Понятие и виды контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания

Под контролем за учреждениями и органами, исполняющими наказания, следует понимать систему наблюдения и проверки соответствия их деятельности требованиям уголовно-исполнительною законодательства и иных нормативных правовых актов с целью выявления и устранения имеющихся' нарушений и их предупреждения в будущем.

Учреждения и органы, исполняющие наказания, виды и порядок контроля за их деятельностью при реализации наказания определены в гл. 3 УИК. Регламентированный в данной главе контроль может быть классифицирован по различным основаниям. В зависимости от субъектов, которые его осуществляют, различаются:

a) международный,

b) государственный,

c) общественный контроль.

Международный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, предусмотрен международными пактами о правах человека, в первую очередь Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.), Международным пактом о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984г.). Существуют четыре формы международного контроля.

Первая – периодическое представление государством докладов о соблюдении прав человека (в том числе и при исполнении наказания).

Вторая – сообщения иностранных государств о нарушениях гражданских и политических прав, применении пыток, других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Третья – индивидуальные жалобы лиц, находящихся под юрисдикцией России, по указанным выше случаям.

Четвертая – посещения членами Европейского комитета по предупреждению пыток мест лишения свободы государства-члена Совета Европы.

Вторая и третья формы международного контроля появились в 1991 году в результате признания нашим государством компетенции Комитета ООН по правам человека и Комитета ООН против пыток принимать и рассматривать сообщения других государств и жалобы физических лип о нарушениях прав человека на территории России. Эта форма международного контроля была прямо предусмотрена в ч. 4 ст. 12 УИК, в которой установлено право осужденных обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства их правовой защиты.

Государственный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, имеет несколько видов. В нем следует выделить контроль органов государственной власти и органов власти местного самоуправления, судебный контроль, ведомственный контроль и прокурорский надзор.

Общественный контроль также подразделяется на определенные виды. Это контроль государственно-общественных организаций и общественных объединений за порядком и условиями и отбывания наказания, контроль правозащитных организаций и средств массовой информации.

 

Заключение

Следует отметить, что на территории России до сих пор не назначаются наказания в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста. Одна из причин такой ситуации – фактическое отсутствие учреждений, которые будут исполнять указанные виды уголовных наказаний, то есть – арестных домов, исправительных центров. В 1996 году, когда принимался новый Уголовно-исполнительный кодекс РФ, система исполнения наказаний находилась в ведении Министерства внутренних дел России. Законодатель рассчитывал, что МВД России найдет средства на то, чтобы обеспечить строительство новых учреждений для исполнения наказания и содержание персонала исправительных центров и арестных домов и осужденных. В настоящее время Министерство юстиции не всегда изыскивает средства на улучшение условий содержания осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.

Список использованной литературы

· Нормативные акты

1) Конституция Российской Федерации

2) Уголовный кодекс Российской Федерации

3) Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации

4) Закон Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы” от 21 июля 1993 г. № 5473-1 в ред. Федеральных законов от 17 мая 1996 г. № 73-ФЗ, от 20 марта 1998 г. № 61-ФЗ, от 3 июля 1998 г. № 117 - ФЗ, от 21 февраля 2001 г. № 25-ФЗ

5) Федеральный закон “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” от 21 июля 1995 г. № 103-ФЗ в ред. Федерального закона от 3 июля 1998 г. № 117-ФЗ, от 21 февраля 2001 г. № 25-ФЗ

6) Федеральный закон “О судебных приставах” от 4 июля 1997 г. № 118-ФЗ

7) Федеральный закон “Об исполнительном производстве” от 4 июня 1997 г.. №119-ФЗ

8) Федеральный закон “О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации” от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ ред. Федерального закона от 27 декабря 1996 г. № 161-ФЗ

9) Федеральный закон “О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса РФ” от 8 января 1997 г. № 2-ФЗ

10) Постановление Правительства Российской Федерации “Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности” от 16 июня 1997 г, № 729.

· Учебники

1) Михлин А.С., Пономарев П.Г., Селиверстов В.И., Шмаров И.В.; Под ред. В.И. Селиверстова. Уголовно-исполнительное право: Учеб. для юрид. вузов. – М.: Юриспруденция, 2000. – 303стр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: