Общая характеристика размещения

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

(РГОТУПС)

 

Факультет: Экономический

Кафедра: Экономика, финансы
            и управление на транспорте

 

 


КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ
 

Экономическая география транспорта

 

Тема: Центральный экономический район

 

Выполнила:                                                                              Преподаватель:
студентка 4 курса

Букина С.П.                                                                              Соколова Т.Г.
уч. шифр 0413-Э-1028

 

Москва, 2007

СОДЕРЖАНИЕ:

                  

      Введение………………………………….……………………………........3

1. Общая характеристика размещения производительных сил центрального экономического района…………………………….……………………….4

2. Экономико-географическое положение центрального экономического района………………………………………………………………………..7

3. Экономико-географическая характеристика отраслей промышленного производства………………………………………………………………..12

4. Транспортная система центрального экономического района………….22

Список литературы………………………………………………………...26

 

 




ВВЕДЕНИЕ.

Развитие рыночных отношений в транспортном комплексе выдвигает задачу более полного и качественного удовлетворения потребностей в транспортных услугах народного хозяйства и населения страны. Решение любой глобальной проблемы в сфере экономики России находится в тесной связи с решением проблем транспортного комплекса. Развитие транспортной системы оказывает влияние на такие важнейшие процессы в экономике, как оптимизация структуры экономики народного хозяйства регионов Российской Федерации, формирование товарных рынков в регионах и общероссийского рынка в целом, развитие процесса интеграции нашей страны в мировую хозяйственную систему, реформирование социального комплекса и многие другие.

Центральный федеральный округ располагает развитой транспортной системой. Отмечается высокая плотность железных и автомобильных дорог, значительно превышающая средние показатели по России. Крупными железнодорожными транспортными узлами системы стали Москва, Орел, Курск, Белгород, Ярославль, Брянск, Смоленск. От Москвы в разных направлениях отходят 15 автомагистралей. Высокой плотностью дорог отличаются Московская, Тульская, Ивановская, Владимирская, Орловская, Рязанская, Воронежская, Белгородская области. Москва является не только портом пяти морей, но и крупнейшим воздушным портом. В пределах округа развит и трубопроводный транспорт, представленный системой нефте- и газопроводов.

Целью курсовой работы является изучение экономико-географической характеристики производительных сил центрального экономического района (ЦЭР) с учетом размещения на его территории основных грузообразующих отраслей промышленности и сельского хозяйства, а также обеспечения района транспортными коммуникациями.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗМЕЩЕНИЯ

     ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА

По объему валового внутреннего продукта, стоимости основных промышленно-производственных фондов, численности промышленно-производственного персонала, научно-техническому потенциалу, развитой производственной и социальной инфраструктурой он значительно превосходит другие федеральные округа страны. На долю округа приходится почти 25% валового регионального продукта, около 25% сельскохозяйственной и 20% производства промышленной продукции страны.

Центральный федеральный округ стал базовым регионом. В нем в наибольшей степени сформировались рыночные отношения и инфраструктура: развитая финансово-кредитная система, транспортные и информационные услуги, успешно привлекаются иностранные инвестиции, создаются совместные с иностранными партнерами предприятия. В округе сформировался многоотраслевой хозяйственный комплекс, в котором ведущую роль играют отрасли обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства.

Ограниченность запасов топливно-энергетических и значительной части минерально-сырьевых ресурсов ставит развитие экономики округа в зависимость от поставок топлива, сырья, комплектующих изделий и деталей из других регионов России и стран ближнего и дальнего зарубежья.

В территориальном разделении труда страны округ выделяется наукоемкими и трудоемкими отраслями машиностроения и металлообработки, химической, полиграфической, легкой, пищевой промышленностью, производством строительных материалов. Несмотря на снижение их доли в производстве промышленной продукции за годы экономических реформ, вызванное кризисными процессами и распадом единого экономического пространства, они сохраняют ведущую роль в экономике округа и страны.

Сельское хозяйство специализируется на выращивании сахарной свеклы, зерновых, овощных, масличных культур, молочно-мясном животноводстве.

Главные причины выдающегося экономического значения Центра
заключаются в особенностях его исторического развития. Современный
Центр вырос из древнейшего ядра Русского государства, сложившегося
вокруг Москвы. Здесь, на исконных русских землях, уже много веков назад
образовался густо населенный хозяйственно развитый край. Ведущее
экономическое положение Центральной России сохранялось и позже.

На всех этапах развития Центра большое место в определении его
судьбы занимало географическое положение этого района. Благодаря
ведущей экономической роли Москвы окружавший ее район превратил свое
центральное географическое положение в центральное транспортное, ведь
еще в давние времена здесь пересекались главные торговые пути. И в
настоящее время положение Центра посреди наиболее густо заселенной и
хозяйственно освоенной части страны, в крупнейшем узле транспортных
путей, на "перекрестке" важнейших экономических связей между
различными районами оказывает очень большое влияние на весь ход
развития этого района. Огромное влияние на развитие областей ЦЭР
оказывает и наличие столичного региона. Москва имеет с областями района
развитые экономические, культурные, научные, транспортные, снабженческие и другие связи.

ЦЭР занимает первое место в стране по степени развития хозяйства,
представленного крупной современной промышленностью, высокоразвитым
сельским хозяйством, транспортом, торговлей и прочими отраслями
материального производства. Для сферы материального производства
характерна высокая степень концентрации производства важнейших видов
продукции, кооперирования и комбинирования, развития инфраструктуры
наряду со значительной оснащенностью техническими средствами и
высококвалифицированными кадрами. Район специализируется на
машиностроении,       химической,      нефтехимической,       текстильной

промышленности. В межрайонном обмене участвует 4/5 продукции
машиностроения, 1/2 химической и 3/4 текстильной промышленности, что
свидетельствует о высоком уровне развития этих отраслей. ЦЭР также занимает ведущее место в России по производству молока, мяса, яиц, овощей,
картофеля, льна-долгунца. Народнохозяйственная роль ЦЭР определяется не
только значительным объемом промышленного производства и высоким качеством    продукции, но и наличием мощной научной, проектно-
конструкторской и опытно-экспериментальной базы. В науке и научном
обслуживании занята 1/3 численности всех работников этой отрасли страны.
Итак, стартовые условия развития хозяйства:

• старопромышленный характер района;

• концентрация высококвалифицированных кадров;

• столичное положение;

• бедность природными ресурсами;

• роль района, как главной научно-технической базы страны.

































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: