Методы ликвидации теневой экономики в Украине

Для противодействия теневой экономической деятельности и ее локализации целесообразно было бы разработать специальную комплексную программу, в основе которой должны быть глубокая либерализация и оптимизация экологического режима, внедрения лишь объективно вынужденных ограничений и требований, со стороны государства. При этом либерализация включает либерализацию налогов, кредита, заработной платы, цен, экономической и внешнеэкономической деятельности. Решение отмеченного задания должно сосредоточиваться на таких основных направлениях.

Во-первых, необходимо создать соответствующую законодательную базу, а именно:

•   разработать и принять пакет законодательных актов, которые бы усиливали защиту частной собственности, коммерческой и банковской тайны, обеспечивали правовую защищенность. В частности, целесообразно разработать на основании Конституции Украины и принять Закон Украины “О частной собственности”;

•   осуществить комплексную налоговую реформу, которая предусматривала бы расширение обложенной налогом базы с однозначным сокращением номинальных объемов налоговых ставок, внедрения принципов системности и стабильности, в налоговой политике;

•   принять Закон Украины “О лицензировании предпринимательской деятельности”, какой бы упорядочил, определил, а главное, упростил организационно-правовые ограничения предпринимательской деятельности;

•   внести соответствующие изменения и дополнение к Законам Украины “О предпринимательстве”, “О предприятиях в Украине”, которые бы упростили процедуру регистрации субъектов предпринимательской деятельности, упорядочили процедуру их ликвидации и тому подобное.

Во-вторых, нуждаются в решении вопроса организационно-правового обеспечения, а именно:

•   принятие и реализация программы легализации теневых капиталов, которые не имеют криминального происхождения, включая гарантии амнистии для капиталов, возвращенных из-за границы;

•   внедрение единственной региональной в общих чертах компьютерной сети регистрации и лицензирования предпринимательской деятельности;

•   реформирование национальной системы учета и отчетности с целью ее упрощения и унификации;

•   создание привлекательных, чем в других государствах, условий для инвестирования и привлечения финансовых ресурсов;

•   сосредоточение работы правоохранительного аппарата на локализации организованной преступности и криминальных промыслов, а также на защите собственности, экономических прав и жизни предпринимателей, и граждан.

В-третьих, учитывая социально-психологические факторы, в первую очередь необходимо:

•   разработать, а главное – реализовать более четкую идеологию в проведении необходимых правовых, организационных и экономических мер относительно противодействия теневой экономической деятельности;

•   организовать подготовку и переподготовку кадров для предпринимательской деятельности через систему бизнес-центров, технопарков, и тому подобное;

•   провести необходимые меры, направленные на формирование соответствующего общественного мнения относительно теневой экономической деятельности;

•   создать за счет государственного финансирования мобильные научно-практические группы для исследования теневой экономики, оценки ее масштабов, путей ограничения, и тому подобное.

Реализация этих и других мероприятий позволит в известной мере локализовать теневую экономическую деятельность, повернуть хотя бы наименее криминогенную часть теневой экономики в русло нормального развития.  Все это в значительной мере будет способствовать формированию позитивного имиджа нашего государства в глазах мирового содружества, и будет влиять на поток иностранных инвестиций, очень необходимых для структурной перестройки хозяйственного комплекса и экономического роста в Украине.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, теневая экономика – это явление, до сих пор не имеющее чёткого научного определения, являющееся предметом интереса исследователей с 30-х годов XX века.

Теневой сектор в европейских республиках СНГ возник еще в 80-е годы во времена существования СССР. К моменту распада СССР теневая экономика стала уже сформировавшимся экономическим институтом советского общества. Напротив, распад единой правоохранительной системы и единого правового поля на территории бывшего СССР не только не привел к разрушению единого пространства теневого сектора экономики, а предоставил ему возможности для дальнейшего развития, чему в немалой степени способствовала «прозрачность» границ между странами СНГ.

Итак, в Украине параллельно легальной экономике существует теневая, сопоставимая с ней по масштабам. В ней действуют свои правила ценообразования, способы обеспечения соблюдения контрактов, существует специфический набор профессий со своим кодексом поведения, и работают собственные механизмы инвестирования.

По данным Минэкономики в Украине показатель объема теневой экономики колеблется в рамках 50-60%.

В данной работе были рассмотрены особенности проявления теневого сектора в Украине и методы борьбы с теневой экономикой, основными из которых являются: внесение определённых коррективов и пересмотрение некоторых предложенных законов Украины, реформирование национальной системы учета и отчетности, осуществление комплексной налоговой реформы.

Таким образом, негативное влияние теневой экономики заключается в общей криминализации государства и общества, а также в сокращении налоговых поступлений и невозможности государства обеспечить реализацию социально-экономических программ и развитие экономики в целом. 

При этом теневая экономика имеет и позитивную роль, которая заключается в том, что она создает рабочие места, которые не имели возможности существовать в условиях официальной экономики, а также является средством выживания и улучшения условий жизни большинства граждан.

 

Приложение 1

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: