Методы оценки конкурентоспособности продукции

Обеспечение конкурентоспособности продукции на требуемом уровне предполагает необходимость её количественной оценки. Без такой оценки конкурентоспособности все предусматриваемые предприятием меры по поддержанию продукции (товара, услуги) на должном уровне окажутся бесполезными.

Оценка конкурентоспособности производится путём сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. За базу сравнения обычно принимается аналогичный товар, уже имеющийся на рынке и имеющий максимальный объем продаж и лучшие перспективы на будущее; или потребность покупателя.

Для оценки конкурентоспособности продукции используется 2 метода:

1. Дифференциальный

2. Комплексный.

Дифференциальный метод оценки основан на использовании единичных показателей, характеризующих техническое совершенство продукции.

При этом проверяют, достигнут ли уровень исследуемого образца в целом, по каким показателям он не достигнут, какие показатели наиболее сильно отличаются от эталонных (базовых) значений.

При дифференциальном методе рассчитывают относительные значения показателей по формулам:

(i = 1, 2, 3,...,n),                                                            (4.1)

 или

(i = 1, 2, 3,...,n),                                                            (4.2) где qi - единичный показатель конкурентоспособности по i-му параметру;

Pi - значение i-го параметра технического совершенства анализируемой продукции;

P – базовое (эталонное) значение i-го параметра;

n - количество выбранных показателей.

Из приведенных формул следует использовать ту, при которой увеличение относительного значения означает повышение технического уровня (качества) и конкурентоспособности продукции. Например, первую формулу можно использовать для оценки производительности, а последняя формула должна применяться при сравнении показателей материало-, энергоемкости и т.д.

При этом если технические параметры продукции не имеют физической меры (например: комфортность, внешний вид, соответствие моде), то для придания этим параметрам количественных характеристик необходимо использовать экспертные методы оценки в баллах.

Дифференциальный метод позволяет лишь констатировать факт конкурентоспособности анализируемой продукции или наличия у нее недостатков по сравнению с товаром - аналогом. Он может использоваться на всех этапах жизненного цикла продукции, особенно при ее сравнении с гипотетическим образцом. Однако он не учитывает влияние каждого параметра при выборе товара потребителем.

Комплексный метод оценки конкурентоспособности основывается на применении комплексных (групповых, обобщенных и интегральных) показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемой продукции и образца.

Расчет группового показателя по нормативным параметрам производится по формуле:

,                                                                             (4.3)

где Iнп - групповой показатель конкурентоспособности по нормативным параметрам;

qнi - единичный показатель конкурентоспособности по i-му нормативному параметру, рассчитывается по формуле (4.1);

n - число нормативных параметров, подлежащих оценке.

Если хотя бы один из единичных показателей равен 0 (то есть продукция по какому-либо параметру не соответствует обязательной норме), то групповой показатель также равен 0, что говорит о неконкурентоспособности данного товара на рассматриваемом рынке.

Расчет интегрального показателя конкурентоспособности производится по формуле:

                                                                            (4.8)

,                                                                        (4.9)

,                                                                                (4.10)

 

где К - интегральный показатель конкурентоспособности анализируемой продукции по отношению к изделию-образцу;

Iтп - групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;

Iэп - групповой показатель по экономическим параметрам;

qi - единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру, рассчитывается по формулам (2.1), (2.2), (2.3);

ai - весомость i-го параметра в общем наборе из n технических параметров, характеризующих потребность;

З, Зо - полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой продукции и образцу.

n - число параметров, участвующих в оценке

По смыслу показатель К отражает различие между сравниваемой продукцией в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат покупателя по приобретению и потреблению изделия.

Если К<1, то рассматриваемый товар уступает образцу по конкурентоспособности, а если К>1, то превосходит, при равной конкурентоспособности К=1.

Смешанный метод оценки представляет собой сочетание дифференциального и комплексного методов. При смешанном методе оценки конкурентоспособности используется часть параметров рассчитанных дифференциальным методом и часть параметров рассчитанных комплексным методом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: