«Насколько эффективна организация? Для ответа на этот вопрос необходимо уточнить, касается ли вопрос ежегодного дохода, фактического выполнения задания, способности получать прибыль или еще чего-нибудь, связанного с современными организациями. Нельзя быстро ответить на вопрос относительно организационной эффективности, потому что организации различны в своих целях, размерах, социальных и экономических воздействиях.
Лучше понять это помогает рассмотрение четырех комплексных критериев эффективности организации (Рисунок 5).
Рис. 5 Четыре подхода к оценке организационной эффективности
Достижение цели.
Это наиболее широко используемый критерий эффективности организации. Результаты организации или выпуск продукции сопоставляются с установленными целями. Эффективность тем выше, чем лучше организация достигает своей цели.
Показатели. Наиболее важными для рассмотрения являются оперативные цели. Попытки измерения эффективности на основе оперативных целей оказываются более продуктивными, чем с использованием целей стратегических. Оперативные же цели отражают то, что организация реально делает.
|
|
Существуют две проблемы, которые приходится решать: множественность целей и субъективность показателей их достижения. Поскольку организации имеют множественные и конфликтующие цели, часто невозможно оценить эффективность на основе какого-нибудь одного показателя. Хорошие результаты по отношению к одной цели могут означать плохие результаты по отношению к другой. Более того, кроме общих целей есть цели отдельных подразделений. Для полной и достоверной оценки эффективности следует держать в поле зрения несколько целей одновременно. Другая проблема — как идентифицировать оперативные цели организации и как измерить степень их достижения. Для того чтобы определить эффективность организации по целевому методу, нужно прийти в организацию и, поговорив с ее высшим руководством, выяснить, каковы ее действительные цели. Когда цели идентифицированы, часто бывает так, что не находится точных количественных показателей степени их достижения и приходится использовать субъективные мнения. Менеджеры, проводящие оценку, полагаются в этом случае на информацию, получаемую от потребителей, конкурентов, поставщиков и работников фирмы, также как и на собственную интуицию.