Содержание
Введение
1. Риски и общие принципы проведения ревизии расчетов с персоналом по оплате труда
2. Организация процесса ревизии расчетов по оплате труда
3. Оформление результатов ревизии расчетов с персоналом по оплате труда
Заключение
Список литературы
Введение
В условиях рынка информация о финансовом состоянии и результатах деятельности экономических субъектов является предметом внимания различных пользователей. Предприятия, кредитные учреждения, биржи выступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, осуществлению инвестиций. Все участники сделок заинтересованы в том, чтобы получать и использовать достоверную информацию о своих партнерах для принятия обоснованных решений.
Контроль наряду с планированием, регулированием, учетом и анализом является одной из функций управления любого экономического субъекта. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначением является обеспечение соблюдения законодательства в процессе формирования и использования финансовых ресурсов, оценка экономической эффективности финансово-хозяйственных операций во всех звеньях экономики.
|
|
Рассматривая проблемы контроля учета труда и заработной платы, можно заметить, что одно только определение размера заработной платы может вызвать значительные затруднения у всех участников трудовых взаимоотношений. Работник всегда желает иметь как можно более высокий уровень дохода, тогда как работодатель стремиться сократить свои издержки.
Для большинства людей заработная плата является основным источником доходов. В то же время все предприятия и организации обязаны уплачивать единый социальный налог с фонда оплаты труда. Поэтому предприятия и организации, заинтересованы не только в снижении затрат на оплату труда, но и в уменьшении суммы обязательных отчислений с нее в социальные фонды, что позволит увеличить чистую прибыль предприятия. Это обуславливает необходимость проведения ревизии расчетов с персоналом по оплате труда.
Цель данной работы разобраться в необходимости проведения ревизии расчетов с персоналом по оплате труда, определить ее особенности и порядок проведения.
Риски и общие принципы проведения ревизии расчетов с персоналом по оплате труда
Расходы на оплату груда в большинстве случаев формируются организацией правильно — в соответствии с установленным тарифом (окладом) и отработанным временем. Это связано с достаточно сильным контролем за заработной платой как базой для начисления единого социального налога, правильность расчета которого проверяется налоговыми органами. С другой стороны, выплату заработной платы контролируют работники, которые знают причитающуюся им за работу сумму и при возникновении серьезных отклонений идут разбираться в бухгалтерию. Таким образом, к высокорисковым областям относятся ситуации, не контролируемые налоговыми органами или самими работниками:
|
|
• выплата заработной платы нелегально, «в конвертах»;
• выплата заработной платы неработающим лицам.
- «тасовка» оснований начислений, например скрывается факт простоя и работнику начисляется обычный тариф; вместо командировки в табеле отмечается обычный рабочий день и т.п. Расходы на заработную плату признаются неэффективными в
следующих случаях.
• не ведется работа по оптимизации численности персонала;
• система оплаты труда не стимулирует работника к повышению эффективности труда.
По многим причинам ревизоры избегают выявлять основной риск — наличие «заработной платы в конвертах». Объясняется это прежде всего сложностью сбора доказательной базы, к которой могут относиться неофициальные расчеты (в электронной и бумажной форме, гак называемая черная бухгалтерия), заявления и объяснения работников и должностных лиц. Фактически на наличие такою риска указывают слишком низкие заработные платы сотрудников. С появлением подозрения на «зарплаты в конвертах» тесно связан и другой вопрос — каков источник этих выплат? Источниками могут быть неучтенные доходы в наличной форме или учтенные доходы, «обналиченные» под видом каких либо расходов.
Выявление другого риска — выплаты заработной платы фактически неработающим людям — также находится на грани ревизии и расследования.
Остальные риски больше относятся к сфере оценки эффективности. Например, в большинстве случаев простои не фиксируют, чтобы не оформлять множество документов, как предусмотрено Трудовым кодексом (ТК). а оплачивают работнику обычный тариф. Ошибки здесь никакой не будет, так как ТК не запрещает оплачивать часы простоя по среднесдельной.
Другой аспект учета расходов на оплату труда — распределение расходов между себестоимостью и остатками незавершенного производства. Здесь имеется риск другого рода: заработная плата начислена работникам правильно, а вот расходы учтены неверно.
1. Выясните, как в проверяемой организации поставлен учет простоев, как регламентируются фиксация и оплата простоев, в чьи обязанности входит анализ потерь от простоев и т.д.
2. Если организация ведет работы или оказывает услуги, выясните, возможно ли включение расходов по заработной плате в расходы одного отчетного периода, а признание доходов от заказчиков — в следующем отчетном периоде; какие меры принимаются организацией для предупреждения такой ситуации.
3. Выясните, какова система заполнения табелей рабочего времени, выявлялись ли ошибки в табеле (например, указание рабочего дня вместо отметки о командировке), кто проверяет соответствие данных табеля факту (например, если человек вернулся из командировки раньше или позже даты, указанной в приказе, как это сверяется, ведь изменения в приказ не вносятся).
4. Выясните, как учитывается сверхурочная работа по факту, кто сверяет фактически отработанное работником время с указанным в табеле.
5. Повторите (по возможности) контрольные процедуры.
6. Сформулируйте вывод о состоянии внутреннего контроля на данном участке.
Иллюстрация. Повторное проведение контрольных процедур Можно начать с выявления ритмичности работы предприятия. Это Можно сделать путем опроса работников производственного отдела. В период наименьшей загрузки предприятия больше вероятность простоев, в период максимальной загрузки — сокрытия сверхурочных работ, сверх норм, предусмотренных ТК.
|
|
В период наименьшей загрузки (а при стабильной загрузке — в любом периоде) выберите одного-двух рабочих, работа которых «привязана» к какому-нибудь производственному процессу: компрессорщиков, формовщиков, трактористов и т.п. Попробуйте проанализировать соответствие данных о работе агрегата и рабочего. В большинстве случаев выясняется, что агрегат работал не все время, а рабочему каждый день ставили в табеле 8 ч. Организация может установить норматив работы машины, например даже 30% рабочего времени, но тогда необходимо решить, как оплачивать работу трактористу, если фактически он работает только треть дня. Этот вопрос должен быть решен без ссылок на сложность рыночной экономики; тем более что точная информация о фактической загрузке оборудования должна быть основой для принятия управленческих решений.
Для выявления факта простоев можно использовать документы, подтверждающие ремонт оборудования: установить дни проведения ремонта и сопоставить их с данными нарядов, закрытых за эти дни рабочим.
Риск «сдвига» учета расходов и доходов может возникать в организациях, ведущих работы или оказывающих услуги. Изданных о начислении заработной платы за последний отчетный месяц (если проверка за год, то этим месяцем будет декабрь) выберите работу одной-двух бригад (групп) или просто одного-двух человек из основного состава и попробуйте определить, над какими проектами они работали в декабре, выставлены ли счета за эти проекты заказчикам, в затраты какого года включены эти расходы.
Если оплата труда сотрудников не сдельная, а повременная, довольно трудно контролировать использование их рабочего времени. Некоторые компании вводят так называемые листы учета рабочего времени, в которых сотрудник расписывает, чем он занимался в каждом из двухчасовых интервалов; затем эти листы анализируются руководителем и службой внутреннего контроля.
Из авансовых отчетов за любой месяц возьмите документы на две-три командировки разных сотрудников; запросите табели учета рабочего времени этих сотрудников и сверьте даты их нахождения в командировке с данными табеля. Такую же сверку можно провести применительно к документам на оплату обучения с отрывом от производства, путевым листам при направлении водителей в многодневные поездки и т.д.
|
|