Формирование эффективной национальную инновационной системы

                                     

Чтобы реализовать крупные системные проекты, нужен не только научно-технологический задел, нужны финансы, инфраструктура, законодательство, кадры. То есть эффективная национальная инновационная система. К сожалению, вопросы законодательного обеспечения инновационного развития все еще не решены в полном объеме.

Хотя надо отметить, что минувший год был успешнее многих других в части нормотворческих инициатив в этом направлении. Так, в Указе Президента Республики Беларусь от 4 августа 2009 года №441 реализована многоуровневая гибкая система стимулирования научного труда. Например, ученым, выполняющим наиболее значимые для страны исследования и разработки, можно повышать тарифную ставку до 2,5 раза и премировать в размере до 5 должностных окладов. Это европейские заработки. Внесены изменения в существующие нормативные правовые документы по вопросам организации научной, научно-технической и инновационной деятельности (Декрет Президента Республики Беларусь от 4 августа 2009 года №9). Ко второму чтению готов проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности».

 

В то же время требуют серьезного дополнительного правового урегулирования вопросы оборота прав на объекты интеллектуальной собственности. Результат научных исследований не стал у нас высоколиквидным товаром. Проблем - масса. Кто и в какой степени является владельцем результатов НИОКР или патента? На каких условиях, по какой стоимости сам объект интеллектуальной собственности и сопутствующие технологии продаются, особенно на экспорт? Во многом из-за правовой неопределенности научные институты зачастую предпочитают не рисковать, не проявляют должной инициативы в международном научно-техническом сотрудничестве. При определении приоритетных сфер, нуждающихся в новой законодательной базе, выделяются три крупных блока вопросов.

1. Инновационно-технологический блок. Государству как крупнейшему собственнику в стране необходимо программировать технологическое развитие экономики, причем не только под существующие производства, но и под перспективные отрасли, которые будут формировать добавленную стоимость в XXI веке. Для этого утверждаются приоритеты: социально-экономическое развитие страны, научно-техническая деятельность, научные исследования, программно-целевое управление.

2.  Организационно-экономический блок. Речь идет об инновационной инфраструктуре, системе рыночных трансакций, где в качестве товара выступают объекты интеллектуальной собственности и права на них. С правом собственности тесно связаны вопросы ценообразования. Нужны принципиально новые нормативные правовые акты. Успешное решение этих вопросов позволит успешнее решать и кадровую проблему в науке.

3.  Финансовый блок. Создание правовой среды для перетока иностранного и отечественного капитала в инновационные проекты - ключевая задача. В существующих условиях она становится первоочередной. По нашему мнению, ставка должна делаться не только на прямую поддержку в виде государственных дотаций или субвенций, но и на косвенные инструменты - это путь всех развитых стран мира.

Правового урегулирования требуют вопросы венчурных инвестиций, усиления роли научной экспертизы, определения и ответственности госзаказчиков и исполнителей перспективных программ и механизмов их финансирования. Завершение в 2010 году создания нормативной правовой базы для социально-экономического развития страны в 2011-2015 годах - одна из главных задач.

Республика Беларусь первой на постсоветском пространстве провозгласила инновационный путь в качестве магистрального направления развития. Наши соседи сейчас движутся параллельным курсом, что служит доказательством правильности сделанного нами выбора. Самое главное теперь - ускорение. Необходимы новые прогрессивные решения, эффективная работа, системная реализация поручений Президента Республики Беларусь по либерализации экономической деятельности, модернизации экономики, диверсификации экспортных рынков, экономии и бережливости, укреплению общественной безопасности и дисциплины.

Наряду с повышением требовательности и дисциплины следует основное внимание сконцентрировать на выработке и быстром принятии системных решений, стимулирующих рост объемов производства и продаж, в первую очередь на экспорт. В целом главным приоритетом должно быть развитие, экономический рост. Это создаст основу для выхода Беларуси из мирового кризиса обновленной, с новым уровнем эффективности производства и качества жизни, создания прочного фундамента экономического роста на инновационной основе в наступающей пятилетке.[16]

 

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Инновация (нововведение) — это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Это позволяет выделить основные свойства (критерии) инновации:

— научно-техническая новизна;

— практическая воплощенность (промышленная применимость), т. е. использование, например, в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, образовании или других областях деятельности;

— коммерческая реализуемость, которая означает, что новшество «воспринято» рынком, т. е. реализуемо на рынке; что, в свою очередь, означает способность удовлетворить определенные запросы потребителей.

Это означает, что сама по себе новая идея, как бы досконально она ни была бы описана, формализована и представлена на схемах и чертежах – это еще не инновация (нововведение), если эта идея не воплощена в используемых на практике продуктах, услугах или процессах. Только реализованные в новой продукции или процессах новые идеи называются инновациями. То есть непременными свойствами, критериями инновации являются новизна идеи и ее воплощение, реализация в практической деятельности, в новых продуктах или процессах.

Инновационный процесс представляет собой процесс создания и распространения нововведений (инноваций).

В общем виде схема инновационного процесса может быть представлена следующим образом:

— Первый компонент инновационного процесса – новации, т. е. новые идеи, знания – это результат законченных научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок, иные научно-технические результаты.

— Вторым компонентом инновационного процесса является внедрение, введение новации в практическую деятельность, т. е. нововведение или инновация.

— Третьим компонентом инновационного процесса является диффузия инноваций, под которой подразумевается распространение уже однажды освоенной, реализованной инновации, т. е. применение инновационных продуктов, услуг или технологий в новых местах и условиях.

Таким образом, понятие «инновационного процесса» шире понятия «инновации», т. к. собственно инновация (нововведение) является одним из компонентов инновационного процесса.

Недостаток стимулов к инновациям у частного бизнеса – одна из основных причин отставания Западной Европы в области разработки новейшей технологии. Именно поэтому правительства западноевропейских стран в последние годы придают большое значение повышению роли среды, в которой действуют фирмы. Ожидается, что создание единого валютного рынка, формирование единого научно-технического пространства, унификация налоговых систем, усиление процессов дерегулирования и приватизации будут способствовать росту инновационной активности западноевропейских компаний. Совершенствование косвенных методов стимулирования нововведений призвано помочь им восстановить потерянные позиции в конкурентной борьбе с японскими и американскими фирмами.

Инновационная деятельность в республике находится в стадии становления. Принятая в 1996 г. программа развития научно — инновационной деятельности Республики Беларусь позволила заложить основы законодательного регулирования в этой сфере. Однако произошедшие за последние годы изменения в экономике Республики требуют принятия на государственном уровне решений, соответствующих нынешней экономической ситуации.

Инновационная активность в Беларуси сегодня крайне низка. По данным Министерства статистики и анализа, в прошлом году внедрением продуктовых и процессных инноваций занимались лишь 325 промышленных предприятий. При этом субъекты хозяйствования, ведущие новаторскую деятельность, распределены по регионам неравномерно. Более активными себя зарекомендовали субъекты Минска и Брестской области, (23,4 % и 20,9 % от общего количества). А самыми пассивными оказались предприятия Могилевской области, где в реализации соответствующих инноваций участвовали лишь 6,5 % товаропроизводителей.

Главная проблема сегодня даже не в том, что из-за отсутствия стимулов бизнес не хочет «инновационировать», а в том, что для такой деятельности нужны другие менеджеры (в масштабах страны) — технологически ориентированные, осознающие перспективные цели и способные к ним двигаться, преодолевая проблемы не в краткосрочном, а в длительном периоде, которые обладают пониманием стыка экономики и технологии. Это совершенно другой тип управленцев, который необходимо готовить. Отсюда образовательный компонент: во всех странах существует определенная подготовка людей, способных проводить исследования, и тех, кто способен быть менеджерами этого процесса, его коммерциализации.

Переход к большей инновационности — это новая композиция всех ресурсов, заинтересованность бизнеса в партнерстве на уровне региона.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: