Принципы оптимизации состава показателей качественного состояния земель в системе ГКН

   В системе государственного землеустройства, мониторинга и учета земель государственный кадастр недвижимости (ГКН) в настоящее время играет особую роль. При этом многими участниками землеустроительного процесса значение государственного землеустройства, как основы организации рационального использования земель и их охраны, зачастую нивелируется.

Государство все меньше финансирует землеустроительные работы и переносит центр тяжести финансового обеспечения землеустройства на заинтересованные физические и юридические лица. Однако ни одно высокоразвитое государство, исходя из своих геополитических, социально-экономических и экологических соображений, не отказывается от управления земельными ресурсами через систему землеустройства.

Система государственного землеустройства включает в себя государственный кадастр недвижимости как основу технического учета земель, государственный мониторинг земель – как основу актуализации сведений о состоянии земель и непосредственно землеустройство – как основной механизм рационального управления земельным фондом.

К сожалению, на сегодняшний день из всей связанной системы государственного землеустройства финансируется только ГКН, хотя в развитых европейских странах в полной мере финансируется вся система землеустройства в целом.

Главными целями государственного земельного кадастра, в период действия 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» от 02.01.2000 являлись информационное обеспечение управления земельными ресурсами, землеустройства, контроля за использованием и охраной земель, др. На данный момент основными задачами ведения государственного кадастра недвижимости стали: сбор, систематизация, хранение, обобщение, обновление и предоставление пользователям информации о недвижимом имуществе. Иными словами, кадастр ради кадастра.

О ведущей роли государственного землеустройства в экономике государства неоднократно упоминают академики РАСХН С.Н. Волков, В.Н. Хлыстун, Н.В. Комов, многие ученые-землеустроители. Опыт зарубежных стран и элементарная логика говорят о том, что нельзя, закрыв глаза на реальность, двигаться дальше, государству нужно сосредоточить основное внимание и финансы не на кадастре, как таковом, а на более серьезной задаче – рациональное управление земельными ресурсами.

Современная система государственного кадастра недвижимости в Российской Федерации.

Государственный кадастр недвижимости является основным информационным ресурсом, обеспечивающим защиту прав на недвижимое имущество и управление земельным фондом. Поэтому проблемы системы ГКН оказывают влияние на интересы физических и юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления.

Для начала хочется отметить некоторые недостатки нынешней системы государственного кадастра, а так же ошибки, допущенные в области кадастра в последние годы и некоторые последствия неверной государственной политики в области кадастра. Можно долго рассуждать о плюсах и минусах сегодняшнего устройства системы ведения кадастра недвижимости, но можно сказать точно, что оно недостаточно эффективно.

В последние годы систему кадастра сильно лихорадит, бесконечно меняются руководители и начальники на местах под лозунгом борьбы с коррупцией, специалисты, отработавшие много лет в этой сфере, становятся ненужными. Все это отрицательно сказывается на процессе повышения эффективности этой системы и люди не ощущают каких-либо положительных сдвигов. Наоборот, когда что-то меняется, невольно думаешь, что выстраивается какая-то новая коррупционная схема. Но самое интересное, что схема, как таковая, не меняется, меняются лишь фигуры в ней. Вывод напрашивается сам собой - такой схемы и других подобных быть не должно.

Государственные чиновники повсеместно говорят о том, как полезен кадастр, отчитываются о сделанном, но умалчивают о том, что эта сфера погрязла в коррупции на всех уровнях, начиная от федерального, заканчивая муниципальным. Ни для кого не секрет, что внесение в государственный кадастр сведений об объектах недвижимости идет очень медленными темпами.

Постоянно перестраивается структура органов государственной власти в сфере кадастровых отношений, меняются названия подразделений, занимающихся вопросами ГКН, руководители разных уровней. Иногда складывается впечатление, что все это придуманная кем-то игра. Сложно подсчитать количество и оценить масштабы перестановок и переустройства за сравнительно короткий срок в этом управлении. Да и самого названия «Государственный кадастр недвижимости» еще недавно не существовало, а был государственный земельный кадастр и технический учет строений и сооружений.

Существующая система и производимые внутри нее действия и изменения не влияют положительно на результаты ведения государственного кадастра недвижимости. На примере нескольких территориальных управлений Росреестра и по РФ в целом, видно, что регистрация прав собственности на земельные участки, а также договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности идет очень низкими темпами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: