Изобразительное искусство

Изобразительное искусство древних египтян определялось их мировоззрением и культурой в целом.

Важная роль в искусстве принадлежала скульптуре. Все фигуры статуй были неподвижны, невозмутимы, их позы однообразны. В Древнем царстве сложились строго определенные типы статуй: фигуры изображались стоящими или сидящими, спина всегда была прямой, плечи – развернутыми, лицо было устремлено вдаль. Условной была и окраска: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины – желто-розовым, волосы и глаза у всех были черные, одежда – белой. Проявление в этом индивидуальной воли художника было строго ограничено. К этим общим для всех скульптурных статуй закономерностям следует добавить небольшой, но очень существенный штрих - портретные черты в передаче лица.

Статуи считались вместилищем души человека, были обращены к вечности и отличались величественностью и торжественностью.

Наиболее известны статуя фараона Хефрена из заупокойного храма в Гизе, стела вельможи Хунена, голова фараона Сенусерта III, парные статуи царевича Рахотепа и его супруги Нофрет из гробницы в Медуме.

Подтверждением высокой культуры Египта I тыс. до н.э. является скульптурный портрет жены Аменхотепа IV – царицы Нефертити. Гениальный скульптор Тутмес, начальник царской скульптурной мастерской, смог передать не только неповторимую индивидуальность черт этого удивительно красивого лица, но и ощущение динамики и полноты жизни, тонкость и глубину переживаний молодой женщины. 

Большое место в искусстве Древнего Египта занимают рельефы и росписи, которые украшали стены гробниц, заупокойных храмов, колонны, саркофаги.

При создании рельефов древние мастера также не выходили за рамки традиционного художественного канона: использовался прием плоскостного расположения фигуры, позы были условны и статичны. Однако во II тыс. до н.э. линии становятся более выразительны, фигуры – более гибки. Интересен своей масштабностью рельеф из Карнакского храма в Фивах, посвященный битве при Кадеше между войсками Рамсеса II и хеттами.

Рельефы в заупокойных храмах царей и в гробницах вельмож должны были прославлять их мощь, рассказывать об их деятельности. Изображение владельца гробницы поэтому делалось портретным. Примерами замечательных портретных рельефов могут служить деревянные рельефы вельможи, зодчего III династии Хесира (Каирский музей), передающие ярко индивидуальный образ волевого, энергичного человека.

На рельефах и в росписях очень часто встречаются сцены сельского труда, работы ремесленников, рыбной ловли и охоты, быта вельмож. Вельможу или царя показывают обычно крупным планом, изображая их очень большими, потому что они являются главными персонажами в композиции.

 Шедевром древнеегипетской росписи II тыс. до н.э. искусствоведы считают рельеф, изображающий фараона Тутанхамона с его юной женой в саду, выполненный на крышке ларца.

Высокого уровня достигло в Египте и декоративно-прикладное искусство. Великолепными образцами его являются сосуды и блюда из алебастра и хрусталя, фигурные туалетные ложечки из дерева и слоновой кости, всевозможные украшения – золотые браслеты, ожерелья и кольца. Эти изделия отличались изысканностью форм и тонкостью отделки.

Древние египтяне перед храмами и дворцами воздвигали высокие обелиски, которые нередко покрывались иероглифами. Перед заупокойными храмами также ставили сфинксов: каменное изображение существа с головой человека и телом льва. Голова сфинкса изображала фараона, а сфинкс в целом олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя.

Изобразительное искусство Древнего Египта отличалось яркими и чистыми красками. Раскрашивались архитектурные сооружения, сфинксы, статуэтки, скульптура, рельефы. Росписи и рельефы, покрывавшие стены гробниц, в деталях воспроизводили подробные картины благополучной жизни в царстве мертвых, повседневной земной жизни.

Наука

Наука являлась важнейшей частью египетской культуры: без научных знаний невозможно было нормальное ведение хозяйства, строительство, военное дело, управление страной.

В области научных познаний набольшее развитие в Древнем Египте получила математика. Она возникла из потребностей делопроизводства и хозяйственной жизни: из-за подъема воды в Ниле египтянам приходилось постоянно измерять земельные участки и восстанавливать их границы после каждого разлива. Они умели производить сложение и вычитание, умножение и деление, высчитать площадь круга, поверхность полушария и шара, рассчитать объем пирамиды.

Математика имела не только практическое, но и художественное применение. Некоторые из египетских росписей сохранили следы подготовительной работы. Такая методика свидетельствует, помимо остроумия технического решения и математической продуманности композиции, о том, что египтяне неплохо изучили пропорции и активно пользовались ими в живописи.

Древние египтяне также обладали некоторыми элементарными знаниями в области алгебры. На достаточно высоком уровне для того времени находилась геометрия.

Древние египтяне внесли существенный вклад в астрономию, создав точный календарь, построенный на наблюдении за небесными светилами. Началом года был день восхода самой яркой звезды – Сириуса, он совпадал с разливом Нила. Весь год состоял из 365 дней (36 декад), он делился на три сезона, в каждом сезоне было по 4 месяца. Месяц состоял из трех декад по 10 дней каждая. В конце года добавлялось пять дней. Такой календарь возник из сельскохозяйственных нужд, к нему привела необходимость вычислять периоды разлива Нила.

 Большим вкладом в астрономию было также деление суток на 24 часа. Уже во время Нового царства были известны водяные и солнечные часы. Египтяне также создали точные каталоги звезд и карты звездного неба. Практические астрономические наблюдения тесно переплетались с религиозными представлениями, связанными с почитанием многочисленных астральных богов.

Наиболее важным вкладом древних египтян в науку следует считать медицинские знания. Развитию медицинской науки способствовал обычай мумификации, во время которого жрецы и врачи могли изучать анатомию человеческого тела. Достижением древнеегипетской медицины можно считать учение о кровообращении. Уже в древнейший период была развита специализация врачей: различались врачи глазные, зубные, хирурги. Египтяне обобщали и систематизировали свои сведения в области медицины – сохранилось до настоящего времени несколько лечебников, содержащих наряду с рациональными рецептами множество колдовских. Несмотря на это, именно в Древнем Египте впервые в мировой истории возникла реальная медицина в современном значении этого слова.

Ко II тыс. до н.э. относятся и древнейшие географические карты – на одной из них дан подробный план золотых рудников в Восточной пустыне.

Из общественных наук наиболее важными были достижения в области исторических знаний: сохранились записи последовательности царствований и главнейших событий.

В III тыс. до н.э. при дворе фараона появились школы, в которых обучали будущих писцов. Позднее создаются школы при храмах, а со II тыс. до н.э. – при крупных государственных учреждениях. В школах занимались мальчики в возрасте от 5 до 16 лет, их обучали чтению, письму, счету, гимнастическим упражнениям, плаванию, хорошим манерам.

 

Заключение

Культура Древнего Египта прошла ряд последовательных стадий развития. Особого расцвета она достигла в эпохи Древнего, Среднего и Нового царства. Эти три периода определяют своеобразие древнеегипетской культуры.

Особенности культуры Древнего Египта состояли в следующем: раннее зарождение классовых отношений и государственности; изолированность страны в географическом положении, что затрудняло культурные заимствования извне; тесная связь искусства и религиозного культа, особенного заупокойного ритуала; характер природных условий долины Нила; консерватизм и традиционализм.

Культура Древнего Египта не только поражает разнообразием своих форм, но и имеет колоссальное значение для дальнейшего развития мирового процесса в области искусства, религии и науки.

Египетское искусство с характерной для него монументальной архитектурой, статичной скульптурой, оригинальной пейзажной живописью  явилось основой для античного искусства и европейской культуры в целом. Оно поражает своей грандиозностью, необыкновенными масштабами, величественностью и красотой.

Стоить отметить влияние Древнего Египта на греческую культуру: греческие законодатели во многом использовали опыт государственной организации этой страны. Египетская культура также оказала большое воздействие на развитие древнеримской культуры: культ египетской богини Исиды и  праздники древних египтян, связанные с культом Осириса, получили широкое распространение в Риме.

Таким образом, древнеегипетская культура породила замечательную и великую культуру Древнего Востока, которая заложила основу для последующего развития многих народов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: