Парламентские выборы 2003 года и их особенности

Выборы были назначены Указом Президента РФ от 2 сентября 2003 г.

По данным Министерства юстиции Российской Федерации, в выборах депутатов Государственной Думы четвертого созыва могли принять участие 44 политические партии и 20 общероссийских общественных объединений (последние — только в составе избирательных блоков). Реально попыта­лись принять участие в выборах 39 политических партий и одно общерос­сийское общественное объединение. При этом 27 политических партий уча­ствовали в выборах самостоятельно, из них 6 выдвигали кандидатов только по одномандатным избирательным округам; 12 политических партий и одно общественное объединение сформировали 5 избирательных блоков.

Таким образом, федеральные списки выдвинули 21 политическая партия и 5 избирательных блоков. Две политические партии не представили доку­менты, необходимые для регистрации, а одна партия уже после представле­ния документов отозвала свой федеральный список. Все остальные 23 списка (18 политических партий и 5 избирательных блоков) были зарегистрирова­ны. При этом 22 списка были зарегистрированы на основании подписей избирателей и один (партии «Истинные патриоты России») — на основа­нии избирательного залога. Предпочтение, которое партии и блоки оказали подписям, было обусловлено тем, что по действовавшему закону кандида­ты, выдвинутые партиями и избирательными блоками, федеральные спис­ки которых были зарегистрированы на основании подписей, регистрирова­лись в одномандатных избирательных округах без подписей и залога.

10 партий и блоков были в той или иной степени преемниками избира­тельных объединений и блоков, участвовавших в выборах 1995 и 1999 гг. КПРФ и Партия Мира и Единства участвовали в этих выборах в той же фор­ме, что и в предыдущих. ЛДПР вновь участвовала в выборах в явном виде. Объединение «Яблоко» и блок «Союз правых сил» были преобразованы в партии. Российская экологическая партия «Зеленые» была преемницей «Кед­ра», участвовавшего в выборах 1993 и 1995 гг., но снятого с выборов в 1999 г. на основании нормы, впоследствии признанной неконституционной. Pоссийская партия пенсионеров в этот раз участвовала в выборах в блоке с Парти­ей социальной справедливости. Аграрная партия России, входившая в 1999 г. в блок «Отечество — Вся Россия», вновь, как и в 1993 и 1995 гг., выступала самостоятельно.

«Союз правых сил» и «Яблоко» сохранили в своих тройках двух преж­них кандидатов. У партии «Яблоко» в тройку вошли (как и в трех предыду­щих кампаниях) Григорий Явлинский и Владимир Лукин, а также депутат Игорь Артемьев. «Союз правых сил» оставил в первой тройке Бориса Нем­цова и Ирину Хакамада, а третью позицию занял сопредседатель партии Анатолий Чубайс (бывший первый зам. председателя Правительства РФ).

Партия «Единая Россия» образовалась фактически путем слияния про­шедших в Думу третьего созыва блоков «Медведь» и «Отечество — Вся Россия». Общефедеральная часть списка этой партии состояла всего из четырех кандидатов, из которых один (министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бед­ствий Сергей Шойгу) входил в 1999 г. в первую тройку списка блока «Мед­ведь», один (министр внутренних дел РФ Борис Грызлов) возглавлял региональную группу этого блока и один (мэр Москвы Юрий Лужков) вхо­дил в первую тройку списка блока «Отечество — Вся Россия». Четвертым в списке шел президент Рес публики Татарстан Минтимер Шаймиев.

Блок «Родина» формально был образован тремя партиями (Партия рос­сийских регионов, Социалистическая единая партия России и «Народная воля»), две из которых были политическими преемниками избирательных объединений, участвовавших в выборах 1999 г. (движения «Духовное на­следие» и Российского общенародного союза). В общефедеральной части списка блока были кандидаты, входившие в 1999 г. в списки КПРФ, блока «Конгресс Русских Общин и Движение Юрия Болдырева» и Российского общенародного союза (но не «Духовного наследия»). Список возглавили депутаты Государственной Думы Сергей Глазьев и Дмитрий Рогозин, а так­же отставной генерал Валентин Варенников (обвинявшийся по делу ГКЧП, но оправданный судом).

Остальные 13 партий и блоков были по существу новичками, хотя неко­торые из них имели определенное отношение к избирательным объедине­ниям и блокам, участвовавшим в выборах ранее. Так, Демократическая партия России формально являлась преемником одноименной партии, пред­ставленной в Думе первого созыва. В общефедеральной части списка партии было 3 кандидата, входивших в 1993 г. в список ДПР, тем не менее в полити­ческом плане говорить о преемственности не приходится.

В состав блока «Новый курс — Автомобильная Россия» входили партия «Либеральная Россия» (образованная политиками, входившими ранее в партию «Демократический выбор России» и блок «Союз правых сил») и Республиканская партия РФ, которая в выборах 1993 г. участвовала в соста­ве «Блока: Явлинский—Болдырев—Лукин», а в выборах 1995 г. — в соста­ве блока «Памфилова—Гуров—Владимир Лысенко». В общефедеральной части списка блока были кандидаты, входившие в 1999 г. в списки блока «Союз правых сил», движения «Наш дом — Россия» и объединения «Ябло­ко». Список возглавляли депутат Государственной Думы Виктор Похмел­кин и бывший зам. председателя Правительства РФ Борис Федоров.

Народная партия РФ была создана депутатами, избранными в Думу тре­тьего созыва по одномандатным округам. В общефедеральном списке этой партии были кандидаты, входившие в 1999 г. в списки «Блока генерала Ан­дрея Николаева и академика Святослава Федорова», движения «Духовное наследие» и партии «Кедр». В общефедеральной части списка блока «Партия Возрождения России — Российская партия Жизни» были кандидаты, вхо­дившие в 1999 г. в списки КПРФ и движения «Женщины России». В общефедеральной части списка партии «СЛОН» были кандидаты, входившие в 1999 г. в списки объединения «Яблоко», блока «Союз правых сил» и движения «Социал-демократы». Во главе списка партии «Развитие предпринимательства» стояли два депутата Государственной Думы первого, второго и третьего созывов (Иван Грачев и Оксана Дмитриева), входившие в 1995 г. в список объединения «Яблоко», а в 1999 г. в список блока «Отече­ство — Вся Россия». В общефедеральной части блока «Великая Россия — Евразийский Союз» были кандидаты, входившие в 1999 г. в списки блоков «Медведь» и «Отечество — Вся Россия». В общефедеральной части списка Объединенной российской партии «Русь» был кандидат, входивший в 1999 г. в список блока «Отечество — Вся Россия». В общефедеральной части списка Российской конституционно-демократической партии был кандидат, входивший в 1999 г. в список «Блока генерала Андрея Николаева и академика Святослава Федорова». В общефедеральной части списка На­родно-республиканской партии России был кандидат, входивший в 1999 г. в список блока «Конгресс Русских Общин и Движение Юрия Болдырева». В этой кампании, в отличие от предыдущих, административный ресурс был практически полностью на стороне одной партии. Президент РФ Владимир Путин открыто выражал свое предпочтение «Единой России»: он  посетил ее съезд, на котором выдвигались кандидаты, а также откровенно высказался в ее поддержку в интервью, которое было дано за неделю до дня голосования.

Во время кампании произошло громкое событие, в определенной степени повлиявшее на ее исход. Был арестован лидер одной из наиболее крупных финансово-промышленных групп Михаил Ходорковский, оказывавший финансовую поддержку оппозиционным партиям (КПРФ, «Яблоко», «Союз пра­вых сил»). Это действие и пропагандистская кампания вокруг него ухудшили позиции данных партий и содействовали успеху тех сил, которые вели                                           «антиолигархическую» агитацию (ЛДПР и «Родина»).

 Пятипроцентный барьер смогли преодолеть только четыре спис­ка. В сумме они получили 70,7% от числа избирателей, принявших участие в голосовании, или 39,3% от числа зарегистрированных избирателей.

При этом, в отличие от второго созыва, не представленной в Думе ока­залась право-либеральная часть политического спектра. Всё партии, зани­мавшие эту политическую нишу, не сумели преодолеть 5%-ный барьер, в том числе и представленные в Думе третьего созыва «Яблоко» и «Союз пра­вых сил», вместе получившие более 8%.

«Единая Россия», консолидированная «партия власти», за которую про­голосовали менее 37,6% избирателей, получила по пропорциональной сис­теме больше половины мандатов (120). Партия лидировала в 88 субъектах Федерации. Наибольшей (80,9%) была ее поддержка в Чеченской Респуб­лике, а наименьшей (25,9%) — в Воронежской области.

КПРФ заняла второе место, получив значительно меньше, чем в 1995 и 1999 гг. (12,6%>). Наибольшей поддержкой избирателей партия пользовалась в Тамбовской области (20,6%), а наименьшей—в Республике Ингушетия (1,0%).

На третье место вышла ЛДПР, набравшая 11,5%, что близко к ее резуль­тату 1995 г. и значительно выше результата «Блока Жириновского» 1999 г. За ЛДПР лучше всего голосовали в Магаданской области (19,7%) и хуже всего — в Республике Дагестан (0,4%).

Помимо «Единой России» и думских «старожилов» КПРФ и ЛДПР, ба­рьер удалось преодолеть блоку «Родина» (9,0%). Этот блок смог успешно конкурировать с КПРФ за избирателей левой ориентации и с ЛДПР за патриотический и протестный электорат. Наибольшую поддержку избирате­лей блок получил в Воронежской области (19,9%), а наименьшую — в Рес­публиках Дагестан и Ингушетия (0,6%). Блок «Родина» лидировал в Ан­нинском одномандатном избирательном округе № 76 (Воронежская область), где баллотировался и победил один из его лидеров — Дмитрий Рогозин.

Еще четыре списка получили от 3,1 до 4,3%: Российская демократиче­ская партия «Яблоко» (4,3%), «Союз правых сил» (4,0%), Аграрная партия России (3,6%>) и блок «Российская партия пенсионеров и Партия социаль­ной справедливости» (3,1%). Далее шли блок «Партия Возрождения Рос­сии — Российская партия Жизни» (1,9%), Народная партия РФ (1,2%) и Концептуальная партия «Единение» (1,2%)'.

При этом Аграрная партия России в одном субъекте Федерации (Рес­публика Алтай, руководитель которой, Михаил Лапшин, возглавлял список партии) сумела опередить «Единую Россию» и занять первое место с ре­зультатом 31,7%) голосов.[10]

Как и на выборах 1995 и 1999 гг., большая часть объединений и блоков (12) получила менее 1% голосов.

Против всех списков проголосовали 4,7% избирателей. Наиболее высо­кий уровень протестного голосования оказался в Красноярском крае (7,1%). Практика отказа избранных кандидатов от получения мандатов достиг­ла своего апогея. У «Единой России» от мандатов отказались 37 кандида­тов, в том числе занимавшие второе, третье и четвертое места в общефеде­ральной части Сергей Шойгу, Юрий Лужков и Минтимер Шаймиев. Осталь­ные 34 кандидата входили в первые тройки региональных групп: 24 занимали первые места, 7 — вторые и 3 — третьи. Большинство «отказников» (29) зани­мали должности руководителя высшего исполнительного органа государ­ственной власти субъекта Федерации, среди остальных — федеральный министр, первый заместитель полпреда Президента РФ в федеральном ок­руге, два председателя законодательного органа государственной власти субъекта Федерации, мэр областного центра, ректор университета и два ру­ководителя крупных предприятий.

В результате выборов в одномандатных избирательных округах были избраны 222 депутата. В трех одномандатных округах выборы были признаны несостоявшимися в связи с тем, что кандидаты, занявшие первое место, получили меньше голосов избирателей, чем проголосовало против всех кандидатов.

155 избранных кандидатов были выдвинуты политическими партиями и избирательными блоками и 67 — в порядке самовыдвижения. В целом по одномандатным округам были избраны представители 11 партий и блоков. «Единая Россия» выступила наиболее успешно и по одномандатным округам, завоевав 103 мандата. При этом следует иметь в виду, что она вы­ставила своих кандидатов далеко не во всех округах. Лишь в 33 одноман­датных избирательных округах кандидаты от «Единой России» проиграли I другим кандидатам: в 14 округах — «независимым» кандидатам, в 5 — кандидатам от КПРФ, в 5 — от блока «Родина», в 4 — от Народной партии РФ,   в двух — от «Союза правых сил» и по одному округу выиграли у «единороссов» кандидаты от партий «Яблоко», «Развитие предпринимательства» и блока «Великая Россия — Евразийский Союз». Еще в одном одномандатном округе кандидат от «Единой России» проиграл «кандидату против всех».

На втором месте по числу выигранных одномандатных округов (17) оказалась Народная партия РФ, которая при голосовании по спискам довольствовалась лишь 1,2% голосов. Однако только в четырех округах кан­дидаты от этой партии победили «единороссов», в остальных 13 округах кандидатов от «Единой России» не было, и кандидаты от Народной партии, по-видимому, имели поддержку как от этой партии, так и от региональных властей.

КПРФ победила в 12 одномандатных округах, «Родина» — в 8, «Ябло­ко»— в 4, «Союз правых сил» и блок «Партия Возрождения России — Рос­сийская партия Жизни» — в 3.

Кандидаты от избирательных блоков «Партия Возрождения России — Российская партия Жизни» и «Новый курс — Автомобильная Россия», а также от Аграрной партии России победили только в тех одномандатных округах, где не было кандидатов от «Единой России».

В среднем за победителей отдали голоса 42% избирателей. Процент проголосовавших за победителей в одномандатных избирательных округах колебался от 18,0 (в Правобережном округе № 79, Воронежская область) до 82,1 (в Агинском Бурятском округе № 215). 65 кандидатов набрали более 50% голосов избирателей.

Против всех кандидатов в среднем голосовало 12,9% избирателей. Наи­большая доля протестных голосов (26,4%) была зафиксирована в Кунцев­ском одномандатном избирательном округе № 152 (Москва).[11]

                                        Заключение

Итак, подводя итог, можно сделать вывод о том, что сегодняшняя система выборов во всех ее этапах имеет много неточностей и требует совершенствования. Назначение выборов является одной из самых основных стадий избирательного процесса, поскольку по сути своей определяет периодичность проведения выборов, а точнее порядок их назначения. Необходимость в составлении списков избирателей обусловлена конкретным учетом граждан, обладающих избирательным правом, для предоставления им возможности выразить свою волю путем подачи голоса за того или иного кандидата. Составление списков дает возможность исключить повторное голосования одного и того же лица за одного и того же кандидата или разных, позволяя тем самым свести возможность подтасовки к минимуму. Образование избирательных округов и избирательных участков является важной стадией подготовки к проведению не только к выборам в Государственную Думу и выборам вообще, которые реализуют принцип свободы мышления и волеизъявления каждого гражданина посредством тайных голосований, путем предоставления соответствующей возможности для подачи своего голоса за того или иного кандидата. Реализация избирательных прав во многом осуществляется посредством выдвижения своей кандидатуры на выборы в качестве депутата, поскольку право выдвижения принадлежит избирателям соответствующего избирательного округа и в порядке самовыдвижения, а также избирательным объединениям, избирательным блокам. Предвыборная агитация— деятельность граждан Российской федерации, кандидатов, избирательных объединений и блоков, общественных объединений, имеющая цель побудить или побуж­дающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них. Голосование, подсчет голосов, установление результатов выборов является завершающей стадией избира­тельного процесса. Понятие каждым из нас необходимости правильного применения всех требований выборов позволит не только реализовать свое право но и максимально уберечься от фальсификации. 


                                       Список литературы

                                               Источники

1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года//ИД «Владис» 2004 год

2.Федеральный Закон о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации// Москва 2007 год

                                            Литература

1.Выборы в РФ 2003, Электронная статистика.- М Весь мир 2004 

2.Выборы органов гос. власти РФ, органов гос. власти и местного самоуправления субъектов РФ (порядок подготовки и проведения). Москва. ИРИС. 2000.- с.129

3.Веденеев Ю.А. Избирательное право и избирательный процесс. Москва. Норма. 1999.-с.231

4.Дмитриев Ю.А. Черкашин Е.Ю. Законодательные органы в России от новгородского веча до Федерального Собрания, М: «Манускрипт», 2005-с.219

5.Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Избирательная система России: теория, практика, переспективы.- СПб: Юридический центр Пресс, 2003-с.241

6.Постников А.Е. Избирательное право России. Норма. Москва. 2004.-с. 194

7.Представительная демократия и электорально – правовая культура. Под общей ред. Веденеева Ю.А. и Смирнова В.В. М: Издательство «Весь мир». 2003-с 138

8.Козлова И.Е Кутафин О.Е. Конституционное право России. Москва. Юрист. 2003.-с.253

9.Российское народовластие: развитие, современные тенденции и противоречия. - М: Новое издательство,2004 –с.96

10.Избирательное право и избирательный процесс В РФ./ред. Вешняков А.А.- М: Норма,2003-сю154

11.Выборы органов гос. власти РФ, органов гос. власти и местного самоуправления субъектов РФ (порядок подготовки и проведения). Москва. ИРИС. 2000.-с.263

12.Избирательный процесс в России и Европе. Спб. Броктауз Эфронь. 2001-с.271

13.Российские выборы от перестройки до суверенной демократии./ А.В. Иванченко, А.Е. Любарев Москва 2006-с.227

14.Российские выборы в контексте международных избирательных стандартов./ А.В. Иванченко, А.Е. Любарев.-с.241

15.Любарев А.Е. Избирательная система и российское электоральное законодательство// Полис: политические исследования: - 2003 №4-с.120

16.Седов А.А. О чем вещают голоса избирателей?// Общественные науки и современность – 2004 №5-с.118

17. http://www.vibori.ru/elects/parlam_r.html

 

 

 

 

 

 


[1] ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» статья 3

[2] ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» статья 4,5

[3] ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» статья 9 пункт 1

 

[4] ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» статья 10

[5] ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» статья 11

[6] ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» статья 1,5

[7] Выборы органов гос. власти РФ, органов гос. власти и местного самоуправления субьектов РФ (порядок подгатовки и проведения). Москва. ИРИС. 2000.

 

[8] Постников А.Е. Избирательное право России. Норма. Москва. 2004.

 

[9] Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Избирательная система России: теория, практика, переспективы.- СПб: Юридический центр Пресс, 2003

 

[10] http://www.vibori.ru/elects/parlam_r.html

 

[11] А.В. Иванченко, А.Е. Любарев «Российские выборы от перестройки до суверенной демократии» М 2006




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: