| Наименование продукта | Единица измерения | Объем потребления (в среднем на одного человека в год) | ||
| Трудоспособное население | Пенсионеры | Дети | ||
| 1. ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ | ||||
| Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые) | кг | 152,0 | 119,0 | 96,0 |
| Картофель | кг | 123,6 | 90,0 | 118,0 |
| Овощи и бахчевые | " | 89,4 | 96,8 | 108,1 |
| Фрукты свежие | " | 16,7 | 13,6 | 41,0 |
| Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар | " | 20,3 | 18,8 | 23,9 |
| Мясопродукты | " | 31,5 | 22,7 | 28,5 |
| Рыбопродукты | " | 13,7 | 14,7 | 11,2 |
| Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко | " | 210,7 | 199,5 | 295,6 |
| Яйца | шт. | 166 | 90 | 170 |
| Масло растительное, маргарин и др. жиры | кг | 12,0 | 10,2 | 10,3 |
| Прочие продукты (соль, чай, специи) | " | 4,9 | 4,2 | 3,6 |
| 2. НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ | ||||
| Верхняя пальтовая группа | штук/лет | 3/7,6 | 3/8,7 | 3/2,6 |
| Верхняя костюмно-платьевая группа | штук/лет | 8/4,,2 | 8/5,0 | 11/2,0 |
| Белье | штук/лет | 9/2,4 | 10/2,9 | 11/1,8 |
| Чулочно-носочные изделия | пар/лет | 7/1,4 | 4/1,9 | 6/1,3 |
| Головные уборы и галантерейные изделия | штук/лет | 5/5,0 | 4/5,6 | 4/2,8 |
| Обувь | пар/лет | 6/3,2 | 6/3,5 | 7/1,8 |
| Школьно-письменные товары | штук/лет | 3/1,0 | 3/1,0 | 27/1,0 |
| Постельное белье | штук/лет | 14/7,0 | 14/7,0 | 14/7,0 |
| Товары культурно-бытового и хозяйственного назначения | штук/лет | 19/10,5 | 19/10,5 | 19/10,5 |
| Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства | процент общей величины расходов на непродовольственные товары в год | 10 | 10 | 10 |
| 3. УСЛУГИ | ||||
| Жилье | кв.м. общей площади | 18,0 | 18,0 | 18,0 |
| Центральное отопление | Гкал в год | 6,7 | 6,7 | 6,7 |
| Холодное и горячее водоснабжение и водоотведение | литров в сутки | 285,0 | 285,0 | 285,0 |
| Газоснабжение | куб.м. в месяц | 10,0 | 10,0 | 10,0 |
| Электроэнергия | кВт. Ч в месяц | 50,0 | 50,0 | 50,0 |
| Транспортные услуги | поездок в год | 619 | - | 396 |
| Другие виды услуг | Процент общей величины расходов на услуги в месяц | 15,0 | 15,0 | 15,0 |
Понятие качество трудовой жизни выражает совокупность конкретных условий, определяющих степень эффективности реализации трудового потенциала общества, предприятия, отдельного человека.
Главными условиями, обеспечивающими качество трудовой жизни (КТЖ), являются следующие:
1. Справедливое и надлежащее вознаграждение за труд.
2. Безопасные, здоровые и комфортные условия труда.
3. Непосредственная возможность использовать и развивать свои способности, возможность удовлетворять потребность в самореализации, в самовыражении.
4. Трудовая демократия и правовая защищенность работника.
5. Возможность профессионального роста и уверенность в будущем.
6. Достойное место работы в человеческой жизни.
7. Социальная полезность работы.
Доходы населения - совокупность денежных и натуральных средств для поддержания физического, морального, экономического и интеллектуального состояния человека на определенном уровне удовлетворения его потребностей и формируются за счет труда работников и других источников.
Совокупный доход включает все виды денежных доходов, а также стоимость натуральных поступлений, полученных от личного хозяйства и использованных на личное (домашнее) потребление. Кроме денежной составляющей совокупные доходы включают стоимость бесплатных услуг, получаемых за счет средств федерального и муниципального бюджетов и фондов предприятий. Это услуги здравоохранения, образования, дошкольного воспитания детей, дотации на жилье, транспорт, питание и т.п.
Общий доход – до уплаты налогов и обязательных платежей (брутто-доход).
Располагаемый доход – после осуществления указанных платежей (нетто-доход).
Номинальные доходы – это доходы, полученные в денежном выражении.
Реальные доходы – номинальные денежные доходы текущего периода, скорректированные на индекс потребительских цен.
Уровень среднего дохода определяют как среднеарифметическую величину, когда суммарный объем доходов делится на общую численность населения.
Медианный уровень дохода – это такой уровень, выше и ниже которого получают доход одинаковое количество работников или населения.
Домашнее хозяйство (домохозяйство) группа лиц (или одно лицо), проживающих (или проживающее) в одних и тех же помещениях, объединивших все свои доходы и материальные ценности (или их часть) и совместно осуществляющих расходы на потребление товаров и услуг, главным образом на жилье и продукты питания.
Показатель покупательской способности денежных доходов населения отражает потенциальные возможности населения по приобретению товаров и услуг и выражается через товарный эквивалент среднедушевых денежных доходов населения.
В зависимости от источников получения различают следующие виды денежных доходов: заработная плата и другие виды оплаты труда; социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии, материальная помощь и др.); поступления от продажи результатов собственного труда (например, от продажи продукции личного подсобного хозяйства); доходы от собственности (проценты по вкладам, ценным бумагам, дивиденды, арендная плата); предпринимательские доходы; заемные доходы (ссуды, кредиты); рисковые доходы (страховые возмещения, выигрыши и др.) и другие доходы.
Таблица 2.
Структура денежных доходов населения России (в %)
| Доходы | Годы | ||||||||
| 1992 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | |
| Денежные доходы – всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
| В том числе: оплата труда* | 73,6 | 64,5 | 62,8 | 66,5 | 66,4 | 64,9 | 66,4 | 62,9 | 64,6 |
| Социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии) | 14,3 | 13,5 | 13,1 | 14,0 | 14,8 | 13,4 | 13,2 | 13,9 | 15,3 |
| доходы от собственности | 1,0 | 4,5 | 6,5 | 5,3 | 5,7 | 5,5 | 7,1 | 6,8 | 5,8 |
| доходы от предпринимательской деятельности | 8,4 | 16,0 | 16,4 | 13,1 | 12,5 | 14,4 | 12,4 | 15,2 | 12,4 |
| другие доходы | 2,7 | 1,5 | 1,2 | 1,1 | 0,6 | 1,8 | 0,9 | 1,2 | 1,9 |
* Включая скрытую заработную плату
Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) характеризует степень неравномерности распределения всей суммы доходов между отдельными группами населения; его величина может варьировать от 0 до 1, при этом, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.

Рис 1. Использование совокупного дохода
Таблица 3.
Распределение доходов в России (в %)
| 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | |
| Покупка товаров и оплата услуг | 70,5 | 69,3 | 68,7 | 77,7 | 78,4 | 75,4 | 74,4 |
| Оплата обязательных платежей и взносов | 5,6 | 5,8 | 6,3 | 6,1 | 6,7 | 7,8 | 8,9 |
| Накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах | 5,5 | 4,9 | 2,4 | 2,5 | 5,3 | 7,6 | 9,0 |
| Покупка валюты | 14,8 | 18,6 | 21,0 | 12,1 | 7,8 | 6,4 | 5,7 |
| Остаток денег на руках | 3,6 | 1,4 | 1,6 | 1,7 | 1,8 | 2,8 | 2,0 |
Таблица 4.






