Итоги и уроки Второй мировой и Великой Отечественной войн

Вторая мировая война началась из-за захватнической политики Германии, Италии и Японии, объединившихся в Антикоминтерновский пакт и унесла жизни 67 млн. человек. Вначале агрессорам удалось достигнуть серьезных успехов, но режим террора и угнетения, установленный ими на оккупированных территориях, заставил постепенно сплотиться в борьбе против фашизма страны с различным политическим строем. Антигитлеровская коалиция юридически оформилась в 1942 г. после подписания представителями 26 государств «Декларации объединенных наций» о борьбе против агрессора, в течение войны к ней присоединилось еще более 20 стран. И хотя вопрос открытия второго фронта против фашистской Германии для союзников был долгое время камнем преткновения (их активность ограничивалась только военными действиями в Северной Африке в 1941-1943 гг. и высадкой на Сицилии и Южной Италии в 1943 г.), он был открыт только летом 1944 г. Основная тяжесть военных потерь в борьбе с фашизмом пришлась на СССР. Помощь союзников долгое время заключалась в поставках в нашу страну вооружения и продовольствия в обмен на стратегическое сырье или по ленд-лизу. Союзнические поставки в целом за годы войны не превысили 4% от советского производства промышленной продукции, в то же время по танкам и самолетам они составили 10 и 12%, а автомобилей по ленд-лизу поступило в пять раз больше, чем выпущено отечественными заводами. Большой вклад в дело победы над фашизмом внесли антифашистские силы стран Европы в ходе освободительного наступления советских войск. Но основная тяжесть войны все же легла на советское государство и его народ. Великая отечественная война — один из самых трагических этапов второй мировой, потери СССР составили около 27 млн. человек, материальные потери — треть национального богатства. Только усилиями сверхцентрализованной директивной экономики, помноженной на огромные природные и людские ресурсы и предельным напряжением всего народа от мала до велика, удалось добиться в рекордно короткие сроки перевода экономики на эффективную работу для фронта. Несмотря на сохранявшийся перевес германской промышленного потенциала, СССР изготовило за июнь 1941 — май 1945 гг. почти вдвое больше военной техники [1, с. 153]. Не менее важным, чем экономический фактор победы, был фактор морально-политического единства советского общества. Единства фронта и тыла многонациональной сражающейся страны опиралось не только на жесткое государственное и идеологическое регулирование, но и на глубинное чувство патриотизма и государственного самосохранения русского и других народов, ясно осознающих смертельную опасность порабощения.

Разгромив основные силы фашистского блока, советский народ не только отстоял свою свободу и суверенитет государства, но и принес освобождение сотням миллионов людей Европы и Азии. Победа в войне способствовала не только росту симпатий у народов освобожденных стран и объективно способствовала укреплению сталинского политического режима. Объявленная «победой сталинского гения», она, в реальной жизни имела совсем иную основу — беспримерное мужество и героизм советских людей. Патриотизм проявился в создании народного ополчения, добровольческих батальонов, полков и дивизий, в мощном партизанском движении, в массовом героизме на фронте и самоотверженным трудом в тылу.

Усилиями всех антифашистских сил была ликвидирована угроза порабощения мира фашистскими державами. Разгром военной машины Германии завершился полным разоружением, ликвидацией монополий и военной промышленности, запрещением нацистских партий и организаций. Германия и Берлин временно разделились на зоны оккупации, Восточная Пруссия с городом Кенигсбергом (Калининград) переданы СССР, определены новые западные и восточные границы Польши. Западные союзники были вынуждены согласиться с включением стран Центральной и Южной Европы (кроме Австрии), освобожденных советскими войсками в орбиту влияния СССР. Сфера влияния СССР распространилась и на Китай и Северную Корею. Руководство СССР воспринимало итоги войны как «победу социализма», его экономического и политического строя и стремилось экспортировать эту модель в страны Европы и Азии. В результате этих преобразований значительно улучшилось положение на большей части границ СССР. С этого времени страну окружали в основном дружественные государства.

Одним из главных итогов войны стала новая геополитическая ситуация. В результате нее резко упало международное значение стран Европы, и ведущими мировыми державами стали СССР и США. Эта новая ситуация характеризовалась нарастающим противостоянием ведущих держав капиталистического мира (среди которых первенство утвердилось за США) и Советским союзом, распространившим влияние на ряд стран Европы и Азии. Война, в которой были использованы самые современные виды оружия, включая атомное, вызвала подъем пацифистских настроений и борьбы за мир. Победа в войне сорвала опасность распространения фашизма, но вызвала новое противостояние между недавними союзниками, поставившее вскоре мир на грань новой войны, теперь уже ядерной. Главный урок Второй мировой войны не был усвоен главами ведущих мировых держав.

Вторая мировая война наложила печать на всю историю не только России, но и мира. В ее результате фашизм потерпел поражение, фашистские агрессоры капитулировали, фашистские партии были запрещены, фашистская идеология — осуждена.

Второй раз в XX веке Россия оказалась в состоянии широкомасштабной войны с Германией. И вновь такой поворот событий принес страдания народам. Цена, заплаченная народами СССР за победу была чрезвычайно велика.

Западные демократии, как бы признав коммунистический тоталитарный режим внутренним делом страны, пошли на союз с ним, с одной стороны, использовать огромные ресурсы СССР для борьбы с Гитлером, с другой стороны — нейтрализовать Сталина на будущей политической арене. Одним из главных итогов войны стала новая геополитическая обстановка. Она характеризовалась нарастанием противостояния между державами капиталистического мира (среди которых первенство заняли США) и СССР, распространившего свое влияние на ряд стран Европы и Азии где к власти пришли правительства ориентированные на Москву. Мир становился на долгие годы «двухполюсным», концентрируясь вокруг двух сверхдержав — США и СССР

ЛИТЕРАТУРА:

· Борисов Н.С., Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Ключ к истории Отечества - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.- 192с.

· Великая Отечественная война: Вопросы и ответы /Бобылев П.Н., Липицкий С.В., Монин М.Е., Панкратов Н.Р. - М.: Политиздат, 1984.- 430с.

· Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, ХХ век - М.: Просвещение, 1995.- 366с.

· Жукова Л.В. История. Ответы на вопросы - М.: 1 Федеративная Книготорговая Компания, 1998.- 256с.

· История Отечества: Учеб.-метод. пособие /Редкол.: А.П. Лебедев, С.К. Котков, Л.Г. Филатов и др. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1998.- 140с.

· История России IХ-ХХ вв.: Курс лекций /Под ред. док. истор. наук проф. В.В. Леванова - М.: «Зел О», 1997.- 727с.

· История России. ХХ век /А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитриенко и др. - М.: Изд-во АСТ, 1996.- 608с.

· Кардашов В.И. Рокоссовский: ЖЗЛ - М.: Молодая гвардия, 1973.- 448с.

· Мильтюхов М. Тайны без истории. «Альтернативный подход» в узости «широчайших возможностей» //Книжное обозрение «Ex libris НГ» Приложение к «Независимой газете» №43, ноябрь 1998г.

· Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохин Г.А. История России - М.: Проспект, 1998.- 544с.

· Полководцы и военачальники Великой Отечественной: Сборник. ЖЗЛ /Сост. и науч. ред. А.Н. Киселев - М.: Молодая гвардия, 1971.- 448с.

· Поляновский Э. Последний поклон //«Известия» №160, 1997г.

· Хлестов О. Российско-японские отношения и Южные Курилы //«Независимая газета» №210, 11.11.98г.

· Чубарьян А. О кризисе российской исторической науки //«НГ-Сценарии» Приложение к «Независимой газете» №11, ноябрь 1998г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: