Организация диспетчерского управления ФОРЭМ

Целью диспетчерского управления Федерального оптового рынка электроэнергии и мощности (ФОРЭМ) является обеспечение реализации договорных отношений и системных услуг между субъектами оптового рынка при сохранении надежности функционирования ЕЭС. Эти функции возложены на системного Оператора ФОРЭМ, « ЦДУ ЕЭС России», основными задачами которого являются:

- осуществление управления параллельной работой технологических систем ЕЭС России путем круглосуточного централизованного оперативно - технологического управления ЕЭС России по условиям надежности, устойчивости и оптимальных режимов субъектов ФОРЭМ и ЕЭС России в целом;

- оценка технологических ограничении при заключении договоров на ФОРЭМ;

- согласование балансов электроэнергии (мощности) на год (квартал, месяц) в части учета технологических ограничений (сети каскады ГЭС и т.д.);

- осуществление оптимальных распределений нагрузок электростанций на сутки вперед;

- регулирование и поддержание нормированных уровней качества электроэнергии (частота, напряжение)

- обеспечение режимов работы ЕЭС России исходя из критерия экономичности и надежности в соответствии с Правилами работы ФОРЭМ;

- подготовка информации для Оператора торговой системы ФОРЭМ о причинах отклонений фактического режима от планового;

- сбор и оперативная обработка информации о поставленной и полученной субъектами ФОРЭМ электроэнергии (мощности) в целях передачи указанной информации Оператору торговой системы ФОРЭМ для организации расчетов на оптовом рынке в рамках
договоров, заключаемых на ФОРЭМ

Повышение качества диспетчерского управления в условиях функционирования оптового рынка тесно связано с развитием оперативно-информационных комплексов (ОИК), на основе современных технических средств сбора, обработки, передачи и отображения информации, так как одним из основных требований к информационной инфраструктуре объекта управления является адекватность отображения договорных параметров электрических режимов средствами ОИК. По данным [1] для формирования суточной отчетности о фактических режимах в практике диспетчерского управления используется 3 источника информации:

- данные ОИК (среднечасовые, среднеполучасовые значения мощности);

- данные автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии АСКУЭ (среднечасовые, среднеполучасовые значения мощности, энергия за сутки);

- данные систем учета (энергия за прошедшие сутки по визуально снятым показаниям счетчика), передаваемые по телефону, электронной почте или иными средствами для ежедневной отчетности о балансах энергии (так называемая «оперативная статистика»).

Отдельные отчетные данные (например, энергия за сутки), взятые из различных источников, могут не совпадать. Использование нескольких источников оперативных и отчетных данных о режимах субъектов рынка приводит к «информационной неопределенности управления», проявляющейся в большем или меньшем несоответствии информации, по которой осуществляется оперативное управление, и отчетной информации, необходимой для финансовых расчетов на ФОРЭМ. Поэтому создание всеобъемлющей концепции информатизации деятельности органов диспетчерского управления является приоритетным направлением совершенствования ФОРЭМ.


Заключение

 

С момента принятия Постановления Правительства РФ № 793 от 12 июля 1996 об "Основных принципах функционирования и развития ФОРЭМ" от 12 июля 1996 года, прошло более 10 лет, и за это время выявилось немало проблем, требующих дальнейшего совершенствования ФОРЭМ. К ним можно отности:

- несовершенство действующих на ФОРЭМ договорных отношений между Поставщиками и Покупателями электрической энергии (мощности);

- несоответствие натурального и стоимостного балансов электрической энергии и мощности на ФОРЭМ.

- наличие на ФОРЭМ нескольких механизмов оценки стоимости объемов получаемой с ФОРЭМ электрической энергии (мощности).

Электроэнергетика является базовой отраслью экономики Российской Федерации. Надежное и эффективное функционирование электроэнергетики и бесперебойное снабжение потребителей являются основой поступательного развития экономики страны. Поэтому ключевым направлением проводимой в настоящее время реформы электроэнергетики является структурная перестройка отрасли с целью повышения эффективности деятельности каждого входящего в нее структурного звена и отрасли в целом путем оптимизации распределения и использования имеющихся ресурсов и мощностей.

 


Список литературы

1. Осика Л.К.,  Проблемы информационного обеспечения диспетчерского управления в условиях функционирования ФОРЭМ, Журнал «Энергетик» апрель 2002

2. Решение Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 7 апреля 2006 года №14К (481) «О результатах проверки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий электроэнергетики, находящихся в стадии реформирования, за период с 2003 по 2005 год, промежуточных итогов процесса реформирования и их влияния на развитие энергетической отрасли страны»

3. Медведев А.Н., Множественность лиц в обязательствах по коммерческой поставке электроэнергии, реферат, 2002.

4. www.maremplus.ru, «О проблемах развития конкурентного рынка электрической энергии»

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: