Как известно, на широком брюшке любого кита или акулы обязательно найдется несколько рыбок-прилипал - любителей путешествовать «на халяву». Обрастают ракушками и водорослями корабли в дальнем плавании... Вот и системная плата со временем обросла кучей собственных «приживальщиков» - когда-то они были отдельными устройствами, ну а теперь это всего лишь «довески». Хотя и очень полезные - чем больше их, тем солиднее выглядит в наших глазах системная плата.
Как правило, большинство таких устройств представлены на системной плате в виде контроллеров и кодеков - небольших специализированных микросхем, входящих в состав чипсета.
Звук. Встроенный звук уже несколько лет считается обязательным компонентом любой системной платы. Чаще всего «озвучкой» занимается небольшая микросхема-кодек, который берет на себя часть забот по переводу цифровых данных в аналоговые сигналы - и наоборот. Только часть - поскольку большая часть работы ложится на центральный процессор. Существуют два основных варианта встроенных кодеков: кодек старого образца под названием АС 97 и новый, улучшенный кодек HDA (Нigh Definition Audio). Существует и третий вариант: некоторые фирмы-производители предпочитают устанавливать на свою плату полноценную микросхему для работы со звуком, как правило, производства Creative, SIS или C-Media. Этот вариант в ряде случаев дает некоторое улучшение качества звучания, а заодно - и ряд дополнительных возможностей. К сожалению, далеко не все производители указывают, какой именно тип звуковой подсистемы имеется на их плате. И нам остается ориентироваться лишь по косвенным признакам - таким, как количество каналов. Если ваша плата поддерживает восьмиканальный звук (7.1), есть шанс, что на ней установлен кодек нового образца.
|
|
Сеть. Она давно уже заняла в наших компьютерах место модема - большинство современных «персоналок» сегодня объединены в сети. Так что контроллер для подключения локальной сети должен быть обязательно - вопрос лишь в том, какого стандарта. Чаще всего системные платы оснащены 10/100 мегабитным контроллером - его вполне достаточно для работы в нынешних сетях. Но можно выбрать и более современный вариант Gigabyte Ethernet, способный передавать данные со скоростью до 1 Гбит/с, то есть в десять раз быстрее! Реально эта скорость вам понадобится только в том случае, если вы объединяете в сеть компьютеры, каждый из которых оснащен именно таким контроллером. Но его наличие свидетельствует об относительной новизне вашей платы.
Графика. В некоторых чипсетах имеется также и встроенная видеосистема (заменяющая вцдеоплату), мощности которой вполне достаточно для обычной двухмерной графики. А в ряде случаев (например, у NForce 4) «встроенная» видеоnлaта может конкурировать и с отдельной видеоплатой низшего ценового класса. Этот вариант идеален для покупателей офисных и домашних компьютеров, для игровые возможности не слишком важны.
|
|
Контроллер RAID. Платы, снабженные этим контроллером, позволяют объединять несколько жестких дисков в единый «массив». Стандартным: он не является, и не стоит беспокоиться, если ваша материнская плата им не оснащена.
Слоты
Но сколько бы приживальщиков ни приютила системная плата, сколько бы функций ни взяли бы на себя её микросхемы, все равно всех проблем наша «материнка» решить не в состоянии. Поэтому ей волей-неволей приходится сотрудничать с другими платами, которые устанавливаются в специальные щелевидные разъемы слоты.
Разъемы-«слоты» стандарта PCI. Вообще-то РСI - это стандарт не только слота, но и самой шины у (канала для передачи данных между устройствами компьютера). Вот уже десять лет слоты РСI остаются основным стандартом для подключения внешних плат - (звуковая карта, встроенный модем, дополнительные контроллеры и т. д.). На современной материнской плате слотов PCI, как правило, три или четыре. Разъемы РС - обычно самые короткие на плате, белого цвета, разделенные своеобразной «перемычкой» на две неравные части. На сегодняшних материнских платах старые РСI -слоты сочетаются с новыми разъемами - РСI - Express.
Разъемы-«слоты» стандарта PCI Express (PCI-X). Долгое время скорость передачи данных по шине РСI казалась вполне достаточной – как - никак, целых 133 Мб/с! Но постепенно именно пропускная способность шины становилась «слабым звеном», не позволявшим существенно увеличить производительность компьютера.
Назрела и другая проблема, связанная с самой архитектурой шины. Как известно, шина РСI предлагает параллельное подключение устройств - т. е. теоретически у каждой платы, установленной в компьютер, и у каждого подключенного к нему устройства имеются равные права на доступ к памяти и ресурсам процессора. А чем это чревато? Тем, что интересы разных плат начинают сталкиваться, как интересы различных мафиозных группировок в борьбе за новый рынок. То тут, то там разгораются конфликты, вспыхивают перебранки... Конечно, существует механизм предотвращения подобных неприятностей - компьютер пытается управлять ситуацией с помощью механизма прерываний, самостоятельно решая, какое устройство допустить к ресурсом, а какое - поставить в очередь. Но работает он не всегда эффективно, поскольку прерываний всегда недостаточно, а на контроль над устройствами уходит немалая часть и без того дефицитных ресурсов.
Последовательная шина, при работе с которой устройства подключаются в цепочку, одно за другим, от этих проблем избавлена. Как работает такая схема, мы можем увидеть на примере USВ-устройств - на один-единственный канал связи вы можете навесить цепочку из 128 устройств! И ничего - хватило бы питания и пропускной способности шины...
В итоге два года назад компания Intel приняла решение о создании новой шины, последовательной и быстрой. Новая шина носит название PCI~ Express, а ее скоростной показатель составляет около 4 Гб/с! Каждому подключенному к новой шине устройству выделяется собственный канал передачи данных (его пропускная способность ограничена 250 Мб/с). При этом, в случае необходимости, возможно использование нескольких каналов сразу, что происходит, например, при передаче данных к видеоплате.
Помимо уже перечисленных достоинств новой шины, у РСI - Express есть еще несколько козырных тузов в рукаве - в частности, возможность «горячей замены» любого подключенного к ней устройства. Вынуть плату из работающего компьютера и вставить новую, не выключая системный блок еще недавно это казалось абсолютной фантастикой!
|
|
Как и раньше, на плате PCI-Express вы увидите два типа слотов для подключения дополнительных плат: короткие PCI-Express x 1 (скорость передачи данных - 250 Мб/с) и более длинные PCI-Express x16, поддерживающие скорость передачи до 4 Гб/с! Понятно, что более быстрый разъем предназначен для видеокарты... Кстати - самые дорогие платы, построенные начипсетах NVIDIA (с поддержкой режима SLI) и AТI (с поддержкой технологии Crossfire), позволяют установить не одну, а сразу две видеокарты. Эта технология - бальзам на душу геймеров с завышенными требованиями и излишне тугим кошельком - стала одной из самых модных фишек этого года.
Тут же возникает вопрос - а можно ли будет использовать на новых системных платах, оснащенных PCI-Express, старые устройства? Ведь не расставаться же из-за этого с любимой звуковой платой! Увы, полной совместимости не получилось - видеоплату, в любом случае, вам придется менять. А вот другие РСI-платы можно смело подключать к стандартным разъемам, которые будут сохранены на системных платах еще в течение нескольких лет.
Разъем Advanced Graphic Port (AGP). Устаревший разъем для видеоплат Обычно располагается правее стандартных РСI-разъемов, и отличается от них внешним видом (он чуть короче) и цветом. Впрочем, само наличие этого разъема на плате - не самый лучший признак.
Слоты для установки оперативной памяти - от слотов для установки плат эти разъемы (как правило, белого цвета) легко отличить хотя бы по наличию специальных замочков-«защелок». Слотов для установки оперативной памяти на любой плате может быть от двух до четырех, что позволяет установить от 512 Мб до 4 Гб оперативной памяти. Обратите внимание, что слоты четко привязаны к типу оперативной памяти - т. е. установить в слот для памяти DDR модули DDR 2 вы просто не сможете. Очень редко бывает так, что на материнской плате имеются слоты для установки нескольких видов оперативной памяти (например, два слота для DDR и два - для DDR 2). Однако даже в этом случае вы можете установить на материнскую плату память только одного типа.
|
|
Контроллеры
Согласно словарю, контроллером называется своеобразная «точка входа», устройство для подключения к материнской плате внешних устройств и управления ими. Таких контроллеров на системной плате - множество. Основные из них:
|
Контроллеры IDE. Контроллеры IDE предназначены для подключения к материнской плате внутренних устройств хранения и чтения информации жестких дисков, дисководов DVD и CD-ROM и т. д. На большинстве системных плат, где еще сохранились контроллеры IDE, их установлено два - при этом к каждому из них можно подключить до двух устройств: ведущее (Master) и ведомое (Slave).
Первым ведущим всегда становится жесткий диск - ведь именно с него производится загрузка системы. Вторым ведущим, как правило, ставится дисковод DVD. Под старый «флоппи-дисковод» емкостью 1,44 Мб отведен специальный разъем, подключить какое-либо другое устройство к которому невозможно. Если вы собираете компьютер «с нуля» - откажитесь от IDE 8 пользу нового стандарта – Serial АТА
SerialATA. Новый стандарт интерфейса жестких дисков. Позволяет уйти от привычной схемы «Master/Slave»: к каждому разъему SerialATA подключается только одно устройство. К тому же интерфейс SerialATA позволяет передавать данные с большей скоростью, чем традиционный АТА (до 150 Мб/с). А самое главное - к каждому контроллеру SATA можно подключить только одно устройство! Проблема «ведущего-ведомого» и связанные с ней конфликты ушли в прошлое... Но зато разъемов стало резко не хватать. Поэтому, покупая новую, системную плату, проследите за тем, чтобы разъемов SATA на ней былокак можно больше. Контроллеры SATA, оснащенные поддержкой технологии RAID, позволяют объединять несколько жестких дисков в единый «массив».
Фирма - производитель материнской платы. Далеко не все возможности системной платы определяются моделью чипсета. Многое зависит и от производителя, во власти которого снабдить свое изделие новыми функциями. И нередко бывает так, что, заменяя одну материнскую плату на другую, пусть и собранную на основе того же чипсета, можно на 10-15 процентов повысить скорость работы вашего компьютера.
У каждого из популярных производителей системных плат есть свои особенности. Например, платы ASUSTeK отличаются стабильностью работы и отличной оснасткой, платы Abit традиционно предпочитают любители «разгона», фирменная «изюминка» плат Gigabyte - запасная микросхема BIOS, которая позволяет «оживить» плату после повреждения микропрограммы (например, в случае неудачной «перепрошивки» BIOS), а Albatron и Foxconn при невысокой цене показывают порой рекордную производительность. Впрочем, найти какую-то закономерность довольно трудно - так, у элитной ASUS встречаются откровенно провальные модели, а недорогие платы от MSI порой ставят рекорды скорости...
Порты
Мы уже познакомились с некоторыми контроллерами - специальными микросхемами, которые управляют подключенными к компьютеру дополнительными (внешними или внутренними) устройствами. Например, контроллерами SATA и IDE - к ним подключаются жесткие диски. Но все эти разъемы живут внутри компьютера и нашему, пользовательскому глазу (как и нашим шаловливым ручкам) в обычных условиях недоступны.
А вот порты - специальные разъемы для подключения внешних устройств - напротив, живут снаружи, на задней стенке системного блока.
USB. Через порт USB к компьютеру подключается сегодня подавляющее число устройств от МIDI-клавиатуры до принтера. А значит, этих портов должно быть как можно больше! Любая современная системная плата должна быть оборудована как минимум шестью портами USB 2.0 (этот стандарт обеспечивает скорость передачи данных до 480 Мбит\с, что в двадцать раз больше, чем у USВ-портов версии 1.1). Идеал - не меньше восьми портов, при этом два из них лучше вывести на переднюю панель вашего корпуса (если, конечно, там предусмотрены соответствующие гнезда). Старые платы, поддерживающие только стандарт USB 1.1, не стоит покупать даже по копеечным ценам - к ним вы не сможете подключить ни внешний жесткий диск, ни скоростной принтер.
IEEE 1394 (Firewire). Этот контролер, конкурирующий с USB 2.0, так жепредназначен для подключения внешних устройств с высокой скоростью передачи данных. Сегодня его используют в основном владельцы цифровых видеокамер, хотя на рынке уже появились и внешние накопители, поддерживающие этот стандарт. Обязателен для большинства плат, выпущенных сначала 2003 г.
BIOS
Любой человек, общающийся с компьютером, рано или поздно сталкивается с этим страшным словом из четырех букв. И, пожалуй, лучше познакомиться с ним рано, чем слишком поздно.
BIOS - это своего рода мост между миром «железа» и миром программ. Ибо, воплощаясь во вполне материальной микросхеме, BIOS представляет собой еще и программу - первую из программ, с которой начинает работать ваш компьютер непосредственно после его включения.
Расшифровка этой страшной аббревиатуры - Basic Input-Output System - Базовая Система Ввода-Вывода. Точнее - система контроля и управления подключенными к компьютеру устройствами. BIOS - это первый и самый важный из мостиков, связующий между собой «аппаратную» и «программную» часть компьютера. Случись с ним неполадка - и ваш компьютер даже не загрузится.
В BIOS заложены основные параметры, необходимые компьютеру для того, чтобы правильно распознать такие устройства как жесткий диск, на котором хранится вся ваша информация, оперативная память - сколько ее, какого она типа.
Подобно всем другим программам, BIOS устаревает... И наступает время, когда его нужно обновлять - например, при установке нового процессора. Сделать это можно, скачав с сайта производителя системной платы новую версию BIOS и программу - «прошивальщик». Хотя операция это, скажем сразу, рискованная и даже опасная - если в момент «перепрошивки» BIOS у вас внезапно отключится электричество, то материнскую плату придется отправлять в ремонтную мастерскую... То же самое может случиться, если вы «зальете» в вашу микросхему неправильную прошивку, предназначенную для другой модели системной платы.
Самый простой и надежный способ обновления ВIOS - воспользоваться специальной программой, которую вы можете найти на фирменном компакт-диске (он обязательно должен быть в коробке с системной платой). Например, вместе с платами ASUS поставляется программа ASUS Update, которая умеет самостоятельно скачивать со своего сайта новую версию BIOS
Скачать обновления BIOS можно а самостоятельно - но только учтите, что вам нужно точно знать марку. даже модификацию вашей системной платы!
В большинстве имеющихся на рынке материнских плат с чипсетами Intel, как правило, установлена «программная начинка» BIOS производства фирмы AWARD Software. Впрочем, каждая материнская плата имеет свои особенности, и BIOS платы ASUSTeK несколько отличается от установленного на плате Abit. А потому не слишком удивляйтесь, обнаружив в своем BIOS незнакомые настройки - вместо этого загляните в инструкцию к материнской плате.
Менять что-либо в BIOS без отчетливого понимания категорически недопустимо это может привести к тому, что компьютер откажется работать. В случае ошибочной установки какого-либо параметра и невозможности вспомнить ранее установленную величину, выберите раздел Load Setup Default в программе установки BIOS. Это позволит вашему компьютеру «прийти в себя» - хотя, возможно, и с некоторой потерей в производительности.
Оперативная память
В не слишком уж давние времена именно всеобщая нехватка и дороговизна оперативной памяти тормозила развитие программного обеспечения. И лишь благодаря стремительному - в десятки раз! - падению цен на микросхемы памяти сегодня мы можем позволить себе такую роскошь, как покупка памяти «про запас», с расчетом на будущее...
Что же такое «оперативная память»? Боюсь, что точнее определить сущность этой детали будет трудно. Оперативная память - это оперативная память и есть. Если внешне - несколько «черепашек» - чипов-микросхем, укрепленных на пластиковой полоске (все вместе это называется модулем оперативной памяти). А если копнуть глубже...
Отличие оперативной памяти от постоянной, дисковой - в том, что информация хранится в ней не постоянно, а временно. Выключил компьютер все содержимое оперативной памяти исчезло без следа. Оперативная память полигон, на котором компьютер проводит все свои операции. И, конечно же, чем шире этот полигон, тем лучше. Доступ к оперативной памяти осуществляется намного быстрее, чем к дисковой: «скорость», вернее, «время доступа» самого современного жесткого диска (винчестера) составляет 8-10 миллисекунд (мс). А современная оперативная память обладает временем доступа 3-7 наносекунд (нс). Разница - в сотни тысяч раз!
Как и процессоры-чипы, оперативная память используется в самых разных устройствах ПК - от видеоплаты до лазерного принтера. Микросхемы оперативной памяти в этом случае могут принадлежать к совершенно разным модификациям, однако все они относятся к типу динамической оперативной памяти (DRAM).
Оперативная память первых компьютеров сильно отличалась от той, с которой мы работаем сегодня. Первоначально для хранения информации использовались электронные лампы, а в 1953 г. появились так называемые «магнитные сердечники» - решетка из металлических проводов, на «узлах» которой имелось небольшое магнитное колечко. для записи информации по «строкам» И «столбцам» решетки пропускали электрический разряд. В месте их пересечения возникал направленный электрический ток, в зависимости от направления которого содержимое «ячейки» толковалось как 0 или 1.
Такая «память» могла хранить в себе от 2 до 64 тысяч «машинных слов» (каждое слово включало от 2 до 8 байтов) - по сегодняшним меркам эта величина просто смешна! И, тем не менее даже такая память-кроха позволяла выполнять сложнейшие научные расчеты и работала порой куда более эффективно, чем нынешние гигабайты ОЗУ на модных персоналках.
В 60-е гг. память «пересела» с громоздких магнитных сердечников на модные и компактные транзисторы. А в 1969 г. компания Intel - та самая, что через несколько лет удивит мир первым микропроцессором! – торжественно представила первую микросхему оперативной памяти емкостью 1 килобит!
С этого времени оперативная память выпускается в виде микросхем, собранных в специальные модули памяти. Сегодня самой большой популярностью пользуются 168-контактные модули DIMM, каждый из которых может вмещать до 2 гб оперативной памяти. Практически сегодня применяются модули трех типов - 256, 512 и 1024 Мб.
На большинстве материнских плат сегодня установлено три или четыре разъема для установки памяти. Модули в них можно устанавливать разного объема - скажем, два по 256 Мб, два - по 512. Однако желательно, чтобы модули при этом обладали одной и той же скоростью доступа (скажем, 6 нс) И были выпущены одним и тем же производителем. Особенно это важно, если вы имеете дело с новыми процессорами Pentium 4, которые способны синхронно и независимо работать сразу с двумя модулями.
Типы оперативной памяти. Типов «оперативки» существует около десятка. Все они используются в нашем ПК - но работают при этом на разных участках. Самая быстрая память - статическая SRAМ, используется в качестве кэш-памяти в процессорах. Скорость ее работы составляет около 6 Гб/с, что в несколько раз больше, чем у памяти другого типа. А происходит это потому, что статическая память способна сохранять информацию сколь угодно долго - до того момента, пока не исчезнет питание или в ячейки не будет загружена новая информация.
Но расходовать столь дефицитные и дорогие модули для создания общей оперативной памяти было бы слишком расточительно. Поэтому на этом фронте используется память другого типа - динамическая DRAМ. Она работает со скоростью до 800 Мб/с и требует постоянного обновления хранящейся ее в ячейках информации.
Среди динамической памяти тоже можно выделить несколько видов, но сегодня в компьютерах используются лишь два: DDR и DDR 2 SDRAM.
Аббревиатура DDR расшифровывается как double data rate– «двойная скорость передачи данных»: память этого типа, как и современные процессоры, способна «удваивать» оригинальную частоту шины памяти. Например, память DDR-333 работает на частоте шины всего в 166 МГц! Последняя модификация DDR SDRAМ поддерживает частоту 400 МГц (частота системной шины - 200 МГц).
Увы, даже этой скорости сегодня оказывается недостаточно: напомним, что последние версии чип сетов под процессоры Pentiиm 4 поддерживают частоту системной шины в 800 МГц, - в перспективе же ожидается ее увеличение еще, как минимум, вдвое! Вот почему именно память сегодня становится тем самым «узким местом», которое может свести на нет все преимущества мощного процессора.
Именно поэтому сегодня уже вовсю идет переход на память нового типа - быструю DDR 2, поддерживающую частоты до 667 МГц.
Кстати, иногда в название модулей выносится не частота системной шины, как у SDRAM, а пропускная способность (Мб/с). Поэтому, встретив в прайс-листе маркировки
· РС3200
· DDR400
Не удивляйтесь - они обозначают одно и то же!
Помимо частоты, типа и объема у модулей оперативной памяти есть еще. целый ряд других, не менее важных характеристик - ИХ, к сожалению, очень часто упускают из вида и продавцы, и покупатели. Об одной из них времени доступа - мы уже упомянули. Этот показатель измеряется в наносекундах (нс) и обозначает минимальное время, необходимое для доступа к содержимому ячейки памяти. Понятно, чем ниже эта величина, тем быстрее будет работать модуль.
Другая характеристика (или даже совокупность характеристик) называется тайминг. Записывается он обычно в виде следующей формулы:
2-3-3-6
Каждая из этих четырех цифр означает одну из важнейших характеристик модуля:
· СAS (Colиmn Address Strobe) Latency. Эта величина обозначает количество процессорных тактов, которые должны пройти перед чтением содержимого ячейки памяти.
· RAS-to-CAS Delay (Row Address Strobe). Задержка между сигналами «выбор строки» и «выбор столбца» при адресации ячейки памяти.
· RAS Precharge. Количество циклов, необходимое для обновления данных в ячейке (вспомните принцип работы DRAМ и ее главную «ахиллесову пяту»).
· Active to Precharge Delay - время задержки для подзарядки строки памяти.
Понятно, чем меньше каждая из цифр, входящих в тайминг, тем быстрее работает оперативная память. Вот только узнать эти цифры порой практически невозможно - если, конечно, их не указал сам производитель. К тому же ряд модулей может работать с более низкими таймингами, чем указано в их маркировке - нужные значения можно выставить в разделе Advanced Chipset Settings в BIOS Setup ). Но чаще всего такие эксперименты заканчиваются неудачей - «разогнанная» память начинает давать сбои и компьютер перестает загружаться.
Сколько же нужно памяти? Чем больше, тем лучше. Сегодня необходимо внести коррективы, благо память подешевела настолько, что даже малоденежный покупатель может без особого ущерба для своего кошелька укомплектовать компьютер хоть двумя гигабайтами оперативки... Конечно, необходимо это далеко не всегда. Жадные до памяти приложения, графические, видео- и звуковые редакторы такому изобилию только порадуются... А вот обычному офисному «софту» И играм такое раздолье явно не нужно. Во всяком случае, гигабайта оперативной памяти хватит всем... На ближайший год, до выхода Windows Vista. А там, как водится, наши персоналки вновь начнут страдать «склерозом».
Видеокарта
Работа с графикой - одна из самых трудных задач, которые приходится решать современному компьютеру. Сложные изображения, миллионы цветов и оттенков... Поэтому нет ничего удивительного, что для этой работы приходится устанавливать в компьютер фактически второй мощный процессор. Помните, в разделе, посвященном процессорам, мы говорили о специализированных «чипах-наместниках», «разгружающих» центральный процессор? Видеоплата - как раз первый и главный из таких «наместников», при выборе которого нужно быть особенно осторожным и внимательным.
Компьютер на одной плате - так с полным правом можно назвать эту самую сложную и многофункциональную из входящих в состав компьютера плат. Ведь помимо процессора она оснащена собственной оперативной памятью, работающей независимо от системной, собственной шиной передачи данных... Словом - полным джентльменским набором инструментов. И нечего удивляться, что и стоит видеоплата высшей категории, как целый компьютер.
Правда, в последние годы многие производители материнских плат начали встраивать в свои изделия собственное видеоядро, так что, теоретически, необходимость в отдельной видеоплате отпадает.
В ряде случаев таконо и есть, поскольку все пользователи делятся надве основные категории: одних совершенно не волнует, какого качествавидеоплата установлена в их компьютере, для других же именно этот вопрос жизненно важен. К первой группе относятся те, кто ограничивается работой с текстом, таблицами, простенькой графикой и, конечно же - Интернетом. Вторая, более многочисленная категория - это фанаты компьютерных игр, а также профессиональные дизайнеры.
Лет десять назад перечень обязательных функций видеоплат (видеокарт) состоял только из одной позиции - работа с обычной (двухмерной) графикой. И именно исходя из быстроты и качества работы в 2D-peжиме карточки и оценивались. Сегодня ситуация изменилась: все современные видеокарты способны быстро и качественно обрабатывать двухмерную графику и ждать каких-либо серьезных подвижек в этой области уже не стоит.
За вывод изображения на экран отвечает специальная микросхема цифро-аналогового преобразования RAМDAC (Random Access Memory Digita1to-Analog Converter) - именно от нее зависит, насколько правильными и насыщенными будут цвета, насколько четким будет изображение. Микросхем RAMDAC на плате может быть несколько - отдельный чип устанавливается для поддержки видеовыхода или выхода на второй монитор.
Частота работы RAМDAC определяет параметры видеорежима. Здесь же коротко скажем, что складывается видеорежим из трех параметров:
· Разрешения картинки (максимальное количество точек по горизонтали и вертикали).
· Частоты вертикальной развертки (ГГц).
· Количества отображаемых цветов (l6-битный или 24(32)-битный цвет).
RAМDAC современных видеоплат, как правило, работает на частоте 350 или 400 МГц. В последнем случае максимальный поддерживаемый им видеорежим - 2048х1536 точек (85Гц) при 32-битном цвете.
Кстати, здесь необходимо сказать пару слов о цветорежиме - точнее, о величинах, которые его характеризуют. Обычно в документации указывают не точное количество цветов, которое он способен отобразить, а разрядностьцвета -т. е. количeство битов, необходимое для передачи каждого оттенка.
16-разрядный цвет (Нigh Со1ог) заметно «грубее», чем True Со1ог. Однако не все жидкокристаллические мониторы поддерживают последний режим.
При работе же с обычными мониторами мы можем легко изменить как раз решение, так и цветовую палитру (как это сделать - читайте в главе «Настройка оформления Windows ХР»).
Вопреки расхожим мифам, скорость работы RAМDAC у дорогих и у дешевых моделей видеоплат практически одинакова - это значит, что получить хорошую двухмерную картинку можно на видеоплате любой ценовой категории. А вот качество работы RAMDAC может сильно различаться у разных производителей - например, популярные сегодня у домашних пользователей видеоплаты на основе чипсета NVIDIA значительно уступают в качестве выводимой картинки платам от Matrox (которые, правда, для игр непригодны вообще).
Точно так же не зависит качество «двухмерной» картинки от объема оперативной памяти - скажем, для хранения экранной картинки с приведенным выше разрешением и цветностью используется лишь 12 Мб оперативной памяти, в то время как сегодняшние платы оснащаются минимум 64!
Так зачем же нужны видеоплате мощнейшие процессоры, громадный объем оперативной памяти? Ответ прост - для игр. И только для них. Ведь большинство сегодняшних видеоплат рассчитаны прежде всего на любителей трехмерных «гонок» и «стреnялок» - а стало быть, именно за трехмерные способности платы мы и платим 90 процентов ее стоимости. Мысль о том, что это и есть самое главное достоинство видеоплаты, с успехом вдалбливали в сознание пользователей три последних года, так что не стоит удивляться, что даже не интересующийся, играми покупатель все чаще выбирает для своего компьютера модную (и дорогую) плату для игроманов.
Создание объемного, реалистичного изображения - задача непростая. Фактически, видеоплате приходится выполнять несколько сложных операций: строить «каркас» каждого трехмерного объекта, обшивать его подходящими кусочками изображения - текстурами, имитирующими листву, одежду, скалы, землю и т. д. А главное - быть готовой в любой момент, повинуясь желанию игрока, показать его с любой точки зрения: сверху, сбоку и иногда даже снизу! Причем, важно не просто показать объект с четырех сторон, но и - что самое сложное - воссоздать на экране его реальную, объемную модель. Сдвинулись вы на сантиметр - и трехмерный объект будет выглядеть несколько иначе. При этом видеоплата должна высчитывать не только две пространственные координаты для каждого пикселя, но и третью, которая характеризует удаленность объекта от наблюдателя. Но воссоздание объема - не самая сложная задача. Ведь даже самая объемная фигура будет выглядеть бледно и бесцветно, если не наложить на нее текстуру, т. е. просто раскрасить ее с помощью множества цветных объектов. Представьте, что у вас в руках некий болванчик-матрешка, на который вы можете нанести любой рисунок - как раз такой процесс и происходит в играх. для хранения текстур видеоплате требуется большой объем собственной оперативной памяти (до 256 Мб).
Не забудем и об игровых спецэффектах, поддержку многих из которых реализует все та же видеоплата. Например, сглаживание (Anti-Aliasing) контуров изображения, имитация тумана, пламени, рябь на водной глади, отражение в зеркале, тени и множество других. для поддержки игровых спецэффектов в процессор видеоплаты встраивают специальный «блок трансформации и освещения» (T&L), который позволяет получить просто фантастическое качество игрового изображения, а заодно и удорожает плату на несколько десятков долларов.
Наконец, еще один круг задач, которые призвана решать ваша видеоплата - обработка мультимедиа-информации. Многие платы сегодня поддерживают вывод изображения на телеэкран или, наоборот, прием изображения с внешнего источника - видеокамеры, видеомагнитофона или телевизионной антенны (эти операции выполняют соответственно видеовход и ТУ-тюнер). Кроме того, современной видеоплате приходится заниматься еще и декодированием «сжатого» видеосигнала, поступающего с дисков DVD.
Чипсет
Главным «мозговым центром» любой видеокарты является специализированный графический чип, микросхема, которая объединяет в себе «подразделения», ответственные за работу с обычной, двухмерной, и игровой трехмерной графикой.
Производительность трехмерных плат в трехмерных же играх характеризуют несколько величин, - например, сколько простых объектов, из которых состоит сложное графическое изображение (треугольников или пикселей) может прорисовать плата в секунду. Например, сегодняшние лидеры, платы на чипе GeForce 6800, могут выдавать не около 8 миллиардов пикселей в секунду!
Но существует и другой показатель скорости, который для новичков будет куда более понятен - количество «кадров», сменяющихся на экране в секунду (fгame per second - fps) на той или иной трехмерной игре. Чем мощнее видеоплата, тем большее количество fps вы получите. Хорошим показателем считается цифра в 70-100 fps при разрешении в 1600х1200 на таких современных играх, как Unreal Tournament 2004 или FarCry. Конечно, на скорость влияют и такие факторы, как тип используемого вами процессора, цветовой режим, а также использование различных спецэффектов и т. д.
Еще недавно число популярных чипсетов едва ли не зашкаливало за десяток, однако сегодня в живых остались лишь два лидера, каждый из которых имеет свой собственный козырь, призванный привлечь внимание покупателей.
Чипсeты NVIDIA (GeForce 7300/GеFогсе 7800). Платы на основе чипов NVIDIA считаются лучшим выбором для любителей игр, и именно они доминируют сегодня на рынке. Каждый чипсет NVIDIA выпускается в нескольких модификациях. Например, в серии GeForce 7 вы встретите следующие модели:
· GeForce 7300 GS
· GeForce 7800 GT
· GeForce 7800 Ultra
Номинально все эти чипсеты относятся к одному поколению, однако производительность плат на их основе может отличатся на десятки процентов! Впрочем, как и цена. Чаще всего VIР-модели плат стоимостью около 100 долл. выходят с маркировкой Pro или Ultra.
«Бюджетные» модели отличаются от VIР-плат более низкой частотой работы ядра и оперативной памяти, объемом и типом последней. В редких и самых тяжелых случаях - даже разрядностью шины памяти, в результате чего производительность платы падает до рекордных величин...
Еще одно различие между платами заключается в количестве конвейеров рендеринга (рендеринг - это процесс «прорисовки» изображения, его выдачи на экран). Например, у топ-моделей серии GeForce 7800 Ultra их 24, а у «бюджетных» моделей - всего 12 или даже 8.
Чипсеты AТI (Radeon х1300/х1500/х1800). Традиционно эти платы отличает отличное качество работы с цветом, а также целый спектр дополнительных мультимедиа-возможностей: некоторые модели АТI оборудованы не только видеовыходом, но и телетюнером и видеовходом! Кроме того, эти платы считаются лучшими для просмотра DVD - их аппаратный видеодекодер выше всяких похвал. Особенно это касается карт новой серии AVIVO, оснащенным аппаратным декодером видео высокой четкости (HDTV). Наконец, платы АТI обеспечивают отличное качество двухмерной графики, что позволяет рекомендовать их не только домашним пользователям, но и профессиональным дизайнерам.
Что же касается игровых характеристик, то платы на чипсетах АТI считаются несколько более капризными устройствами: для комфортной работы с новыми трехмерными играми иногда необходимо «подкрутить винтики» в их драйверах.
Также, как и в случае с чипсетами NVIDIA, в модельном ряду АТI есть «бюджетные» наборы микросхем (платы на их основе стоят до 150 долл.) например, Х1300 - и топ-модель «300-долларовой категории» Х1800.
Описанные выше чипсеты, конечно же, не исчерпывают всю палитру современных видеоплат. Однако существование аутсайдеров вполне оправданно - ведь не для всех трехмерные характеристики видеоплаты являются определяющими в процессе выбора. Для офисных компьютеров, например «трехмерность» не просто излишество, но и недопустимый, порой раздражающий фактор.