местных жителей и служителей православной церкви приобретают все более широкий размах. Главным аргументом их яростного сопротивления является нежелание превратить город Сегишоара (предполагаемое место размещения парка) в место поклонения сатанинских сект. По их мнению, Румыния уже заработала недобрую репутацию дьявольской земли благодаря литературным фантазиям Брема Стокера и его одноименного произведения «Дракула». Ведь именно сюда со всех уголков земли съезжаются на ежегодное собрание (шабаш, как его окрестили местные жители) члены тайного клуба поклонников Дракулы.

Но вместе с тем процесс модернизации и вестернизации продолжается, притом, что поступления от туристской отрасли в государственную казну все еще не велики и составляют всего 2%. Но этому есть свое логическое объяснение.

Многие проблемы, препятствующие динамичному развитию туристской индустрии Румынии, остаются нерешенными. Главной из них, по оценкам специалистов, является проблема средств размещения, а именно несоответствие уровня классности международным стандартам, положенным в основу европейской системы классификации гостиниц. Отсюда же, как следствие, вытекает другая проблема – несоответствующий относительно заявленной классности гостиницы уровень сервиса и широта набора предлагаемых услуг. Так еще советские туристы, побывавшие в Румынии в 80-х гг., с большим энтузиазмом рассказывали об отелях без дверей в номерах на черноморских курортах страны. Критики отмечают достаточно слаборазвитую инфраструктуру страны. Большое количество отелей не дотягивают и до двухзвездочного уровня, но цены в них для иностранных туристов в 5 и более раз выше, чем для местных жителей. Уровень сервиса также оставляет желать лучшего, поскольку европейские традиции гостеприимства были восприняты с недостаточным энтузиазмом. Возможно проблема в том, что первые морские курорты стали появляться на румынском побережье лишь в конце XIX в., а только в 70-х гг. следующего столетия была создана первая цепочка курортов вдоль побережья от Констанцы к югу в сторону Болгарии. Эти курорты и стали базой румынской индустрии гостеприимства на черноморском побережье, но инвестирования средств из государственного бюджета на поддержание инфраструктуры комплекса на должном уровне не происходило.

На сегодняшний день Румыния обладает 3 250 единицами различных средств размещения с общим количеством номеров 105 425 единиц, способных разместить единовременно до 282 806 чел. Средства размещения варьируются от отелей различного уровня до хостелов и туристских лагерей. Отели составляют большую часть данного сектора (57,1%). На долю молодежных лагерей приходится 14,6%, а туристских – 9,1%. Туристские виллы занимают последнее место и составляют 7,5% сектора размещения. Однако стоит отметить, что при всем этом богатом разнообразии классификация средств размещения не столь высока. Большая часть отелей, имея классификацию двух звезд, составляет более 50% от общего числа отелей. На втором месте по численности располагаются однозвездочные отели. Чуть меньший процент приходится на долю неклассифицированных отелей, то есть в принципе не обладающих звездами. Количество трехзвездочных отелей не велико, а процентное соотношение отелей, обладающих четырьмя или пятью звездами крайне ограничено. В связи с этим настоящим чудом стало открытие отеля «Парламент» в Бухаресте, первого отеля-бутика в Румынии, цена за одну ночь в котором колеблется от 165 до 275 долларов.

Специалисты видят корень данной проблемы в излишнем огосударствлении сектора средств размещения. Государственная собственность в данной отрасли составляет 53%, покрывающая более 70% всех туристских прибытий на территорию страны. Притом, что частный сектор составляет всего 35,3%, ориентируясь на обслуживание 19,1% туристского потока. У государства попросту не хватает ни времени, ни средств для использования имеющихся ресурсов на полную мощь. Но прогресс не за горами, уже в прошлом году был взят курс на частичное разгосударствление данного сектора экономики. Хотя, по словам последнего министра туризма Румынии Мирона Митря, запоздалая приватизация приносит только непоправимый вред развитию туризма, поскольку проблемы остаются нерешенными вследствие отсутствия новых методов хозяйствования и устаревшего мышления.

Вырезано

Стоит также остановиться еще на одном немаловажном аспекте, касающемся предоставления своевременной и исчерпывающей информации. На сегодняшний день современные туристы практически не обладают информацией о туристском продукте Румынии. Причин несколько: во-первых, в России до сих пор не выпущен ни один путеводитель по данной стране, хотя другие европейские страны представлены на российском рынке в широчайшем ассортименте. Крайне редко можно встретить достойные публикации о культурно-историческом потенциале Румынии в журналах туристской направленности. И, наконец, самопрезентация Румынии на международном туристском рынке также слабо организована. Об этом свидетельствует тот факт, что одна из первых туристских ярмарок в Румынии была организована лишь в 2001 г. Причем в экспозиции были представлены лишь несколько фирм. На российском же рынке румынский туристский продукт предлагают далеко не все операторы в силу специфических особенностей страны путешествия. Среди немногих можно выделить предприятие «Живые ключи» и «Стропъ».

Однако, обладая богатейшими природно-климатическими ресурсами и неисчерпаемым историко-культурным потенциалом, эта страна имеет все шансы на успешное развитие туристского бизнеса. При этом, как показывает анализ статистических данных, приоритетное внимание следует уделять развитию познавательного, историко-культурного, развлекательного, приключенческого и гастрономического туризма. Неплохие перспективы имеет Румыния для организации и развития экологического и приморского пляжного туризма. Но все эти преимущества румынского туризма сводятся на нет нестабильной социально-экономической обстановкой в стране, а также недостаточным развитием туристской и рекреационной инфраструктуры, слабо отвечающей потребностям искушенного западноевропейского туриста [22].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: