Содержание
Введение. 2
1. Значение и целевая направленность отчета о прибылях и убытках. 3
1.1. Нормативное регулирование финансовой отчетности. 3
1.2. Структура отчета о прибылях и убытках. 10
1.3. Краткая экономическая характеристика объекта исследования. 13
2. Отчет о прибылях и убытках в отечественном учете. 16
2.1. Значение отчета о прибылях и убытках. 16
2.2. Порядок составления отчета о прибылях и убытках. 19
2.3. Учетная политика и ее влияние на отчетность. 26
Заключение. 32
Список использованных источников. 34
Введение
Бухучет является системой, которая измеряет, параметры деловой активности и представляет их в виде отчета и конечных выводов для принятия решений руководством компаний. Финансовые отчеты это документы, которые предоставляют информацию в денежной форме на индивидуальном уровне или на уровне предприятия.
В настоящее время с переходом к рыночной экономике, а также с привлечением зарубежного капитала большое значение приобрел вопрос о составе и формах бухгалтерской отчетности. На современном этапе отчетность должна быть достоверной, т.е. обоснованной сверенными данными синтетического и аналитического учета, и понятной всем пользователям.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение одной из форм годовой бухгалтерской отчетности: Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
Для выполнения поставленной задачи необходимо рассмотрение следующих вопросов: системы построения отчетности в отечественной и международной практике; нормативное регулирование составления и предоставления отчетности; взаимосвязь с налоговыми расчетами; общую структуру отчета о прибылях и убытках; осветить вопрос значения отчета о прибылях и убытках для современного предприятия и для экономики вцелом; рассмотреть влияние на отчетность принятой предприятием учетной политики; рассмотреть общий порядок составления отчета.
Для наглядности данной работы предполагается рассмотреть «Отчет о прибылях и убытках» реального предприятия на примере ООО «Фаркос». Предполагается рассмотреть принципы организации и составления отчета на данном предприятии и состав показателей входящих в отчет.
Значение и целевая направленность отчета о прибылях и убытках
Нормативное регулирование финансовой отчетности
Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.
Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлый период.[8, c.543-545]
Организации составляют отчеты по формам и инструкциям (указаниям), утвержденным Минфином и Госкомстатом Российской Федерации. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам по всему народному хозяйству в целом.
Отчетность организации классифицируют по видам, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных.
По видам отчетность подразделяется на: бухгалтерскую, статистическую и оперативную.
Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении предприятия и о результатах ее хозяйственной деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета.
Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации, как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени- сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реализации продукции.
По периодичности составления различают внутригодовую и годовую отчетность. Внутригодовая отчетность включает отчеты за день, пятидневку декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие. Внутригодовую статистическую отчетность обычно называют текущей статистической отчетностью, а внутригодовую бухгалтерскую - промежуточной бухгалтерской отчетностью. Годовая отчетность- это отчетность за год.
По степени обобщения отчетных данных различают отчеты первичные, составляемые организациями, и сводные, которые составляют вышестоящие или материнские организации на основе первичных отчетов.[8, c.523]
В настоящее время организации предоставляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность.
Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:
Форму №1 «Бухгалтерский баланс»
Форму №2 «Отчет о прибылях и убытках»
Кроме указанных форм в составе промежуточной бухгалтерской отчетности организации могут представлять иные отчетные формы (Отчет о движении денежных средств и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой отчетности.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (от 21.11.96г. №129-ФЗ)и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) годовая бухгалтерская отчетность организаций, за исключение отчетности бюджетных организаций, состоит из:
А) Бухгалтерского баланса
Б) Отчета о прибылях и убытках
В) Приложений к ним, предусмотренных нормативными актами
Г) Аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организаций, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту
Д) Пояснительной записки
Рекомендуемые формы бухгалтерской отчетности организаций, а также указания о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкций о порядке их заполнения не противоречащие нормативным правовым актам Министерства финансов Российской Федерации.
В пояснительной записке может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются, широта рынка сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся в частности, в известности у клиентов, пользующихся услугами организации, и др.; степень выполнения плана, обеспечение заданных темпов роста; уровень эффективности использования ресурсов организации и др. Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятиях и другой информации, интересующей возможных пользователей годовой бухгалтерской отчетности.
Все большая часть отечественной бухгалтерской отчетности на внешних пользователей, а также на предоставление достаточно детальной информации акционерам существенно приблизила ее к отчетности западных стран.
С 2000г. годовая бухгалтерская отчетность в соответствии с приказом Минфина РФ от 13.01.200г. №4н включает:
· Бухгалтерский баланс- форма №1
· Отчет о прибылях и убытках- форма №2
· Отчет об изменениях капитала- форма №3
· Отчет о движении денежных средств- форма №4
· Приложение к бухгалтерскому балансу- форма №5
· Отчет о целевом использовании полученных средств предприятия- форма №6
· Пояснительную записку
· Специализированные формы разрабатываемые министерствами и ведомствами Российской Федерации, для организаций системы по согласованию соответственно с министерствами финансов Российской Федерации и республик
· Итоговую часть аудиторского заключения.
Субъекты малого предпринимательства, не применяющие упрощенную систему налогообложения учета и отчетности и необязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности. Могут не предоставлять в составе годовой бухгалтерской отчетности отчеты об изменениях капитала и движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу (формы 3,4 и 5) и пояснительную записку.[11, c.112]
Если указанные субъекты малого предпринимательства обязаны проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности то они также могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности формы № 3,4 и 5, если отсутствуют соответствующие данные.
Некоммерческие организации имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчет о движении денежных средств (форма №4), а также при отсутствии следующих данных – Отчет об изменениях капитала (форма №3) и приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5).
Общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), промежуточную бухгалтерскую отчетность не составляют. Указанные организации в составе годовой бухгалтерской отчетности не представляют отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств (формы №3и 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) и пояснительную записку.
Правила составления, сроки предоставления, порядок рассмотрения и утверждения бухгалтерских отчетов регламентирована Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и указаниями Министерства финансов РФ.
В соответствии с этими документами при составлении бухгалтерских отчетов и балансов должно быть обеспечено соблюдение следующих условий:
· Полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всего имущества, ресурсов, готовой продукции и расчетов;
· Полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов;
· Запись хозяйственных операций в бухгалтерском учете должна осуществляться только на основании надлежащего оформления документов или приравненных к ним технических носителей информации;
· Правильная оценка статей баланса.
Основные средства и нематериальные активы отражаются в балансе по остаточной стоимости; сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, тару, запасные части и другие материальные ценности: готовую продукцию, товары отгруженные, сданные работы и оказанные услуги – по фактической стоимости; незавершенное производство и полуфабрикаты собственного производства – по фактической себестоимости (при единичном производстве), по нормативной (плановой) производственной себестоимости или по прямым статьям расходов, либо только по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.
Материальные ценности, на которые цена в течении года снизилась, отражают в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации.
Остатки средств предприятия по валютным счетам. Другие денежные средства, (включая денежные документы), ценные бумаги, дебиторскую и кредиторскую задолженность в иностранной валюте отражают в отчетности в валюте, действующей на территории Российской Федерации, в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка России, действующему на последнее число отчетного периода.
Сальдо по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами каждая сторона отражает в своей отчетности в суммах, вытекающих из их бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. При разногласиях заинтересованная сторона обязана в установленные сроки передать необходимые документы на рассмотрение органам, уполномоченным разрешить соответствующие споры.
Суммы по расчетам с финансовыми, налоговыми органами, учреждениями банков должны быть согласованны с ними и тождественны. Неотрегулированные суммы на балансе по этим расчетам не допускаются.[7, c.273]
Составлению отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному плану. Важным этапом подготовительной работы является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей.
Обобщение накопленного опыта в этом деле позволило выработать следующие рекомендации.
В начале исчисляют себестоимость вспомогательных производств и закрывают счет 23 «Вспомогательные производства». Во вторую очередь распределяют расходы будущих периодов, общехозяйственные и общепроизводственные расходы и кредитуют счета 97 «Расходы будущих периодов», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы». Затем калькулируют себестоимость продукции основных отраслей производства и списывают затраты со счета 20 «Основное производство». После этого списывают затраты со счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». В порядке последующей очередности производятся записи на счетах по учету капитальных вложений, определяется финансовый результат деятельности предприятия и закрывается счет 90 «Продажи», распределяется прибыль и закрывается счет 99 «Прибыли и убытки».[7, c.280]
В соответствии со ст.16 Федерального закона от 21 ноября 1996г. «129-ФЗ «О бухгалтерском учете» акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать бухгалтерскую отчетность.
Порядок публикации (кроме отчетности банков) определен Приказом Минфина РФ от 28 ноября 1996 № 101.