Личностно-ориентированное
Педагогическое образование
как фактор формирования ценностных ориентаций будущих учителей
Развитие национальной системы педагогического образования требует прежде всего ее гуманизации на основе личностно-ориентированного подхода как к сущности содержания образования, так и к воспитанию будущего учителя. В русле этих требований наиболее результативной является такая педагогическая подготовка, которая, определяя необходимый набор качеств и свойств личности учителя, осуществляет их достоверную диагностику и обеспечивает создание организационных форм и методов подготовки, способствующих их развитию. Поскольку это направление отвечает индивидуальной и экспериментально-ориентированной парадигмам подготовки учителя, можно утверждать, что личностно-ориентированный подход к педагогической подготовке находится на пересечении этих парадигм. При этом, согласно индивидуальной парадигме, в центре учебно-воспитательного процесса находится личность будущего учителя (его ценности, способности, интересы, личная свобода, творческая и познавательная активность и т. п.), а личностно-ориентированное обучение и воспитание выступает инструментом реализации системы субъект-субъектных отношений, обеспечивающей процесс становления и развития профессиональной индивидуальности педагога с учетом тех целей и задач, которые будущий учитель ставит перед собой.
|
|
Экспериментально-ориентированная парадигма конечной целью ставит развитие умственных способностей будущих педагогов, которые в процессе профессиональной подготовки попадают в ситуации, требующие самостоятельного овладения понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания.
Главная роль в такой подготовке отводится педагогической практике, в процессе которой формируется творческое и практическое мышление, приобретается собственный опыт и происходит освоение и совершенствование инструментария профессиональной деятельности.
С этой точки зрения личностно-ориентированное педагогическое образование предоставляет будущему учителю широкие возможности для самостоятельной работы, имеющей творческую, исследовательскую направленность и способствующей развитию критического и творческого мышления путем усвоения нового опыта и осмысления достижений прошлого, приобретения собственного опыта учебно-исследовательской деятельности, что в итоге способствует формированию первого уровня профессионального мышления учителя (П. Херст и др.). Таким образом, конечной целью личностно-ориентированного образования, с точки зрения экспериментально-исследовательской парадигмы, является переход к новому пониманию проблем педагогической среды и появление обновленной системы ценностей, которая оказывает влияние на формирование профессионально-ценностных ориентаций будущих учителей.
|
|
Профессионально-ценностные ориентации учителя можно определить как субъективное, индивидуальное отражение в его психике и сознании социальных ценностей педагогической профессии. Наличие профессионально-ценностной ориентации предполагает существование относительно стойкой системы направленности интересов и потребностей на педагогическую деятельность, причем формирование ее наиболее эффективно происходит в процессе этой деятельности.
Профессионально-педагогические ценностные ориентации имеют определенную структуру, формирование которой начинается еще в период обучения будущих учителей в вузе, а возможно и в период допрофессиональной подготовки в педагогических классах. На наш взгляд, в структуру профессионально-ценностных ориентации, прежде всего, входит наличие яркого интереса к педагогической деятельности, а также потребности в получении прочных педагогических знаний, умений и навыков, которые обеспечат освоение профессии на высоком уровне. По мнению А.А. Реана, наличие высокой, позитивной мотивации играет роль компенсатора при отсутствии высокого уровня развития способностей или недостаточного объема знаний, умений и навыков по специальности [2]. В наших исследованиях отмечались случаи, когда наличие даже высокого уровня развития педагогических способностей не приводило к выбору педагогической профессии учащимися педагогических классов при отсутствии положительной мотивации на профессию учителя.
Очевидно, наличие такой мотивации играет главную роль в развитии системы профессионально-педагогических ценностных ориентации.
Процесс обучения в вузе часто приводит к тому, что интерес к профессии снижается от курса к курсу. Романтика педагогического труда исчезает за «частоколом» повседневных занятий, за изучением предметов, необходимость которых в будущей профессиональной деятельности представляется студентам весьма проблематичной. Изменения, которые произошли в структуре педагогической практики, привели к тому, что впервые будущие учителя вступают в непосредственный контакт с детьми только после III курса во время работы в летних оздоровительных лагерях. Отдаленность первого педагогического контакта снижает значимость в сознании будущих учителей таких дисциплин, как педагогика и психология, изучаемых на I, II курсах. Вместе с тем именно они закладывают теоретические основы педагогического мышления, создают предпосылки для целенаправленного развития педагогических способностей. Поэтому в процессе изучения педагогики и психологии студентов следует вовлекать в квазипедагогическую деятельность, моделирующую с высокой степенью точности настоящую. Именно в такого рода деятельности начинают целенаправленно развиваться педагогические способности. В то же время отношение будущего учителя к педагогическому труду во многом зависит от уровня развития его профессиональной устойчивости, под которой понимается синтез свойств и качеств личности, обеспечивающих выполнение профессиональной деятельности уверенно, самостоятельно, без эмоционального напряжения в различных нештатных ситуациях с минимальными ошибками на протяжении длительного времени. Профессиональная устойчивость может быть сформирована в результате целенаправленной деятельности.
В структуре подготовки учителя педагогическая направленность и профессиональная устойчивость образуют систему с качественно новыми характеристиками стабильности и изменчивости, которую можно рассматривать как самоорганизующуюся при условии включения в эту систему субъекта, чья целенаправленная деятельность будет являться источником и пусковым механизмом саморегуляции. Таким субъектом может первоначально выступать преподаватель, настойчиво формирующий более высокий уровень профессиональной устойчивости, или сам студент при наличии достаточного уровня развития педагогической направленности.
|
|
Компонентами профессиональной устойчивости учителя являются: мотивационный (педагогическая направленность, уверенность в себе как в учителе, удовлетворенность деятельностью); эмоционально-волевой (отсутствие эмоциональной напряженности, умение регулировать свои эмоциональные состояния, наличие волевых качеств); личностный (быстрота реакции на поведение учащихся, познавательная направленность, нормальная утомляемость); профессионально-педагогический (знания, умения и навыки учителя, умение принимать правильные решения в нестандартных ситуациях, наличие потребности в самообразовании). Анализ данной структуры показывает тесную связь профессиональной устойчивости учителя с системой его профессионально-ценностных ориентации.
Например, по мнению А.А. Реана, удовлетворенность деятельностью является интегративным показателем, отражающим отношение субъекта к избранной профессии. С нашей точки зрения, в профессиональной устойчивости удовлетворенность деятельностью обеспечивает стабильность педагогических кадров в школе, вызывает желание совершенствовать свое мастерство, узнать глубже свой предмет, расширить психолого-педагогическкие знания, т. е. является исходным толчком формирования профессиональной системы педагогической деятельности, которая в таком случае может рассматриваться как самоорганизующаяся система, влияющая на профессионально-педагогическую устойчивость. В конечном итоге именно мотивационный компонент устойчивости создает основу ценностных профессиональных ориентации будущих учителей. В то же время нельзя не отметить влияние профессионально-педагогического, личностного и эмоционально-волевых компонентов на формирование структуры ценностных ориентации учителя. Можно утверждать, что непротиворечивость ценностных ориентации будущих педагогов является показателем их профессиональной устойчивости.
|
|
Ведущим компонентом системы профессионально-ценностных ориентации является, на наш взгляд, принятие принципов гуманизма и справедливости как высших ценностей. Принцип гуманизма предполагает уважение к ребенку, предоставление ему возможности обучаться в соответствии с его возможностями и способностями, диалогическое общение с учеником как с равноправным участником педагогического процесса, установку на сохранение психического и физического здоровья детей.
Принцип справедливости предполагает исходить из взаимного уважения и солидарности участников педагогического процесса.
Структура ценностных ориентации будущих учителей требует не только изучения, но и поиска путей воздействия на ее конструктивное изменение, если она не имеет профессиональную гуманистическую окраску.
Положительная мотивация, неподкрепленная активной творческой деятельностью, может быть значительно ослаблена и не перейдет в устойчивую направленность на педагогическую деятельность. Известно влияние методов обучения и воспитания, различных педагогических технологий на отношение будущих учителей к своей профессии [1]. На наш взгляд, этого можно достигнуть, в первую очередь, за счет организации особого педагогического пространства в педагогических вузах. Организацию же такого пространства обеспечивает личностно-ориентированное педагогическое образование. Основными направлениями здесь являются:
– педагогическая насыщенность и направленность специальных дисциплин;
– гуманистический, личностно-ориентированный подход к предметам психолого-педагогического цикла, предоставление каждому студенту возможности заниматься по индивидуальному плану;
– педагогическая направленность внеаудиторных мероприятий и досуга студентов: педагогические кружки, «круглые столы» по современным проблемам педагогики, конкурсы и фестивали педагогического мастерства, педагогические КВНы, брейн-ринги и пр.;
– различные виды педагогической практики, включающие педагогический менеджмент;
– летняя школа педагогического мастерства;
– педагогические мастер-классы;
– применение активных методов обучения: деловых и ролевых игр, брейнштроминга, педагогической драматизации и т. д.;
– вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу по педагогическим проблемам;
– использование новейших информационных, в частности современных педагогических технологий.
Поскольку фактор – движущая сила, причина, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении, то можно утверждать, что личностно-ориентированное педагогическое образование является фактором формирования ценностных ориентаций будущих учителей, поскольку выступает движущей силой формирования принципиально новой профессионально-ценностной ориентации будущих учителей XXI в.
Литература
1. Кузьмина Н.В. и др. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования. – Л., 1996.
2. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. – М., 1990.