К-т счетов: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Д-т сч. 10 «Материалы»

К-т сч. 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

Остаток по счету 15 включает не только отклонения в стоимости запасов, но и стоимость материальных ценностей в пути на конец месяца. В начале следующего месяца эти суммы материалов в пути сторнируются и отражаются в учете следующего месяца по дебету счета 15 и кредиту счета 60. Остаток по счету 15, сформировавшийся после сторнировочной записи, списывается по окончании месяца следующей записью:

Д-т сч. 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»

К-т сч. 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

Возможен и другой способ учетных записей, когда разница между фактической себестоимостью и учетной стоимостью запасов сразу списывается на дебет счета 16. Тогда остаток по счету 15 на конец месяца представляет собой наличие материальных ценностей в пути.

Второй вариант учета является более традиционным и упрощенным и предполагает отсутствие счетов 15 и 16 для отражения процесса снабжения. Оприходование запасов показывается бухгалтерской записью:

Д-т сч. 10 «Материалы»

К-т счетов: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 20 «Основное производство» и др.

 Следует отметить, что поступающие от поставщиков производственные запасы приходуются независимо от момента поступления расчетных документов.

Приобретение производственных запасов в учете отражается по стоимости приобретения с учетом налога на добавленную стоимость. На сумму поступивших ценностей по покупным ценам согласно расчетным документам поставщика оформляется бухгалтерская запись:

Д-т сч. 10 «Материалы»

К-т счетов: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

               76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

На сумму НДС –

Д-т сч. 19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет 3 «НДС по приобретенным материально производственным запасам»

К-т счетов: 60 «Расчеты с поставщиками подрядчиками»,

                       76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

Если при поступлении материально-производственных запасов выявляется их недостача или порча, то сумма недостачи в пределах предусмотренных в договоре величин списывается организацией-покупателем на дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Сумма недостач или потерь сверх предусмотренных в договоре величин, предъявленная поставщикам или транспортной организации, списывается бухгалтерской записью:

Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям»

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

При отказе суда во взыскании сумм претензий они списываются на дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» с кредита счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям», а затем с кредита счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» на дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Следует отметить, что организации-получатели материальных ценностей списывают с кредита счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» суммы недостач, подлежащих списанию на счета затрат на производство (расходов на продажу_ по фактической себестоимости в пределах сумм, принятых на учет по дебету данного счета.

По мере оплаты счетов поставщиков сумма налога на добавленную стоимость по производственным запасам, подлежащим использованию на производственные нужды, списывается с кредита счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 3 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам» на дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Продажа материалов и других видов запасов на сторону отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы», который предназначен для формирования информации о прочих доходах и расходах (операционных, внереализационных), связанных с продажей и прочим списанием материально-производственных запасов.

По дебету этого счета отражаются расходы, связанные с продажей и прочим списанием материальных ценностей, включая расходы по продаже (комиссионные вознаграждения и др.). По кредиту счета отражаются поступления за проданные материальные ценности, т.е. сумма выручки за проданное имущество.

Процесс продажи и прочего списания материальных ценностей отражается на счетах бухгалтерского учета следующим образом: фактическая (балансовая) стоимость проданных или списанных материально-производственных запасов –

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»

К-т сч 10 «Материалы» (по соответствующим субсчетам);

на сумму выручки от продаж запасов в зависимости от принятой в организации методологии учета продаж –

Д-т счетов 51 «Расчетные счета»,

                 52 «Валютные счета»,

                 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы».

Суммы НДС, фактически полученные от покупателей за проданные им ценности, уменьшаются на суммы НДС по приобретенным ценностям, что отражаются бухгалтерской записью:

Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС»

К-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость», субсчет 3 «НДС по приобретенным материальным ценностям»;

на сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет, -

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»

К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС»,

в случае возврата ценностей покупателями делается исправительная запись.

Финансовый результат, выявленный на счете 91 «Прочие доходы и расходы», в отчетном периоде списывается на счет 99 «Прибыли и убытки». Особенностью ведения счета 91 является то, что записи по субсчетам 1 «Прочие доходы» и 2 «Прочие расходы» производятся накопительно в течении отчетного года. Ежемесячно путем сопоставления дебетового оборота по субсчету 2 «Прочие расходы» и кредитового оборота по субсчету 1 «Прочие доходы» определяется сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц, которое отражается на субсчете 9 «Сальдо прочих доходов и расходов». Это сальдо ежемесячно списывается на счет 99 «Прибыли и убытки».

На сумму прибыли дебетуется счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 9 «Сальдо прочих дохода и расходов» и кредитуется счет 99 «Прибыли и убытки». На сумму выявленного убытка от продажи, списания материально-производственных запасов запись на счетах производится в обратной корреспонденции.[ №5, с 243-247.]

 

 

 


2. Управленческий учет производственных запасов в ЗАО «Декафом»

 

1.1. Учет производственных запасов в организации

 

ООО «Декафом» было учреждено в июне 1999 года крупной физических и юридических лиц для организации производства пенополиуретанов в г.Нижнекамске. В связи с упорядочением отношений собственности внутри организации и оптимизации деятельности предприятия для целей налогообложения ООО «Декафом» было преобразовано в ЗАО «Декофом». Уставный капитал предприятия в размере 5 млн.рублей был разделен на 5 млн. обыкновенных акций номинальной стоимостью 1 рубль каждая.

Продукция производится, главным образом, по схеме оказания услуг по переработке давальческого сырья ООО «Глория». ООО ПКФ «Глория» осуществляет закупку и поставку сырья ЗАО «Декафом», а также осуществляет последующую реализацию произведенной продукции.

Основным направлением деятельности ЗАО «Декафом» является производство пенополиуретанов. Предприятие производит стандартные, жесткие, высокоэластичные, мягкие марки пенополиуретанов соответствующего современным европейским требованиям, а также экономическим и технологическим требованиям российских производителей мягкой мебели. Пенополиуретан эластичный на основе простых полимеров является стабильным полимеров и предназначен для производства мягкой мебели, товаров народного потребления, звуко- и тепло- изоляции. Пенополиурентан изготовляется в виде листов 1,2 и 3 категории, деталей, полотна, блоков следующих типов:

- ST – стандартный;

- HL – высокоэластичный;

- FR – Огнесойкий.

На сегодняшний день завод занимает площадь 1,82 Га, на которой расположены производственные корпусы, складские помещения, кательная, лаборатория, адменистративно-бытовой корпус, столовая, медпункт. Установленные производственные мощности позволяют предприятию производить до 10 тысяч тонн высококачественного поролона в год.

Процедура поступления материалов на предприятие представляет особую важность. Она состоит из следующих этапов:

1. внутренний контроль запасов

2. заказ запасов

3. получение запасов

4. регистрация запасов

Служба внутреннего контроля заинтересована в предотвращении любых потерь запасов. Однако в последнее время внимание внутренних аудиторов все в большей степени обращается на увеличение выгодности основного и вспомогательного производства.

Роль внутреннего аудитора при анализе складских операций очень важна для оценки эффективности системы повторных заказов, обеспечивания сохранности запасов и незавершенной продукции, обеспечивания эффективности анализа отклонений, являющегося основным видом контроля за себестоимостью продукции.

На ЗАО «Декафом» применяют оперативно-бухгалтерский метод учета материалов с использованием современной вычислительной техники. Этот метод характеризуется:

- Оперативностью и бухгалтерской достоверностью количественного учета на складах, который ведется материально ответственными лицами в складских карточках или в других регистрах;

- Осуществлением систематического контроля работников бухгалтерии непосредственно в местах хранения за правильностью и своевременностью документирования складских организаций по движению материалов, а также ведения складского учета;

- Предоставлением бухгалтерам права проверять соответствие фактических остатков материалов в натуре данным текущего складского учета;

- Осуществлением бухгалтерского складского учета материальных ценностей в денежном выражении по учетным ценам в разрезе синтетических счетов, субсчетов, мест хранения – складов и кладовых (материально ответственных лиц) и групп материалов, а при обработке документов на ЭВМ также в разрезе номенклатурных номеров;

- Систематическим подтверждением органической связи между оперативным складским и бухгалтерским учетом, сверкой показателей количественного и суммового учета путем сопоставления остатков материалов по данным складского учета, оцененным по принятым учетным ценам, с остатками материалов поданным бухгалтерского учета.

 Для обеспечения правильной и рациональной организации учета материалов необходимо:

-применять номенклатуры- ценники на материалы (п.4 ПБУ 5/98 «Учет материально-производственных запасов»). В целях улучшения учета целесообразно определить надлежащее количество учетных групп материалов, избегая при этом чрезмерного их укрупнения и добиваясь приближения их к перечням в статистической отчетности, а также предусматривать в номенклатурах-ценниках округление учетных цен на материалы, обеспечивая при этом требования, предъявляемые к учету и контролю материальных ценностей. В отдельных случаях без ущерба для контроля и с разрешения министерства и ведомства может допускаться укрупнение номенклатурных номеров путем объединения в один номенклатурный номер нескольких размеров, сортов и видов однородных материалов, имеющих незначительные колебания в ценах; в этом случае учетной ценой является средняя цена; при этом на складах материалы должны храниться и учитываться в разрезе позиций, подвергшихся объединению;

-установить четкую систему документооборота и строгий порядок оформления операций по движению материальных ценностей;

-проводить в установленном порядке инвентаризации, а также контрольные выборочные проверки остатков материалов и своевременно отражать в бухгалтерском учете результаты этих инвентаризаций и проверок;

-разрабатывать и постоянно совершенствовать нормы хранения запасов, отпуска и расходования материалов;

-внедрять средства автоматизации учета.

На ЗАО «Декафом» нет специальной службы внутреннего контроля, поэтому их обязанности, согласно должностной инструкции, выполняет главный экономист.

На ЗАО «Декафом» применяется оперативно-бухгалтерский метод учета материалов. С помощью этого метода решаются следующие задачи:

1. правильное и своевременное документальное отражение операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску материалов;

2. контроль за сохранностью материалов на местах хранения и на всех участках их движения;

3. систематический контроль за использованием материалов в производстве на базе технически обоснованных норм и их расходования;

4. своевременное выявление ненужных и излишних материалов для их реализации на сторону.

 Количество материалов необходимое для нормального функционирования предприятия определяется планом производства продукции на месяц. Для этого главным экономистом составляется потребность в материалах и направляется в отдел снабжения. Потребность в материалах называется заказом на месяц. На основании этого отдел снабжения начинает свою работу по оснащению предприятие ресурсами.

Для обеспечения предприятия ресурсами снабженцы заключают договора как письменные, так и устные. В любом из этих случаев работникам для получения продукции необходимо получить доверенность на получение материалов. Доверенность выписывается бухгалтерией – бухгалтером материальной группы, подписывается генеральным директором и главным бухгалтером.

Так как вся продукция выпускаемая на предприятии состоит из одинаковых компонентов: щебень, песок, цемент, металл, то работа отдела снабжения в основном ведется в направлении обеспечения этими – инертными материалами. В связи с тем, что на предприятии имеется гараж, то поступают еще и мелкие детали (запчасти) и горюче смазочные материалы (бензин, солярка, масло машинное). Запчасти поступают для того чтобы ремонтировать автомобили, потому что в случае поломки транспортных средств ремонт осуществляется самостоятельно службой главного механика.

Поэтому все складские помещения ЗАО «Декафом» разделены на три части:

- производственная, куда поступают инертные материалы. Этот склад находится на территории цеха. На предприятии имеются подъездные пути. При поступлении вагонов с грузом, они проходят через проходную, которая оснащена весоизмерительным прибором (так называемая весовая). На проходной охранник (дежурный рабочий цеха) и кладовщик записывает показания весов. Затем оформляются сводные данные один - экземпляр кладовщику другой - отделу снабжения. Здесь существует книга регистрации вагонов, в которой фиксируются номера вагонов и тоннаж. На основании сводных данных кладовщик выписывает приходный ордер на поступивший материал, а отдел снабжения сравнивает сводные данные с товарно-транспортной накладной. Затем товарно-транспортная накладная передается в бухгалтерию.

В случае разногласия тоннажа с накладной вагоны отправляются обратно на станцию для контрольного завеса. Контрольный завес осуществляется в присутствии кладовщика и работника отдела снабжения ЗАО «Декафом» и работника станции. На контрольный завес составляются соответствующие документы.

Приходные ордера кладовщик выписывает по мере поступления материалов на склад.

Инертные материалы также могут поступать и на автотранспорте. В этом случае кладовщик самостоятельно взвешивает каждую машину. В конце дня выписывает приходный ордер на весь объем привезенных материалов.

- склад ГСМ. Данный склад оснащен специальным прибором, которым можно измерить поступающий бензин, солярку и масло. Данный материал поступает сразу на подотчет кладовщику и он на этот материал выписывает приходный ордер.

- склад мелких деталей предназначен для хранения запчастей, строй материалов и другого. Данные материалы кладовщик принимает по накладной по штучно, по килограммам в зависимости от вида материалов.

На все оприходованные материалы оформляются приходные ордера, которые затем сдаются в бухгалтерию.

Под отпуском сырья, материалов, топлива, электроэнергии в производство понимается передача этих материальных ценностей непосредственно для изготовления продукции. Получение материалов со склада осуществляется только при участии кладовщика.

Как было сказано выше все материалы хранятся на трех складах. В связи с тем, что предприятие не большое за всеми материалами следит один кладовщик. На складах создана система пожарной безопасности. ГСМ хранятся в специальных емкостях. Склад ГСМ оснащен ящиком с песком и огнетушителями. Цемент и песок хранится в специальных ямах, где поддерживается определенная температура.

В обязанности кладовщика входят следующие функции:

- осуществляет прием, хранение и отпуск товарно-материальных ценностей, по их размещению с учетом наиболее рационального использования складских помещений, облегчения и ускорения поиска необходимых материалов;

- обеспечивает сохранность товарно-материальных ценностей, соблюдение режимов хранения, соблюдение режимов хранения, правил оформления и сдачи приходно-расходных документов;

- следит за наличием и сохранностью противопожарных средств, состоянием помещений, оборудования и инвентаря на складе и обеспечивает их своевременный ремонт;

- организует проведение погрузочно-разгрузочных работ на складе с соблюдением норм, правил и инструкций по охране труда;

- обеспечивает сбор, хранение и своевременный возврат поставщикам погрузочного реквизита;

- участвует в инвентаризации товарно-материальных ценностей;

- контролирует ведение учета складских операций, установленной отчетности.

Отпуск материалов в производство осуществляется через заявки. Начальник цеха подает заявку главному инженеру. После утверждения он подает ее в бухгалтерию. В бухгалтерии выписывается требование на отпуск материалов. Каждое требование регистрируется в книге регистрации требований. С этим требованием начальник цеха идет на подпись к главному инженеру и главному бухгалтеру. После подписания идет к кладовщику, где выдается соответствующий материал, который сразу поступает в производство. Если получается ГСМ, то либо заправляется автомобиль, либо отдается в компрессорную.

Продукция – готовые изделия хранятся в цехе на специально отведенной площадке. Данная площадка оснащена погрузочно-разгрузочными кранами. Отпуск изделий происходит прямо из цеха. Отпуск продукции происходит на основании отгрузочного талона, который предварительно выписывается покупателю в бухгалтерии. Вместе с погрузочным талоном покупателю выдается пропуск для въезда на территорию завода. При выезде охранник проверяет соответствие груза с пропуском на выезд.

Мало потребляемые изделия хранятся на площадке возле здания цеха под навесом. Продукция завода обладает такими свойствами, что может хранится на открытом воздухе, поэтому особых условий для ее хранения не нужно. Тем более, что она очень тяжелая, что говорит о том, что унести ее нельзя.

Поступление материалов на предприятие ЗАО " Декафом " контролирует в первую очередь отдел снабжения. Этот отдел в ЗАО " «Декафом» состоит из двух рядовых работников и начальника отдела снабжения, который подчиняется непосредственно заместителю директора по коммерческим вопросам. Работники отдела снабжения следят за выполнением поставщиками договорных обязательств, предъявляет им претензии по качеству и недостачам материалов, разыскивают грузы, если они своевременно не прибыли на предприятие. Принимая грузы от транспортных организаций, экспедитор особое внимание уделяет состоянию тары, пломб, а в случае их повреждений требует проверки и сдачи груза.

Прежде чем ехать за грузом (самовывоз), работнику отдела снабжения выдается доверенность (ф. № М-2), которая регистрируется в журнале учета выданных доверенностей. В данной организации разработана форма выписки доверенностей на персональном компьютере.

В момент сдачи материалов на склад ЗАО «Декафом», кладовщик проверяет соответствие количества, качества и ассортимента поступивших материалов документам поставщика. При полном соответствии количества фактически поступивших ценностей документам поставщика кладовщик выписывает приходный ордер (ф. № М-4). Приходные документы составляются в день поступления материалов. Приходные ордера, накладные и акты содержат основные реквизиты: наименование поставщика, наименование материалов, их сорт, размер, количество, цену, сумму, подписи лиц, принявших и сдавших материалы.

Для хранения материальных ценностей в ЗАО «Декафом» предназначен Центральный склад материалов.

Центральный склад материалов довольно большой и оснащен всеми необходимыми весовыми, измерительными и транспортировочными механизмами. Этот склад разбит на несколько помещений. В одном из них хранятся металлы: трубы, калибровка, листы и т.д., в другом – шланги, стеновые панели, кирпич, цемент т.д., в третьем – химикаты: лаки, краски, химические вещества, в четвертом - имеются стеллажи, ячейки для хранения мелких деталей и инструментов. Канцтовары обычно не хранятся, а закупаются по мере надобности.

На центральном складе работают один кладовщик. С ней заключен договор о материальной ответственности.

На каждый вид материала открывается карточка складского учета (ф.№М-17), а к каждому месту хранения материалов прикрепляются инвентарные ярлыки. Материалы на складах хранятся по сортам (сортовой метод).

Кладовщик, по мере поступления документов по приходу и расходу на склад, формирует реестры, подкалывает к ним первичные документы и отправляет в бухгалтерию организации каждый понедельник.

Ведомость учета остатков материалов не составляется. Вместо этого в начале каждого месяца кладовщик едет в бухгалтерию на сверку остатков материалов за прошедший месяц. Из-за большого движения материалов, а также большой их номенклатуры ежемесячная сверка карточек складского учета с данными бухгалтерии необходима. Все выявленные расхождения выясняются немедленно, что уменьшает количество ошибок в данных о движении материалов.

Из анализа состояния складов исследуемого предприятия ЗАО " Декафом" можно сделать следующий вывод, а именно: неблагоприятным является отсутствие автоматизации учета на складах, что усложняет ведение аналитического учета материальных ценностей.

Первичные документы по расходу производственных запасов играют важную роль в организации материального учета, т.к. являются его основой. Непосредственно по первичным документам осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и  рациональным использованием материальных ресурсов.

Все хозяйственные операции, связанные с отпуском материалов, подлежат качественному, эффективному и своевременному документированию.

Выдача материалов со склада ЗАО "Декафом" в производство осуществляется с помощью требований (ф. № М-11), которые выписывают мастера соответствующих подразделений.

Также материалы могут поступать за наличный расчет. Для этого прораб, с которым в обязательном порядке заключен договор о материальной ответственности, должен взять необходимую сумму из кассы и в последствии сдать авансовый отчет с приложенными к нему документами, которые свидетельствуют о том, что работник организации действительно приобрел строительные материалы или хозяйственный инвентарь. Тогда денежная сумма в размере расхода списывается с кредита счета 71 «Подотчетные лица» в дебет счета 10/2, если это строительные материалы, 10/3, если это ГСМ, 10/5 если приобретены запасные части и 10/9, соответственно, если куплен хозяйственный инвентарь. Материалы на счет 10/1, т.е. на базу, поступают обычно по безналичному расчету и в больших количествах.

После получения материалов, требования копятся у кладовщика, а затем передаются в бухгалтерию. Бухгалтер расценивает требования, т.е. указывает стоимость единицы материала и производит таксировку.

Списание запасных частей и материалов производится актам списания в дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы», и пообъектно по отчетам формы М-29, в дебет счета 20/01. Отчеты по форме М-29 составляют прорабы, начальники строительных участков и цехов (т.е. все материально-ответственные лица) в соответствие сметам. Отчеты должны быть подписаны начальником ПТО, а также главным инженером, после чего отчеты сдаются бухгалтеру – материалисту. К отчету прорабы обычно прикладывают реестры прихода и расхода материалов за месяц (понедельно), акты списания хозяйственного инвентаря и т.п.

На конец каждого месяца бухгалтер по материалам формирует остатки строительных материалов и хозяйственного инвентаря в разрезе субсчетов и материально ответственных лиц. Данные за месяц сверяются с остатками по данным у прорабов, а затем сшиваются в книгу. По данным расхода материалов в конце каждого месяца формируется оборотная ведомость по счету 10 «Материалы». По итогам анализов счетов оформляется сводный журнал по счету 10 «Материалы», который проверяется главным бухгалтером и подшивается в отчет.

В ходе проведенного исследования документального оформления движения материалов на ЗАО “Декафом”, можно отметить, что все документы составляются в соответствии с порядком и требованиями по документальному оформлению.

 

 

2.2. Организация учета производственных запасов для целей контроля и анализа

 

   Основными объектами внутреннего контроля в ЗАО «Декафом» являются:

- заказ запасов;

- получение запасов;

- регистрация запасов;

- хранение запасов;

- отпуск запасов.

1. На стадии поступления заказа главной операцией является учет всех необходимых потребностей для более эффективной работы предприятия. Заказ поступает в отдел снабжения. Снабженцы формируют портфель заказов, и совершаю следующие действия:

1. Поступивший заказ регистрирует в книге учета заказов из производства.

2.Просматривают договора с поставщиками, с которыми заключены договора на длительный срок на поставку материалов. Учитывают количество материалов, которое поступит от этих поставщиков, на недостающее количество ищут новые каналы.

3.Ищутся каналы перечисления денежных средств поставщикам или способы расчета сними.

4. В случае предварительной оплаты материалов необходимо перечислить соответствующую сумму на счет поставщика.

Должностные лица предприятия участвующие на стадии формирования заказа:

1. Главный экономист

2. Главный инженер

3. Начальник цеха

4. Начальник отдела снабжения

5. Снабженец

Документы, формируемые на стадии формирования заказа:

1. План производства продукции

2. Заказ материалов

3. Книга учета заказов

4. Договора с поставщиками

5. Производственно-технические нормы

2. Поступление материалов может происходить либо по железной дороге, либо автомобильным транспортом поставщика, либо само вывоз. В любом из этих случаев работник отдела снабжения должен иметь доверенность, которую предварительно получает в бухгалтерии. Каждая доверенность регистрируется в книге выданных доверенностей.

У поставщика доверенность обменивается на товар, к которому прилагается соответствующие документы (накладная на отпуск, товарно-транспортная накладная, акт и др.).

На заводе работник снабжения сдает документы и материалы кладовщику, который принимает их по количеству.

Должностные лица предприятия участвующие на стадии получения запасов:

1. Кладовщик

2. Снабженец

3. Бухгалтер материальной группы

Документы, формируемые на стадии получения запаса:

1. Доверенность

2. Накладная

3. Счет фактура

4. Книга регистрации счетов фактур

4. После принятия материалов на склад кладовщик выписывает приходный ордер и передает его в бухгалтерию. Снабжение передает в бухгалтерию счет фактуру, на основании которой закрывается доверенность. Бухгалтер проверяет соответствие данных приходного ордера со счет фактурой. Регистрация счетов фактур происходит в реестре за соответствующий месяц по поступившим материалам. Затем бухгалтер вносит данные счета и приходного ордера в компьютер для регистрации поступления материалов.

Должностные лица предприятия участвующие на стадии регистрации запасов:

1. Снабженец

2. Кладовщик

3. Бухгалтер материальной группы

Документы, формируемые на стадии регистрации запасов:

1. Приходный ордер

2. Счет фактура

3. Реестр

5. Все запасы хранятся в специально отведенных местах. Одной из главных целей общей системы внутреннего контроля, организованной администрацией, является предупреждение уменьшения средств в результате каких-либо причин.

Эффективные способы борьбы с неэкономным расходованием или небрежным хранением запасов состоят в следующем:

- требуемое количество материалов определяется точно, а не приблизительно;

- подобран квалифицированный персонал, отвечающий за отпуск материалов, квалифицированный производственный персонал;

- на складе только точное измерительное оборудование.

Для предотвращения случаев потерь запасов по причине устаревания, порчи, случайной гибели проводятся следующие меры:

- создана система пожарной сигнализации и приобретено пожарное оборудование;

- создана специальная температура для хранения цемента и песка;

- проверяется срок годности материалов и готовой продукции;

- регулярно подсчитываются израсходованные материалы для выявления устаревших, ненужных или излишних ТМЦ;

- регулярно проводится проверка наличия ценностей, т.е. инвентаризация.

 Должностные лица предприятия участвующие на стадии хранения запасов:

1. Кладовщик

2. Начальник цеха

3. Охранник

Документы, формируемые на стадии хранения запасов:

1. Инвентаризационные описи

2. Сличительная ведомость

3. Ведомость по счету 10

6. Отпуск материалов со склада осуществляется на основании требования на отпуск материалов. Для получения требования начальник цеха пишет заявку, утверждает ее у главного инженера. С требованием начальник цеха идет к кладовщику, который отпускает ему материалы, забирает при этом требование. В конце месяца кладовщик составляет отчет и прикладывает к нему приходные ордера и требования, а начальник цеха тоже составляет отчет, прикладывая требования и акт на списание материалов.

После того, как материалы кладовщик отпустил со склада, они поступают в цех, откуда непосредственно в производство. На расход материалов из цеха составляется акт на списание материалов, который утверждается главным инженером и членами постоянно действующей комиссии.

В случае продажи материалов на сторону кладовщик отпускает их на основе расходной накладной.

Расход ГСМ происходит по специальным заявкам которые подписывает генеральный директор.

Должностные лица предприятия участвующие на стадии отпуска запасов:

1. Бухгалтер материальной группы

2. Кладовщик

3. Начальник цеха

4. Главный инженер

Документы, формируемые на стадии отпуска запасов:

1. требование

2. Заявка на получение материалов

3. Материальный отчет

4. Акт на списание материалов

5. Заявка на получение ГСМ

6. Акт на списание ГСМ

7. Производственно технический отчет

Преимущественные направления внутреннего контроля хранения запасов заключаются в следующем:

- применяются меры снижающие вероятность потерь, хищений и неэффективного использования запасов;

- существуют гарантии, что запасы не могут использоваться или не могут быть перемещены без должного отражения в учете;

- обеспечено правильное формирование себестоимости запасов;

- в бухгалтерской отчетности имеющиеся запасы отражены в правильной оценке;

- достигнуто соответствие учетных остатков, показанных в регистрах аналитического учета, результатам инвентаризации.

Необходимыми предпосылками действенного контроля за сохранностью запасов являются:

1. наличие должностным образом оборудованных складов и кладовых или специально приспособленных площадок (для материалов открытого хранения), проведение надлежащей специализации складов;

 2. размещение материалов по секциям складов, а внутри них – по отдельным группам таким образом, чтобы обеспечить возможность их быстрой приемки, отпуска и проверки наличия; в местах хранения каждого вида материала следует прикреплять ярлык с указанием данных о находящемся здесь материале;

3. оснащение мест хранения материалов необходимым весовым хозяйством, измерительными приборами и мерной тарой, обеспечивая их периодическое переосвидетельствование и клеймение;

4. внедрение централизованной доставки материалов с базисных складов в производственные помещения (цехи) по согласованным графикам;

5. сокращение излишних промежуточных складов и кладовых;

6. организация, там где это необходимо и целесообразно, участков централизованного раскроя материалов;

7. установление круга лиц, ответственных за приемку и отпуск материальных ценностей за правильное и своевременное оформление этих операций, а также за сохранность вверенных им материальных ценностей; заключение с этими лицами в установленном порядке письменных договоров о материальной ответственности; увольнение и перемещение материально ответственных лиц по согласованию с главным бухгалтером предприятия;

8. определение перечня должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со складов материалов, а также выдавать разрешения (пропуска) на вывоз с предприятия материальных ценностей.

Для оценки состояния внутреннего контроля в области хранения запасов необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Возможны ли хищения и необоснованные потери на предприятии?

Хищение запасов возможно, лишь в очень редких случаях, так как все склады охраняются и тем более они оснащены сигнализацией. Необоснованные потери запасов практически исключены, так как завод использует такие материалы, которые не портятся и при правильном условии хранения не теряют своих свойств. Исключения составляет цемент и песок. Они обладают такими свойствами, что может выветриваться. Поэтому они периодически списывается в пределах норм.

2. Надежны ли помещения на которых хранится готовая продукция?

Склады на которых хранятся товары надежны. Они оснащены сигнализацией, а все остальные стихии им не подвластны по тому, что продукция может хранится даже на открытом воздухе.

3. Могут ли использоваться запасы без должного отражения в учете?

Запасы могут быть использованы без должного отражения в учетных регистрах, так как это такое производство где нельзя произвести контрольный запуск сырья и материалов.

Состояние внутреннего контроля можно оценить как среднее, так как предприятие занимается таким видом деятельности, что проследить за сохранность материалов до деталей не возможно.

Система Внутреннего Контроля на «Декафом» недостаточно эффективна, т.к. контролируются не все участки хранения запасов. К таким участкам относятся:

- невозможность производить контрольный запуск сырья и материалов;

- отсутствие методов борьбы с хищением сырья с ямы, т.к. они находятся не в помещении и охранять их невозможно;

- отсутствие систем проведения инвентаризации,т.к. инвентаризацию необходимо проводить в зимний период, а склады ГСМ и мелких деталей –холодные. Тем более, что много продукции предприятия хранится на открытых площадках. В связи с этим проинвентаризировать запасы в зимний период невозможно.

Данные недочёты связаны с тем, что Система Внутреннего Контроля не соответствует масштабам деятельности предприятия. Это связано с тем, что на предприятии нет специально набранного персонала, который должен заниматься охраной. Охранники – дежурные рабочие цеха. С ними не заключен договор о материальной ответственности, и можно сказать, что они ни за что не отвечают.

На ЗАО «Декафом» всего один кладовщик. Для такого предприятия кладовщиков должно быть больше. Это затрудняет быстрый отпуск продукции, т.к. кладовщик занимается ещё и приёмом и отпуском материалов со склада. В бухгалтерии используется оперативно- бухгалтерский метод учета материалов. У кладовщика компьютера нет. Это создаёт большие неудобства - замедление подачи информации в бухгалтерию. Кладовщик составляет не только материальный отчёт, но и отчёт по отгрузке продукции. Следовательно, на кладовщика возложено много обязанностей и отчетности.

Поэтому неудобство представляет то, что производственный склад находится в здании цеха, и можно сказать, что как только материал поступил в производственный цех, он уже может расходоваться. А по документам он сначала поступает на подотчёт кладовщика, а затем на подотчёт начальника цеха. Из этого следует, что проследить за необоснованным использованием материалов невозможно.

 Главной рекомендация для предприятия является то, что в штат необходимо взять еще одного кладовщика. Данный кладовщик должен заниматься работой в цехе по отпуску готовой продукции со склада и приему продукции из производства. Один кладовщик не способен справляться со всеми обязанностями и по приему и отпуску материалов и готовой продукции. Принятие нового кладовщика сократит время погрузки товаров и отпуск их с завода, а также быстрее будут приниматься материалы на склад.

Кроме кладовщика необходимо ввести в штат службу охраны, так как на предприятии эту функцию выполняют рабочие цеха. Они дежурят поочередно и с ними не заключены договора о материальной ответственности. Следовательно, по сути они ни за что не отвечают.

 

2.3. Инвентаризация как способ контроля

 

Для обеспечения контроля и сохранности материальных ценностей в ЗАО «Декафом» не реже одного раза в год проводится их инвентаризация. Составленные при проверке инвентаризационные описи типовой формы подписываются членами комиссии. Материально ответственные лица подтверждают правильности составления документа и дают расписку в том, что проверка произведена в их присутствии и претензий к комиссии нет.

Основными целями инвентаризации являются:

выявление фактического наличия имущества;

сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

проверка полноты отражения в учете обязательств.

В процессе счетной обработки данных инвентаризации с целью выявления ее результатов в бухгалтерии заполняются сличительные ведомости. В условиях автоматизации учета они не составляются, так как вся информация об остатках и движении материальных ценностей по местам хранения формируется автоматически и выдается по запросам пользователей на экран дисплея.

Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т. д.).

В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на "..." (дата)", что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Материально-ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее, чем в двух экземплярах.

Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

Руководитель ЗАО «Декафом» должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.

При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально-ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к описи.

Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально-ответственных лиц.

Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом.

Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток.

Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т. д.) эти ценности показаны.

Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами.

В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.

На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица. В конце описи материально-ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально-ответственных лиц, принявший имущество, расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества.

На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.

Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

В тех случаях, когда материально-ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т. п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.

Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств согласно Методическим указаниям, либо формы, разработанные министерствами, ведомствами. В частности, при инвентаризации рабочего скота и продуктивных животных, птицы и пчелосемей, многолетних насаждений, питомников применяются формы, утвержденные Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации для сельскохозяйственных организаций.

По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально-ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т. п., где проводилась инвентаризация.

Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций.

В межинвентаризационный период в организациях с большой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки.

Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, проводимые в межинвентаризационный период, осуществляются инвентаризационными комиссиями по распоряжению руководителя организации.

Товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).

Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении.

При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально-ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (например, опломбировывается) и комиссия переходит для работы в следующее помещение.

Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально-ответственных лиц ЗАО «Декафом» проверяет фактическое наличие товарно-материальных ценностей путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально-ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

Товарно-материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально-ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации.[1]

Эти товарно-материальные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации". В описи указывается дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка "после инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.

При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя ЗАО «Декафом» и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации товарно-материальные ценности могут отпускаться материально-ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.

Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации". Оформляется опись по аналогии с документами на поступившие товарно-материальные ценности во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.

Инвентаризация товарно-материальных ценностей отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

На счетах учета товарно-материальных ценностей, не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально-ответственных лиц (в пути, товары отгруженные и др.), могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами: по находящимся в пути - расчетными документами поставщиков или другими их заменяющими документами, по отгруженным - копиями предъявленных покупателям документов (платежных поручений, векселей и т. д.), по просроченным оплатой документам - с обязательным подтверждением учреждением банка; по находящимся на складах сторонних организаций - сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации.

Предварительно должна быть произведена сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами. Например, по счету "Товары отгруженные" следует установить, не числятся ли на этом счете суммы, оплата которых почему-либо отражена на других счетах ("Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и т. д.) или суммы за материалы и товары, фактически оплаченные и полученные, но числящиеся в пути.

Описи составляются отдельно на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других организаций.

В описях на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского учета.

В описях на товарно-материальные ценности, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводятся наименование покупателя, наименование товарно-материальных ценностей, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа.

Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других организаций, заносятся в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение. В описях на эти ценности указываются их наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов.

В описях на товарно-материальные ценности, переданные в переработку другой организации, указываются наименование перерабатывающей организации, наименование ценностей, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата передачи ценностей в переработку, номера и даты документов.

Тара заносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.).

На тару, пришедшую в негодность, инвентаризационной комиссией составляется акт на списание с указанием причин порчи.

Сличительные ведомости составляются по имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных.

В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.

Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей.

На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.

Сличительные ведомости могут быть составлены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и вручную.

Выявленные излишки материальных ценностей приходуются на дебет счета 10 «Материалы» (по соответствующему субсчету), а сумма их зачисляется на финансовые результаты по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы». Недостачи списываются на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» по фактической себестоимости (по частично испорченным материальным ценностям в сумме фактических потерь), следующим образом:

в пределах предусмотренных договоре величин – на счета учета материальных ценностей (при выявлении их на стадии заготовления); на счета учета затрат на производство (в пределах норм естественной убыли); на счета расходов на продажу при выявлении их в процессе хранения и продажи);

сверх норм естественной убыли, потерь от порчи, а также при хищении, когда установлены конкретные виновники, - на дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 3 «Расчеты по возмещению материального ущерба»;

сверх норм естественной убыли и потерь от порчи, а также при хищении, когда конкретные виновники не установлены, либо при отказе суда во взыскании вследствие необоснованности исков – на дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Следует отметить, что списание недостач и хищений с кредита счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» на дебет счетов затрат на производство или расходов на продажу осуществляется по фактической себестоимости. Однако снабженческие, сбытовые и торговые организации, которые ведут учет недостающих ценностей по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» по продажным ценам, сумму списаний на расходы на продажу корректируют дополнительной записью со счета 42 «Торговая наценка» (на сумму скидок, накидок), приходящихся на стоимость недостающих ценностей.

Если недостачи с виновных лиц взыскиваются по ценам, превышающим балансовую стоимость материалов (фактическую себестоимость), то разница между этими ценами и фактической себестоимостью этих материалов отражается бухгалтерской записью:

Д-т сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 3 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

К-т сч. 98 «Доходы будущих периодов»;

по мере взыскания с материально ответственного лица или виновника недостачи причитающейся суммы эта разница списывается –

Д-т сч. 98 «Доходы будущих периодов»

К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы».

Недостачи, выявленные в процессе инвентаризации в текущем году, но относящиеся к прошлым периодам и признанные материально ответственными лицами, отражаются бухгалтерской записью:

Д-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

К-т сч. 98 «Доходы будущих периодов»;

одновременно на сумму недостач –

Д-т сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 3 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

К-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;

по мере погашения задолженности –

Д-т сч. 98 «Доходы будущих периодов»

К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы».

В результате инвентаризации уточняются фактическое наличие и оценка материально-производственных запасов, что необходимо для составления отчетности.

Когда ЗАО «Декафом» проводит оценку материально-производственных запасов, то ее результат утверждается руководителем организации и списывается сразу на счет 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету этого счета отражается сумма уценки, т.е. дебетуется счет 91 «Прочие доходы и расходы» и кредитуется счет 10 «Материалы», а по кредиту данного счета показывается сумма дооценки, т.е. дебетуется счет 10 «Материалы» и кредитуется счет 91 «Прочие доходы и расходы». В аналитическом разрезе к счету 91 «Прочие доходы и расходы» может быть открыт отдельный субсчет для отражения результатов переоценки. Соответственно сальдо счета 91 "Прочие доходы и расходы» списывается на счет 99 «Прибыли и убытки».

При проведении инвентаризации перед составлением бухгалтерского баланса может быть выявлено снижение стоимости материальных ценностей по сравнению с их рыночной стоимостью (например, переоценка вследствие устойчивого снижения рыночных цен, снижение потребительских свойств при хранении запасов и т.п.).

Для обобщения информации об отклонениях стоимости сырья, материалов, топлива и других ценностей организациям предоставлено право формировать соответствующий резерв, отражаемый на счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей». Этот счет применяется также при выявлении снижения стоимости других средств в обороте – незавершенного производства, готовой продукции, товаров и т.п. Иными словами, в соответствии с требованием осмотрительности организации в отчетном периоде страхуется от необходимости признания в будущем убытков, которые относятся к данному отчетному периоду.

Образование резерва под снижение стоимости материальных ценностей отражается в учете записью:

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет ««Прочие расходы»

К-т сч. 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей".

При неиспользовании резерва в начале периода, следующего за отчетным, зарезервированная сумма восстанавливается, т.е. дебетуется счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» и кредитуется счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы». Тем самым переходящие остатки материальных ценностей отражается в учете не по сниженным ценам, а исходя из предположения, что они будут полностью израсходованы в течение следующего отчетного периода.

Материально-производственные запасы показываются в бухгалтерском балансе по отдельном статьям в соответствии с их классификацией исходя из способа использования в производстве продукции (работ, услуг) и иной деятельности.

По состоянию на конец отчетного года материально-производственные запасы отражаются в балансе в зависимости от принятого метода оценки запасов, по средней себестоимости, по себестоимости первых или последних по времени приобретений.[№5, с 254-257]

 

3. Анализ производственных запасов в ЗАО «Декафом»

 

3.1. Анализ обеспеченности производственных запасов

 

Необходимым условием выполнения планов по производству продукции, снижению ее себестоимости, росту прибыли, рентабельности является полное и своевременное обеспечение ЗАО «Декафом» сырьем и материалами необходимого ассортимента и качества.

Рост потребности предприятия в материальных ресурсах может быть удовлетворен экстенсивным путем (приобретением или изготовлением большого количества материалов и энергии) или интенсивным (более экономным использованием имеющихся запасов в процессе производства продукции).

Первый путь ведет к росту удельных материальных затрат на единицу продукции, хотя себестоимость ее может при этом и снизится за счет увеличения объема производства и уменьшения доли постоянных затрат. Второй путь обеспечивает сокращение удельных материальных затрат и снижение себестоимости единицы продукции. Экономное использование сырья, материалов и энергии равнозначно увеличению их производства.

Задачи анализа состояния, обеспеченности и использования материальных ресурсов:

- оценка потребности в запасах, определение оптимального уровня запасов;

- оценка обеспеченности предприятия материальными ресурсами;

- оценка оборачиваемости материальных ресурсов;

- оценка использования материальных ресурсов.

Источниками информации для анализа материальных ресурсов являются план материально-технического снабжения, заявки, договоры на поставку сырья и материалов, формы статистической отчетности о наличии и использовании материальных ресурсов и о затратах на производство, оперативные данные отдела материально-технического снабжения, сведения аналитического бухгалтерского учета о поступлении, расходе и остатках материальных ресурсов и др.[№6, с 322-323.]

Уровень обеспеченности ЗАО «Декафом» сырьем и материалами определяется сравнением фактического количества закупленного сырья с их плановой потребностью. Необходимо также проверить обеспеченность потребности в завозе материальных ресурсов договорами на их поставку и фактическое их выполнение.

Проверяется также качество полученных материалов от поставщиков, соответствие их стандартам, техническим условиям и условиям договора и в случаях их нарушения предъявляются претензии поставщикам. Особое внимание уделяется проверке выполнения поставок материалов, выделенных предприятию по госзаказу, и кооперированных поставок.

Анализ использования материальных ресурсов является одним из разделов управленческого анализа, цель которого – качественная оценка количественных изменений в производстве. При управленческом анализе ставятся следующие задачи:

- Общая оценка материальных затрат в себестоимости продукции;

- определение фактора норм и цен, влияющих на изменение материальных затрат;

- выявление резервов в себестоимости при производстве продукции;

- разработка мероприятий по снижению себестоимости;

- влияние изменения структуры потребляемого сырья.

Задачи анализа обеспеченности и использования материальных ресурсов:

а) оценка реальности планов материально-технического снабжения, степени их выполнения и влияния на объем производства продукции, ее себестоимость и другие показатели;

б) оценка уровня эффективности использования материальных ресурсов;

в) выявление внутрипроизводственных резервов экономии материальных ресурсов и разработка конкретных мероприятий по их использованию.

Объем и качество выпускаемой ЗАО «Декафом» продукции определяется полнотой и совместимостью обеспечения его соответствующими производственными запасами. Анализ материально-технического обеспечения предприятия следует начинать с изучения плана снабжения. При этом требуется выявить: по всей ли номенклатуре потребляемых материалов, сырья и технических средств имеется план снабжения; правильно ли определена потребность в материальных ресурсах; каковы намеченные источники покрытия потребностей; как доведен плат снабжения до цехов, участков и служб. Вначале проверяются наименования всех видов ценностей, включенных в план снабжения. Максимальным показателем здесь служит полное совпадение номенклатуры потребляемых ценностей с их перечнем, включенным в план снабжения. Минимальное необходимое требование к полноте плана по номенклатуре - это наличие в нем тех видов материальных ресурсов, которые обусловливают объем и ритм производства, а также особо дефицитных и новых, более прогрессивных видов, заменяющих устаревшие и менее эффективные.

Количественной характеристикой полноты плана будет служить процентное отношение суммы поступления тех ценностей, которые включены в пла


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: