Компетентных кадров для сферы сервиса и туризма

 

Ананьева Татьяна Николаевна,

д.с.н., профессор, проректор-заместитель председателя УМО по образованию в области сервиса и туризма,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва,

mosumo@mail.ru

 

Илюхина Галина Ивановна, начальник УМЦ УМО по образованию в области сервиса и

туризма,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва,

mosumo@mail.ru

 

 

The authors discuss the fundamental relationships in the interaction of institutional structures involved in the intensive training for service and tourism industry. The article reviews requirements of employers for graduates and introduces a new method for partnership between representatives of educational institutions, businesses, organizations for training and retraining in service and tourism industry.

В статье рассматриваются основные отношения взаимодействия институциональных структур, заинтересованных в подготовке компетентных кадров для сферы сервиса и туризма в системе опережающего профессионального обучения. Рассмотрены основные требования, предъявляемые со стороны работодателей к качеству подготовки выпускников, предложен механизм взаимодействия представителей учебных заведений, предприятий, организаций в профессиональной подготовке и переподготовке востребованных в сфере сервиса и туризма работников.

Key Words: professional education, training, intensive learning, service and tourism industry, institutional partnership, employer

Ключевые слова: профессиональное образование, подготовка кадров, опережающее обучение, сфера сервиса и туризма, взаимодействие институциональных структур, работодатели

 

Современное общество, рынок труда, экономика в целом закономерно формируют четкие регламенты и запросы к качеству подготовки кадров в структуре инновационных обществ ХХI века. Развитие профессионального образования, изменения требований к рынку образовательных услуг как в содержательной части, так и в части организационных форм не оставляют сомнений в том, что российская экономика претерпевает весьма существенные преобразования объективного характера. Отличительной особенностью является несбалансированность потребностей экономики в лице представителей работодателей и выпускников учебных заведений по осваиваемым образовательным программам направлений подготовки.

По оценке экспертов, уровень подготовки кадров не в полной мере отвечает потребностям рынка труда. Отмечается несоответствие качества подготовки выпускников ожиданиям работодателей. В частности, выделяются следующие недостатки:

· отсутствие практических навыков и умений у выпускников для конкретной профессиональной деятельности с учетом квалификационного уровня;

· чрезмерная академичность профессионального образования при отсутствии необходимой практической подготовки;

· существующие образовательные программы не отвечают реальным запросам сегментов экономики;

· недостаток учебной и учебно-методической литературы, а также порой низкий уровень их профессиональной составляющей в виду отсутствия практической направленности;

· отсутствие соответствующей материально-технической базы с учетом профиля подготовки, что не обеспечивает обучающихся необходимыми практическими навыками и др.

Со стороны работодателей к выпускникам предъявляются следующие требования: участие в развитии общества, способность, желание и стремление повышать профессиональный статус на протяжении всей жизни, ответственность при принятии и выполнении принятых решений, владение новыми технологиями выполнения профессиональных функций, восприятие многообразия культур и национальных традиций, подготовленность к инновационной деятельности и другим обеспечивающим профессиональное совершенствование и карьерный рост действиям. По существу, в центр современного инновационного общества ставится высокопрофессиональный специалист. В этих условиях существенно возрастает значение и общественная ценность реализации принципа единства образования, науки, творческой и практической деятельности, направленного на преодоление актуальных проблем подготовки кадров, адекватных запросам экономики, рынка труда, развитию научно-технического комплекса.

Для решения данных проблем Правительством Российской Федерации на период до 2012 года определены приоритеты по инновационному развитию экономики и созданию системы непрерывного профессионального образования, что способствует обеспечению рынка труда кадрами нужных квалификаций.

К названным приоритетам можно отнести следующие:

· максимальное сближение образовательных учреждений и представителей работодателей, заинтересованных в подготовке компетентных кадров всех уровней профессионального образования, востребованных в конкретной сфере экономики;

· совместимость профессиональных и образовательных стандартов, регламентирующих требования к подготовке востребованных на рынке труда кадров;

· формирование компетенций обучающихся, отвечающих требованиям заинтересованных контрагентов и обеспечивающих конкурентоспособность специалистов в сегменте отрасли;

· взаимодействие институциональных структур в системе регулирования трудовых ресурсов в лице представителей академического сообщества и работодателей с учетом тенденций развития в условиях посткризисной экономики отраслей и видов экономической деятельности.

Для решения задач, связанных с совершенствованием подготовки современных кадров, необходимо планомерное осуществление последовательных программных действий, направленных на разработку и фактическую реализацию компетентностного подхода к формированию образовательных программ, обеспечение координации деятельности образовательных учреждений и ведущих профильных предприятий на основе повышения роли профессиональных кадров на современном рынке труда и в экономике в целом.

Приоритетными направлениями в образовательной системе Российской Федерации на ближайший период и перспективу являются следующие:

· сохранение и развитие единого образовательного пространства через выполнение институциональными структурами роли интеграторов в отечественной и мировой системе профессионального образования;

· развитие демократических начал в управлении подготовкой кадров, востребованных на рынках труда;

· активное участие представителей институциональных структур в решении назревших системных проблем модернизации российского образования в соответствии с отечественными традициями и европейскими тенденциями;

· переход к новой культуре качества отечественного образования, гарантирующий его возрастающий вклад в развитие страны с учетом развития инновационных экономических процессов в обществе;

· усиление роли учебных заведений как структур обеспечения и непрерывного повышения качества образования;

· тесное взаимодействие с работодателями в процессе создания федеральных государственных образовательных стандартов, программ дополнительного профессионального образования, разработки системы оценочных средств и методик итоговой аттестации выпускников;

· участие совместно с федеральными органами управления образованием в организационном и методическом обеспечении масштабов перехода на уровневую систему образования при учете мнений работодателей и посткризисной экономики, а также традиций отечественного профессионально образования;

· обновление нормативных документов, регулирующих подготовку компетентных кадров, и направленных на совершенствование научной организации и методического обеспечения образовательного процесса в учебных заведениях как единства воспитания и обучения;

· изучение и распространение образцов лучшей отечественной и зарубежной практики в целенаправленной подготовке компетентных кадров;

· совершенствование процессов подготовки профессиональных кадров, востребованных на рынке труда и отвечающих в полной мере запросам работодателей.

В современных социально-экономических условиях актуальность приобретает опережающее профессиональное обучение, на которое возлагается задача подготовки квалифицированных кадров, востребованных по окончании кризисного периода и перехода к интенсивному росту посткризисной экономики.

Цель опережающего профессионального обучения формулируется как содействие со стороны заинтересованных институциональных структур занятости и обеспечение защиты высвобождаемых работников, находящихся под риском увольнения, а также смягчение социальной напряженности на рынке труда и снижение уровня и продолжительности безработицы.

Тенденции социально-экономического развития мирового сообщества и России свидетельствуют о повышенном внимании к развитию сферы сервиса и туризма. Увеличение объемов реализации услуг населению, введение новых видов услуг и форм обслуживания, постоянно возрастающие со стороны населения требования к качеству услуг, рост потребностей предприятий сферы сервиса и туризма в компетентной рабочей силе закономерно требуют соответствующего подхода к формированию целенаправленной системы подготовки кадров и содержания профессионального образования в области сервиса и туризма. В связи с этим подготовке и переподготовке востребованных на рынке труда работников сферы сервиса и туризма в системе опережающего профессионального обучения уделяется большое внимание. Достичь положительных результатов в системе опережающего профессионального обучения подготовки работников для сферы сервиса и туризма возможно за счет оперативного решения на основе эффективного взаимодействия институциональных структур следующих задач:

1) координация действий научно-педагогической общественности учебных заведений, представителей предприятий, учреждений и организаций, заинтересованных в совершенствовании подготовки кадров для предприятий сферы обслуживания, в обеспечении качества и развития содержания профессионального образования в области сервиса и туризма;

2) развитие связей и взаимодействия институциональных структур, в том числе и международных, способствующих совершенствованию подготовки кадров для сферы сервиса и туризма;

3) разработка комплекса учебно-методического обеспечения программ специализированной подготовки выпускников для сферы сервиса и туризма;

4) мониторинг реализации образовательных программ по направлениям подготовки и специальностям сервиса и туризма в регионах РФ и странах СНГ;

5) прогнозирование потребности в кадрах с учетом тенденций и перспектив развития отраслей сферы сервиса и туризма;

6) участие в оценке и регулировании приема и выпуска специалистов по образовательным программам в области сервиса и туризма;

7) реализация других мероприятий, направленных на развитие взаимодействия институциональных структур, совершенствование подготовки кадров для сферы сервиса и туризма, интеграцию академической общественности и представителей работодателей в том числе и зарубежных стран.

Исходя из основных приоритетных направлений, можно предложить принципы взаимодействия институциональных структур по формированию системы опережающего профессионального обучения подготовки работников для сферы сервиса и туризма.

1. Разработка совместно с представителями работодателей концепции подготовки кадров для сферы сервиса и туризма с учетом тенденций развития и темпов роста интенсивно развивающихся сегментов сферы обслуживания.

2. Разработка предложений по дополнению и изменению перечня направлений подготовки и специальностей, профессий для подготовки работников сферы сервиса и туризма, востребованных в сегментах посткризисной экономики.

3. Создание с привлечением заинтересованных институциональных структур действенной системы опережающей подготовки кадров для сферы сервиса и туризма.

4. Введение в качестве обязательного элемента проводимой учебными заведениями оценки качества подготовки выпускников участие представителей работодателей с учетом профиля образовательной программы.

5. Подготовка совестно с представителями работодателей предложений по созданию системы мониторинга потребности рынка труда в кадрах различной квалификации и видов занятий с целью обоснования потребности в выпускниках по направлениям подготовки в области сервиса и туризма.

6. Подготовка предложений по созданию и функционированию эффективной системы менеджмента качества образования, основанной на достоверной оценке освоения компетенций обучающихся с привлечением представителей работодателей сферы сервиса и туризма.

7. Привлечение к преподаванию дисциплин представителей ассоциаций и других общественно-профессиональных объединений работодателей сферы сервиса и туризма с учетом профиля образовательной программы.

9. Использование имеющегося производственного потенциала предприятий, ассоциаций и других общественно-профессиональных объединений работодателей сферы сервиса и туризма в качестве баз практик с учетом профиля образовательной программы.

10. Оказание содействия в трудоустройстве выпускников в сфере сервиса и туризма с учетом профиля освоенной программы.

11. Распространение и эффективное применение имеющегося отечественного и международного опыта в системе опережающего профессионального обучения в процессе совершенствования подготовки работников для сферы сервиса и туризма, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Для обеспечения эффективного взаимодействия институциональных структур, заинтересованных в качественной подготовке трудовых ресурсов в сфере сервиса и туризма, отвечающих запросам работодателей, требованиям рынка труда, экономики в целом необходимо решить ряд задач. Предлагаемый алгоритм реализации задач подготовки компетентных кадров для сферы сервиса и туризма на основе взаимодействия заинтересованных представителей институциональных структур, представлен в виде табл. 1.

Таблица 1

Алгоритм взаимодействия представителей институциональных структур,

заинтересованных в подготовке компетентных кадров для сферы сервиса и туризма

Задача Алгоритм реализации задач Механизм взаимодействия
Сотрудничество учебных заведений, государственно-общественных организаций, союза работодателей в соответствующей сфере сервиса и туризма Определение по востребованным в экономике должностям и профессиям компетенций, которыми должен владеть работник сферы сервиса и туризма Разработка совместно с представителями работодателей программ обучения, комплекса оценочных средств (специальных тестов (кейсов)), при освоении которых усваивается уровень востребованных работодателями компетенций будущих работников сферы сервиса и туризма
Повышение квалификации ППС, владеющего современными знаниями и технологиями обучения Разработка с применением информационных технологий программ повышения квалификации. Введение в действие системы регулярного повышения квалификации ППС как в России так и за рубежом Разработка совместно с представителями работодателей комплекса программ повышения квалификации ППС. Проведение, в том числе в дистанционной форме, обучения курсов повышения квалификации ППС по интересующим преподавателей и работодателей тематикам и проектам научно-исследовательских работ
Создание базы современных обучающих программ различного уровня с обновленными Учебно-методическими комплексами Разработка с применением информационных онлайн технологий практико-ориентированных программам ДПО для целевой подготовки кадров к важным государственным мероприятиям (например, Олимпиада Сочи-2014) Разработка совместно с представителями работодателей практико-ориенти-рованных программам ДПО для целевой подготовки кадров к значиевым государственным мероприятиям; проведение в том числе в дистанционной форме обучения с применением информационных онлайн технологий курсов повышения квалификации подготовки кадров для сферы сервиса и туризма
Укрепление материально-технической базы учебных заведений, занятых в подготовке кадров для индустрии сервиса и туризма Создание тренинговых учебно-практических комплексов (например, в форме учебных гостиниц, ресторанов, парикмахерских и т.п.); оснащение необходимыми ресурсами; использование для обучения целевых групп слушателей востребованного сегмента сферы сервиса и туризма Создание и оснащение совместно с представителями работодателей необходимыми ресурсами тренинговых учебно-практических комплексов для обучения целевых групп слушателей востребованного сегмента сферы сервиса и туризм
Создание интернет-портала «СЕРВИС и ТУРИЗМ», который должен содержать общедоступную базу по всем обучающим программам, учебным заведениям, возможным курсам повышения квалификации, партнерам, в том числе иностранным Создание интернет-портала, содержащего общедоступную базу по всем обучающим программам, учебным заведениям, возможным курсам повышения квалификации, партнерам, в том числе иностранным Создание совместно с представителями заинтересованных институциональных структур интернет портала, содержащего базу по обучающим программам; размещение информации работодателей о вакансиях и перспективах развития отраслей сферы сервиса и туризма с учетом инновационных технологий, новых видов услуг и форм обслуживания, достижений научно-технического прогресса, социальной политики государства, экономики и т.п.
Создание корпоративного факультета, бизнес инкубатора на базе ведущего учебного заведения в области подготовки кадров для сферы обслуживания Создание на базе ведущего учебного заведения в области подготовки кадров для сферы обслуживания корпоративного факультета, бизнес инкубатора по всем направлениям, научным и прикладным исследованиям в области сервиса и туризма Создание на базе ведущего учебного заведения в области подготовки кадров для сферы обслуживания корпоративного факультета, бизнес инкубатора по направлениям научных и прикладных исследований в области сервиса и туризма. Размещение информации о наличии программ, методик, технологий, баз данных по вакансиям на рынке труда в сфере сервиса и туризма, работодателей, ППС, экспертов
Сетевое взаимодействие представителей институциональных структур, заинтересованных в подготовке кадров для сферы сервиса и туризма, оценке качества усвоенных знаний и практических навыков Создание сети корпоративного взаимодействия представителей институциональных структур, заинтересованных в подготовке кадров для сферы сервиса и туризма, оценке качества усвоенных знаний и практических навыков Корпоративное сетевое взаимодействие представителей институциональных структур, заинтересованных в подготовке компетентных кадров для сферы сервиса и туризма, оценке качества усвоенных знаний и практических навыков

 

Система взаимодействия представителей институциональных структур, предлагаемая на примере табл. 1, представляет собой функциональную совокупность деятельности учебных организаций, предприятий, представителей работодателей, иных структур, заинтересованных в подготовке компетентных работников для сферы сервиса и туризма, и может использоваться в системе опережающего профессионального обучения при профессиональной подготовке и переподготовке кадров в соответствии с потребностями отраслей экономики.

 

Литература

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

2. Ананьева Т.Н., Федулин А.А, Илюхина Г.И. и др. Стратегия и структура подготовки кадров для сферы обслуживания - взгляд работодателей // Сервис plus. 2008. № 3. С. 101–102.

3. Ананьева Т.Н. Концептуальные основы подготовки компетентных кадров для сферы обслуживания. Материалы Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии в подготовке кадров для обслуживания Олимпиады «Сочи-2014»: Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФО, 2008. 250 с. С. 15–23.

4. Илюхина Г.И. Особенности компетентностного подхода к подготовке кадров для сферы обслуживания. Материалы Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии в подготовке кадров для обслуживания Олимпиады «Сочи-2014»: Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФО, 2008. 250 с. С. 95–100.

5. Шадриков В.Д. Принципы построения программ высшего профессионального образования. Проблемы качества образования. Материалы XIX Всероссийской научно-методической конференции 21–28 мая 2009 г., Уфа – Москва, 2009. 286 с. С. 16–19.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: