VI. Автономность и финансирование

26 Автономность: Университеты призывают правительства одобрить принципы автономности учебных заведений, подкрепляющие их различные миссии, в том числе принципы академической автономии (учебные планы, программы и научные исследования), финансовой автономии (выделение бюджета единой суммой), организационной автономии (организационная структура университетов) и автономии в области кадровой политики (наем, заработная плата и продвижение по службе). Автономность должна быть подкреплена надлежащим уровнем государственного финансирования, а также должна обеспечивать возможность стратегического независимого управления университетами своими финансовыми поступлениями из государственных и частных источников, включая дары и пожертвования филантропов, компаний, выпускников и студентов. Университеты призывают правительства проводить оценку достигнутых результатов как в области автономии, так и в области финансирования университетов на основе соответствующих установленных плановых показателей. Университеты будут стремиться к укреплению своей ведущей роли в данных процессах и повышению профессионализма управления.

 

27 Увеличение и диверсификация финансовых потоков: ЕАУ сохраняет свою приверженность выявлению дополнительных источников финансирования университетов и популяризации механизмов управления, обеспечивающих оптимальный уровень прозрачности финансовых операций. Данные, собранные рабочей группой ЕАУ по финансированию говорят об исключительном многообразии применяемых в Европе механизмов государственного финансирования. Между ними существуют огромные различия в плане объемов, юридической базы, методологии, политической подоплеки и степени контроля бюджета учебных заведений со стороны центральных властей. ЕАУ продолжит изучение ситуации до тех пор, пока не станет возможным достоверное описание положения европейских университетов на основе согласованной модели, а также разработка общей методологии расчета затрат. Для этого требуется более обширная инвентаризация существующих моделей государственного финансирования, соответствующих юридических и финансовых условий, а также имеющихся дополнительных источников поступлений; данный вопрос имеет непосредственное отношение к ключевым аспектам как Болонского процесса, включая социальное измерение (доступ, объективность при оказании финансовой помощи студентам, и доступность), международное измерение (привлекательность и конкурентноспособность) и мобильность (перенос финансовой помощи), так и Лиссабонской стратегии. ЕАУ поддерживает поставленную Европейской комиссией цель по увеличению в предстоящее десятилетие ассигнований на высшее образование по меньшей мере до 2% от ВВП, и призывает всех партнеров к совместной работе над достижением этой цели.

 

28 Привлечение частных средств для оплаты затрат системы высшего образования: ЕАУ призывает правительства вновь подтвердить статус системы высшего образования как общественного достояния. Однако, в контексте финансирования университетов и в ответ на растущую численность студентов и высокую затратность поддержания высочайших стандартов качества в условиях глобализации, ЕАУ будет и далее активно участвовать в обсуждении партнерств между государственным и частным секторами в области финансирования высшего образования, и, в частности, вопроса платы за обучение. Так, пожизненное образование требует наличия гораздо более гибких моделей финансирования, чем использовавшиеся в старых системах модели, разработанные для удовлетворения потребностей традиционных очных студентов. Поэтому ЕАУ, совместно со своими членами, изучит существующие политические возможности для привлечения частных лиц (студентов или выпускников) к оплате расходов системы высшего образования, с учетом национальных особенностей.

VII. Заключение

29 Европе сильные университеты: Европейские университеты являются движущей силой процесса строительства Европы знаний. Они принимают на себя возникающие в связи с выполнением этой роли обязательства, а в ответ просят правительства и гражданское общество в целом в свою очередь признать их ответственность за предоставление университетам возможности получать ресурсы, позволяющие им выполнять поставленные перед ними задачи не только на адекватном, но на отличном качественном уровне, и быть конкурентноспособными по отношению к системам высшего образования на других континентах. Не только Европа, но и весь мир становится «Обществом знаний», в связи с чем Лиссабонская стратегия, процессы создания Европейского пространства высшего образования и Европейского пространства научных исследований, а также усилия национальных правительств будут требовать постоянной корректировки с учетом возникающих в этой связи вызовов. Мы наблюдаем исключительно интересный период в жизни университетов, вносящих свой вклад в инновации через преподавание и обучение, научные исследования и передачу знаний. Европейские университеты приветствуют предоставленную им в этой связи возможность содействия в формировании будущего Европы.

 

Европейская ассоциация университетов
Брюссель, 13 апреля 2007 г.


 

 



II. Национальная

инновационная система России [1]
Введение

 

Основы государственной инновационной политики России были заложены в 1990-е годы и сформулированы в Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике». В этот период государство предпринимало активные действия по сохранению науки в кризисных условиях и одновременно – по созданию новой институциональной среды, новых механизмов и организаций для науки и инновационной деятельности. 

В 2000-е годы началась подготовка концептуальных документов, призванных определить стратегическую, долгосрочную научную и инновационную политику и встроить ее в другие экономические инициативы государства. В этот период были поставлены задачи формирования национальной инновационной системы и перехода к инновационной экономике, зафиксированные в ряде правительственных документов.В данном разделе рассматриваются основные цели и задачи, поставленные в документах этого периода, проанализированы изменения в структуре государственного управления и мерах стимулирования инновационного развития. 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: