Таблица 3.1 - Совокупные расходы и национальный доход
для базового периода
Националь-ный доход Y, млрд. руб. | Потребитель-ские расходы C, млрд. руб. | Инвести-ционные расходы I, млрд. руб. | Государ-ственные расходы G, млрд. руб. | Итого совокупные расходы E =C+I+G, млрд. руб. | Дефицит (излишек) Y-E, млрд. руб. | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
0 | 4,6 | 260 | 140 | 404,6 | -404,6 | ||||
150 | 111,1 | 260 | 140 | 511,1 | -361,1 | ||||
300 | 217,6 | 260 | 140 | 617,6 | -317,6 | ||||
450 | 324,1 | 260 | 140 | 724,1 | -274,1 | ||||
600 | 430,6 | 260 | 140 | 830,6 | -230,6 | ||||
750 | 537,1 | 260 | 140 | 937,1 | -187,1 | ||||
900 | 643,6 | 260 | 140 | 1043,6 | -143,6 | ||||
1050 | 750,1 | 260 | 140 | 1150,1 | -100,1 | ||||
1200 | 856,6 | 260 | 140 | 1256,6 | -56,6 | ||||
1350 | 963,1 | 260 | 140 | 1363,1 | -13,1 | ||||
1500 | 1069,6 | 260 | 140 | 1469,6 | 30,4 | ||||
1650 | 1176,1 | 260 | 140 | 1576,1 | 73,9 | ||||
1800 | 1282,6 | 260 | 140 | 1682,6 | 117,4 | ||||
1950 | 1389,1 | 260 | 140 | 1789,1 | 160,9 | ||||
2100 | 1495,6 | 260 | 140 | 1895,6 | 204,4 | ||||
2250 | 1602,1 | 260 | 140 | 2002,1 | 247,9 | ||||
2400 | 1708,6 | 260 | 140 | 2108,6 | 291,4 | ||||
2550 | 1815,1 | 260 | 140 | 2215,1 | 298,9 | ||||
2700 | 1921,6 | 260 | 140 | 2321,6 | 378,4 | ||||
2850 | 2028,1 | 260 | 140 | 2428,1 | 421,9 | ||||
3000
| 2134,6 | 260 | 140 | 2534,6 | 465,4 | ||||
Графа 1: Yi=Yi-1+150 | |||||||||
Графа 2: Ci=a+b•(Yi-T) | |||||||||
Графа 3: I=260 | |||||||||
Графа 4: G=140 | |||||||||
Графа 5: E=C+I+G | |||||||||
Графа 6: Дефицит=Y-E | |||||||||
T=G=140 | |||||||||
a=104 | |||||||||
b=0,71 | |||||||||
Y0=0 | |||||||||
Строим крест Кейнса (рис. 3.1) в координатах:
ось X – национальный доход Y;
ось Y – расходы национальной экономики (C, I, G, E).
|
C = f(Y);
I = f(Y);
G = f(Y);
E = f(Y);
Y = f(Y).
Пересечение графиков E и Y и биссектрисы угла дает координату равновесного Y (1395;1395), при котором доходы и расходы в экономике равны.
Проведем анализ показателей национальной экономики при изменении инвестиционных расходов, государственных расходов, налоговых поступлений.
1) Изменение инвестиционных расходов.
Рассмотрим 5 периодов, в каждом из которых объем инвестиций на 15 % больше, чем в предыдущем. Результаты расчета занесем в табл. 3.2. При этом государственные расходы и налоговые выплаты примем на уровне базового периода.
Таблица 3.2 - Прогноз показателей национальной экономики
при изменении инвестиционных расходов
Пери-од | Потребитель-ские расходы С, млрд. руб. | Инвестиции-онные расходы I, млрд. руб. | Государствен-ные расходы G, млрд. руб. | Итого совокупные расходы E=C+I+G, млрд. руб. | Нацио-нальный доход, млрд. руб. | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
1 | 995 | 260 | 140 | 1395 | 1395 | |||
2 | 1091 | 299 | 140 | 1530 | 1530 | |||
3 | 1200 | 344 | 140 | 1684 | 1684 | |||
4 | 1327 | 395 | 140 | 1862 | 1862 | |||
5 | 1427 | 455 | 140 | 2067 | 2067 | |||
Графа 3: Ii=Ii-1•1,15 | ||||||||
Графа 4: G=140 | ||||||||
Графа 6: E=Y, Y=a+b•(Y-T)+I+G или Y=a/(1-b)+I/(1-b)+G/(1-b)-b•T/(1-b) | ||||||||
Графа 2: C=a+b•(Y-T) | ||||||||
Графа 5: E=C+I+G | ||||||||
T=G=140
| ||||||||
a=104 | ||||||||
b=0,71
| ||||||||
Влияние изменения инвестиционных расходов на уровень равновесного национального дохода отражено на рис. 3.2 (крест Кейнса при изменении инвестиционных расходов).
|
Таким образом, при увеличении инвестиционных расходов на 15 % относительно предыдущего периода, получаем следующие изменения в национальном доходе:
При инвестиционных расходах 260 млрд. руб. национальный доход равен 1395 млрд. руб.
При инвестиционных расходах 299 млрд. руб. национальный доход равен 1530 млрд. руб. (увеличение составило 9,7 %).
При инвестиционных расходах 344 млрд. руб. национальный доход равен 1684 млрд. руб. (увеличение составило 10,1 %).
При инвестиционных расходах 395 млрд. руб. национальный доход равен 1862 млрд. руб. (увеличение составило 10,6 %).
При инвестиционных расходах 455 млрд. руб. национальный доход равен 2067 млрд. руб. (увеличение составило 11,0 %).
2) Изменение государственных расходов.
Рассмотрим 5 периодов. Государственные расходы для каждого периода увеличиваются на 20%, при этом инвестиционные расходы и налоговые поступления примем на уровне базового периода. Результаты расчета занесем в табл. 3.3.
Таблица 3.3 - Прогноз показателей национальной экономики
при изменении государственных расходов
Пери-од | Потребитель-ские расходы С, млрд. руб. | Инвестиции-онные расходы I, млрд. руб. | Государствен-ные расходы G, млрд. руб. | Итого совокупные расходы E=C+I+G, млрд. руб. | Нацио-нальный доход, млрд. руб. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | 995 | 260 | 140 | 1395 | 1395 |
2 | 1064 | 260 | 168 | 1492 | 1492 |
3 | 1146 | 260 | 202 | 1608 | 1608 |
4 | 1245 | 260 | 242 | 1747 | 1747 |
5 | 1363 | 260 | 290 | 1913 | 1913 |
Графа 4: Gi=Gi-1•1,2 |
|
| |
Графа 6: E=Y, Y=a+b•(Y-T)+I+G или Y=a/(1-b)+I/(1-b)+G/(1-b)-b•T/(1-b) | |||
Графа 2: C=a+b•(Y-T) |
|
| |
Графа 3: I=260 |
|
| |
Графа 5: E=C+I+G |
|
| |
T=G=140 | |||
a=104 |
|
| |
b=0,71
|
|
| |
Влияние изменения государственных расходов на уровень равновесного национального дохода отражено на рис.3.3 (крест Кейнса при изменении государственных расходов).
|
|
Таким образом, при увеличении государственных расходов на 20 % относительно предыдущего периода, получаем следующие изменения в национальном доходе:
При государственных расходах 140 млрд. руб. национальный доход равен 1395 млрд. руб.
При государственных расходах 168 млрд. руб. национальный доход равен 1492 млрд. руб. (увеличение составило 7,0 %).
При государственных расходах 202 млрд. руб. национальный доход равен 1608 млрд. руб. (увеличение составило 7,8 %).
При государственных расходах 242 млрд. руб. национальный доход равен 1747 млрд. руб. (увеличение составило 8,7 %).
При государственных расходах 290 млрд. руб. национальный доход равен 1913 млрд. руб. (увеличение составило 9,5 %).
3) Изменение налогов.
Рассмотрим 5 периодов, в каждом из которых уровень налогов увеличивается на 15 %, при этом государственные расходы и инвестиционные расходы примем на уровне базового периода. Результаты расчета занесем в табл. 3.4.
Таблица 3.4 - Прогноз показателей национальной экономики
при изменении налогов
Пери-од | Потребитель-ские расходы С, млрд. руб. | Инвестиции-онные расходы I, млрд. руб. | Государствен-ные расходы G, млрд. руб. | Итого совокупные расходы E=C+I+G, млрд. руб. | Нацио-нальный доход, млрд. руб. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | 995 | 260 | 140 | 1395 | 1395 |
2 | 944 | 260 | 140 | 1344 | 1344 |
3 | 885 | 260 | 140 | 1285 | 1285 |
4 | 817 | 260 | 140 | 1217 | 1217 |
5 | 738 | 260 | 140 | 1138 | 1138 |
Ti=Ti-1•1,15
|
|
|
| |||||
Графа 3: I=260 |
|
|
| |||||
Графа 4: G=140 |
|
|
| |||||
Графа 6: E=Y, Y=a+b•(Y-T)+I+G или Y=a/(1-b)+I/(1-b)+G/(1-b)-b•T/(1-b) | ||||||||
Графа 2: C=a+b•(Y-T) |
|
|
| |||||
Графа 5: E=C+I+G |
|
|
| |||||
a=104 |
|
|
| |||||
b=0,71 |
|
|
|
Влияние изменения налогов на уровень равновесного национального дохода отражено на рис.3.4 (крест Кейнса при изменении налогов).
|
|
Таким образом, при увеличении налогов на 15 % относительно предыдущего периода, получаем следующие изменения в национальном доходе:
При налогах 140 млрд. руб. национальный доход равен 1395 млрд. руб.
При налогах 161 млрд. руб. национальный доход равен 1344 млрд. руб. (уменьшение составило 3,7 %).
При налогах 185 млрд. руб. национальный доход равен 1285 млрд. руб. (уменьшение составило 4,4 %).
При налогах 213 млрд. руб. национальный доход равен 1217 млрд. руб. (уменьшение составило 5,3 %).
При налогах 245 млрд. руб. национальный доход равен 1138 млрд. руб. (уменьшение составило 6,5 %).
4) Рассмотрим 5 периодов, в каждом из которых происходит одновременное увеличение государственных расходов и налогов на 40 % по сравнению с предыдущим, при этом объем инвестиций остается на уровне базового периода.
Результаты расчета занесем в табл. 3.5.
Таблица 3.5 - Прогноз показателей национальной экономики
при одновременном изменении государственных расходов и налогов
Пери-од | Потребитель-ские расходы С, млрд. руб. | Инвестиции-онные расходы I, млрд. руб. | Государствен-ные расходы G, млрд. руб. | Итого совокупные расходы E=C+I+G, млрд. руб. | Нацио-нальный доход, млрд. руб. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | 995 | 260 | 140 | 1395 | 1395 |
2 | 995 | 260 | 196 | 1451 | 1451 |
3 | 995 | 260 | 274 | 1530 | 1530 |
4 | 995 | 260 | 384 | 1639 | 1639 |
5 | 995 | 260 | 538 | 1793 | 1793 |
Ti=Ti-1•1,4
| |||||||
Графа 4: Gi=Gi-1•1,4 | |||||||
Графа 3: I=260 | |||||||
Графа 6: E=Y, Y=a+b•(Y-T)+I+G илиY=a/(1-b)+I/(1-b)+G/(1-b)-b•T/(1-b) | |||||||
Графа 2: C=a+b•(Y-T) | |||||||
Графа 5: E=C+I+G | |||||||
a=104 | |||||||
b=0,71 | |||||||
Влияние одновременного изменения государственных расходов и налогов на уровень равновесного национального дохода отражено на рис.3.5 (крест Кейнса при одновременном изменении государственных расходов и налогов).
|
|
|
|
Таким образом, при одновременном увеличении государственных расходов и налогов на 40 % относительно предыдущего периода, получаем следующие изменения в национальном доходе:
При налогах 140 млрд. руб. и государственных расходах 140 млрд. руб. национальный доход равен 1395 млрд. руб.
При налогах 196 млрд. руб. и государственных расходах 196 млрд. руб. национальный доход равен 1451 млрд. руб. (увеличение составило 4,0 %).
При налогах 274 млрд. руб. и государственных расходах 274 млрд. руб. национальный доход равен 1530 млрд. руб. (увеличение составило 5,5 %).
При налогах 384 млрд. руб. и государственных расходах 384 млрд. руб. национальный доход равен 1639 млрд. руб. (увеличение составило 7,1 %).
При налогах 538 млрд. руб. и государственных расходах 538 млрд. руб. национальный доход равен 1793 млрд. руб. (увеличение составило 9,4 %).
Теперь рассмотрим механизм работы сбалансированного государственного бюджета. Для этого на основании данных табл. 3.5 и 3.3 строим крест Кейнса, на котором покажем три графика расходов Е.
|
|
Таким образом, на основании рис. 3.6 можно сделать вывод о том, что механизм работы сбалансированного государственного бюджета действует следующим образом: увеличение государственных расходов компенсируется увеличением налоговых платежей.
Далее в рамках кейнсианской модели рассмотрим мультипликационные эффекты, т.е. как возрастет равновесный национальный доход при увеличении автономного спроса на единицу. Для этого составим следующую таблицу:
Таблица 3.6
Моделирование инвестиционного мультипликатора
Номер шага | Изменение потреби-тельских расходов ∆C, млрд. руб. | Изменение инвести-ционных расходов ∆I, млрд. руб. | Изменение национального дохода ∆Y, млрд. руб. | Изменение сбережений ∆S, млрд. руб. | Накопленный прирост национального дохода ∆Y∑, млрд. руб. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | - | 520,0 | 520,0 | 150,8 | 520,0 |
2 | 369,2 | -- | 369,2 | 107,1 | 889,2 |
3 | 262,1 | -- | 262,1 | 31,0 | 1151,3 |
4 | 186,1 | -- | 186,1 | 9,0 | 1337,4 |
5 | 132,1 | -- | 132,1 | 2,6 | 1469,6 |
6 | 93,8 | -- | 93,8 | 0,8 | 1563,4 |
7 | 66,6 | -- | 66,6 | 0,2 | 1630,0 |
Для первого шага:
гр.3: ∆I1 = I•2;
гр.4: ∆Y1 = ∆I1;
гр.5: ∆S1 = ∆Y1∙ (1-b);
гр.6: ∆Y∑1 = ∆Y1.
Для последующих шагов:
гр.2: ∆Ci = ∆Yi-1∙b;
гр.4: ∆Yi = ∆Ci;
гр.5: ∆Si = ∆Yi∙(1-b);
гр.6: ∆Y∑I = ∆Y∑i-1+∆Yi.
a=104 |
b=0,71 |
Мультипликатор инвестиций = ∆Y7 / ∆Y1 = 1630,0 / 520,0 = 3,1
Инвестиционный мультипликатор показывает, что увеличение инвестиционных расходов в каждом шаге на 520 млрд. руб. вызывает рост национального дохода с 520 млрд. руб. (на первом шаге) до 1630 млрд. руб. (на последнем шаге), т.е. происходит увеличение прироста национального дохода в 3,1 раза. Причем прирост национального дохода постепенно уменьшается, что обусловлено постепенным достижением полной занятости в экономике.
Заключение
В данной работе были рассмотрены такие немаловажные вопросы социальной политики государства, как регулирование доходов населения, обеспечение занятости и политика государства на рынке труда, вопрос о социальной помощи и социальных гарантиях – обо всех этих процессах в переходной экономике.
В заключение данной курсовой работы можно сделать вывод, что социальная политика государства является одним из важных вопросов, без решения которого невозможно создать гармоничную рыночную экономику, и достичь благополучия во всех сферах общества. Кроме того, и это наиболее важно, социальная сфера является той областью, которая не может оказаться ущемлённой в плане внимания, финансирования и т.д. Важно также то, что в условиях переходной экономики регулирование процессов в социальной сфере сильно затруднено и часто государство пренебрегает интересами населения ради проводимых реформ. Это является совершенно недопустимым уже потому, что жизнь людей и без того затруднена тем, что они вынуждены привыкать к новым условиям если не во всех, то во многих сферах жизни.
Для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики Беларуси и успешного создания эффективного социально-защитного механизма можно выделить следующие конкретные шаги:
Ø незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на обеспечение государством социальной поддержки населения и повышение занятости;
Ø оказание государственной помощи в поддержке таких новых, присущих рыночной экономике институтов, как биржи труда, рынок рабочей силы, центры занятости и повышения квалификации и т.д.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Макроэкономика: социально ориентированный подход: Учебное пособие для студентов экономических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / Под редакцией Э.А. Лутохиной. – Мн. 2005.
2. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010г.//Белорусский экономический журнал – Мн. – 2000 – №2.
3. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 годы. Мн.: Беларусь, 2001.
4. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы. / Мн.: Беларусь, 2006.
5. Головачев А.С., Лутохина Э.А. Социальная ориентация экономических систем. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2000.
6. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.
7. В. Роик. Социальная защита: содержание понятия / Человек и труд, 2000, № 11.
8. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 427с.
9. Тетерский И. О. Введение в социальную работу: Учебное пособие. - 4-е изд. – М.: Академический проект, 2004.- 496 с.
10. Статистический ежегодник Республики Беларусь: Стат. сб. Мн.: Минстат РБ, 2008.
11. Официальный сайт Министерства иностранных дел Республики Беларусь: http://mfa.gov.by/
Приложение А
Основные социально-экономические показатели 1)
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Численность населения (на конец года), тыс. человек | 9990 | 9951 | 9899 | 9849 | 9800 | 9751 | 9714 | 9690 | 9672 |
Естественный прирост, убыль (-) населения: | |||||||||
тыс. человек | -41,2 | -48,6 | -57,9 | -54,7 | -51,1 | -51,4 | -41,7 | -29,4 | -26,0 |
на 1000 населения, человек | -4,1 | -4,9 | -5,9 | -5,5 | -5,2 | -5,2 | -4,3 | -3,0 | -2,7 |
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек2) | 4441 | 4417 | 4381 | 4339 | 4316 | 4350 | 4402 | 4477 | 4594 |
Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защиты (на конец года), тыс. человек | 95,8 | 102,9 | 130,5 | 136,1 | 83,0 | 67,9 | 52,0 | 44,1 | 37,3 |
в процентах к экономически активному населению | 2,1 | 2,3 | 3,0 | 3,1 | 1,9 | 1,5 | 1,2 | 1,0 | 0,8 |
Денежные доходы населения, млрд. руб. | 5577 | 11506 | 17087 | 22795 | 29565 | 38622 | 48685 | 58670 | 75707 |
Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году | 114,1 | 128,1 | 104,1 | 103,9 | 109,8 | 118,4 | 117,8 | 113,2 | 112,7 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников, тыс. руб. | 58,9 | 123,0 | 189,2 | 250,7 | 347,5 | 463,7 | 582,2 | 694,0 | 868,2 |
Реальная начисленная заработная плата, в процентах к предыдущему году | 112,0 | 129,6 | 107,9 | 103,2 | 117,4 | 120,9 | 117,3 | 110,0 | 109,0 |
Средний размер назначенной пенсии (на конец года), тыс. руб. | 36,4 | 65,0 | 89,6 | 113,9 | 172,6 | 211,0 | 277,6 | 328,2 | 389,4 |
Реальный размер назначенной пенсии (на конец года), в процентах к соответствующему периоду предыдущего года | 143,2 | 122,1 | 102,3 | 101,4 | 132,4 | 113,2 | 123,4 | 105,4 | 104,7 |
Валовой внутренний продукт | |||||||||
млрд. руб. | 9134 | 17173 | 26138 | 36565 | 49992 | 65067 | 79267 | 97165 | 128829 |
в процентах к предыдущему году | 105,8 | 104,7 | 105,0 | 107,0 | 111,4 | 109,4 | 110,0 | 108,6 | 110,0 |
Продукция промышленности | |||||||||
млрд. руб. | 10501 | 18612 | 24912 | 33387 | 48530 | 62545 | 77267 | 95515 | 130830 |
в процентах к предыдущему году | 107,8 | 105,9 | 104,5 | 107,1 | 115,9 | 110,5 | 111,4 | 108,7 | 111,5 |
Продукция сельского хозяйства | |||||||||
млрд. руб. | 2734 | 4539 | 6521 | 7814 | 10545 | 12826 | 15544 | 18102 | 25052 |
в процентах к предыдущему году4) | 109,3 | 101,8 | 100,7 | 106,6 | 112,6 | 101,7 | 106,0 | 104,4 | 108,6 |
Инвестиции в основной капитал | |||||||||
млрд. руб. | 1809,0 | 3049,3 | 4484,6 | 7131,2 | 10783,4 | 15095,8 | 20374,1 | 26053,3 | 37202,3 |
в процентах к предыдущему году | 102,1 | 96,5 | 106,0 | 120,8 | 120,9 | 120,0 | 132,2 | 116,2 | 123,5 |
Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс. м2 | 3528,5 | 3008,9 | 2810,5 | 3019,2 | 3501,5 | 3785,5 | 4087,6 | 4665,1 | 5102,8 |
Розничный товарооборот | |||||||||
млрд. руб. | 4197 | 8171 | 11910 | 15170 | 19452 | 25230 | 31062 | 38168 | 50651 |
в процентах к предыдущему году | 111,8 | 128,2 | 111,5 | 110,3 | 111,5 | 120,0 | 117,4 | 114,8 | 119,2 |
Платные услуги населению | |||||||||
млрд. руб. | 633 | 1367 | 2496 | 4049 | 5212 | 6776 | 8307 | 9988 | 12608 |
в процентах к предыдущему году | 104,9 | 109,0 | 108,7 | 111,2 | 112,9 | 115,3 | 111,2 | 111,5 | 113,9 |
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах) | 207,5 | 146,1 | 134,8 | 125,4 | 114,4 | 108,0 | 106,6 | 112,1 | 113,3 |
Индекс цен производителей промышленной продукции (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах) | 268,0 | 139,1 | 142,6 | 128,1 | 118,8 | 110,0 | 109,0 | 116,8 | 116,4 |
1) Данные в стоимостном выражении приведены в фактически действовавших ценах, за 2000 год - с учетом деноминации 2000 года (уменьшение в 1000 раз), индексы – в сопоставимых ценах.
2) C 2007 года в численности занятого населения учитываются граждане, выполнявшие работу по гражданско-правовым договорам, для которых эта работа являлась единственной.
4) Начиная с 2000 года, данные приведены в среднегодовых ценах реализации предыдущего года.