Глава 2. 2. Развитие органов управления туристкой деятельностью

В Санкт-Петербурге

Структура и функции органов управления туризмом

В Санкт-Петербурге

Современная политическая и социально-экономическая обстановка в России, даже несмотря на кризисные тенденции, характеризуется стабильностью, отсутствием ярко выраженных социальных конфликтов, что в свою очередь, создает благоприятные условия для развития внутреннего и въездного туризма.

Регулирование направлено как на объекты внутренней среды, так и на объекты внешней среды. Под внутренней средой следует понимать сферу туризма региона, которая связана с приемом туристов и оказанием туристических услуг местному населению, решившим совершить путешествие в другой регион страны или за рубеж. Объектами регулирования внутренней среды являются, в первую очередь, предприятия туриндустрии и объекты туристического интереса, инфраструктура дестинации (социальная, транспортная и инженерная), среда дестинации, муниципальные образования и органы местного самоуправления, образовательные учреждения, осуществляющие подготовку кадров для сферы туризма, общественные организации данной сферы и, наконец, население.[13]
     Каждый из перечисленных объектов имеет свою особенную роль в туристской деятельности, но только все они в совокупности определяют уровень развития туризма в регионе и его привлекательность для туристов. Поэтому в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся в сфере туризма региона, следует определять приоритетные объекты и осуществлять их первоочередное регулирование в наиболее целесообразных формах и наиболее действенными методами.

 

Рис. 1. Структура механизма государственного регулирования туризма субъектов Федерации[14]

В Санкт-Петербурге органы управления туристкой деятельностью представлены комитетом по инвестициям и стратегическим проектам[15].

Современная структура органов управления туризмом в Санкт-Петербурге представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Структура органов управления туризмом в г. Санкт-Петербурге.

Функции региональных органов управления во многом повторяют функции федеральных органов, которые были описаны выше.

Особняком в органах управления туризмом стоит Городской Туристско-Информационный Центр (ГТИЦ), который был создан весной 2000 года как единая государственная бесплатная информационная служба по туризму, первая в России[16].

Главными задачами ГТИЦ являются создание комфортной информационной среды для гостей и жителей города и продвижение туристского продукта Санкт-Петербурга на международном и российском туристских рынках.

Структура ГТИЦ:

· отдел информационной поддержки;

· справочно-информационный отдел;

· научно-методический отдел;

· отдел выставочной деятельности;

· издательско-полиграфический отдел;

· отдел по связям со СМИ и общественностью;

· агентство городского маркетинга;

· отдел координации (АГМ);

· отдел поддержки туристского сектора (АГМ);

· отдел продвижения и маркетинга (АГМ);

· конвенционное бюро (АГМ)

Отдел информационной поддержки и справочно-информационный отдел отвечает за:

· бесплатное предоставление информации петербуржцам и гостям города об объектах туризма;

· подготовку общей информации базы центра;

· распространение бесплатной печатной продукции (карты, путеводители, брошюры, журналы, газеты, рекламные буклеты);

· наличие информации о культурных событиях в Санкт-Петербурге и о городских мероприятиях;

· помощь иностранным туристам в экстренных случаях;

· продажу сувенирной продукции.

Научно-методический отдел отвечает за:

· предоставление информации о порядке аккредитации и ее проведение;

· организацию и проведение семинаров и учебно-методических экскурсий "Мастер-класс" для экскурсоводов и гидов-переводчиков.

· организацию курсов подготовки экскурсоводов для ведения обзорной экскурсии по городу

Агентство Городского Маркетинга [17]

АГМ создано в рамках программы развития Санкт-Петербурга как туристского центра на 2005-2010 гг., как одна из приоритетных мер по созданию благоприятного имиджа города на международном рынке туризма.

Контакт-центр для туристов (Tourist Helpline) отвечает за:

· помощь в экстренных ситуациях;

· бронирование;

· организация персональных услуг;

· транспорт;

· предоставление любой информации о возможном досуге;

· предоставление информации о религиозных учреждениях

Отдел продвижения и маркетинга отвечает за:

· размещение рекламных материалов в сети информационных павильонов, на Интернет-портале, на российских и международных выставках;

· разработку рекламных концепций и материалов;

· представление возможностей города на выставках и других и других мероприятиях;

· работу со средствами массовой информации, как отечественными, так и с зарубежными

· маркетинговую деятельность;

· создание имиджевых рекламных материалов о новых городских проектах, событиях и официальных мероприятиях;

· мониторинг объектов конгрессной недвижимости в Санкт-Петербурге;

Отдел Координации отвечает за:

· разработку стратегии развития туризма в городе;

· определение приоритетных проектов;

· взаимодействие с федеральными органами, такими как Федеральное Агенство по туризму;

· взаимодействие с другими городами и регионами РФ и потенциальными партнерами, создание совместных проектов.

Таким образом система органов регулирования туристской деятельности в Санкт-Петербурге сводится все к той же системе комитет – отделы комитета - региональные ассоциации по туризму. ГТИЦ здесь занимает отдельную нишу – это аналог «British Tourist Authority»[18]. Рзветвленая структура ГТИЦ в Санкт-Петербуге объясняется тем, что город посещают наибольшее количество иностранных и внутренних туристов, в этом Санкт-Петербург обгоняет даже Москву[19].

Отдельно стоит отметить Роль Санкт-Петербурга в становлении отрасли туризма и в частности в развитии органов регулирующих туристическую деятельность.

Наиболее массовой туристской организацией дореволюционной России был Русский туринг-клуб (основанный в 1895 году в Санкт-Петербурге). Причиной образования клуба явилось распространение в России в конце XIX века двухколёсных велосипедов, которые к тому времени превратились в удобный способ перемещения и часто использовались для далёких загородных прогулок[20].

Постепенно Русский туринг-клуб превратился в Российское общество туристов (РОТ). Основной целью общества стало содействие развитию туризма вообще и туризма велосипедного в частности. Общество имело свой устав из 35 статей. Основными задачами РОТа являлись проведение коллективных поездок своих членов, организация гостиниц в разных городах России для приёма туристов, издание журнала “Русский турист”, “Дорожник” и ежегодника, представлявших собой справочно-дорожные книжки для туристов.

Это была первая организация, преследовавшая сугубо туристские цели, приглашавшая посетить не только горы Кавказа и Крыма, но и различные районы России, и другие страны.

В 1927 г. в Ленинграде возобновило свою деятельность дореволюционное Российское общество туристов (РОТ), которое после конференции было переименовано в Общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ)[21]. Общество имело чёткую организованную структуру, в состав которой входили ячейки, созданные на промышленных предприятиях, филиалы общества.

При туристско-экскурсионной работе оно ориентировалось на пожелания трудящихся. Особое распространение получили лыжный и пешеходный туризм, самодеятельный туризм.

В 1936 году ОПТЭ было ликвидировано, а всё имущество передавалось в ТЭУ (Туристско-экскурсионное управление), на которое возлагалась вся деятельность в области туризма и экскурсий.

В апреле 1945 г. Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов (ВЦСПС) принял решение о возобновлении деятельности Туристско-экскурсионного управления. ТЭУ были созданы в Москве, Ленинграде, Крыму, Краснодаре и др. Перед ними стояла задача восстановления разрушенного войной туристского хозяйства страны, создания условий для широкого развития туризма.

Современный этап эволюции в Санкт-Петербурге[22] начался в 1992 году. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ, сформированный в 1992-1994 годах, имел региональное подразделение в Санкт-Петербурге.В 2006 году комитет по туризму Санкт-Петербурга был упразднен и его функции были переданы комитету по инвестициям и стратегическим проектам. Передачу функций администрация Санк-Петербурга объяснила принятием программы развития оного как туристического центра на 2005-2010 годы. В ней развитие туриндустрии в Санкт-Петербурге рассматривается как большой инвестиционный проект.

Рассмотрев историю развития органов регулирующих туристскую отрасль можно заключить, что Санкт-Петербург сыграл в ней основополагающую роль. На протяжении всей истории развития туризма в России, Санкт-Петербург был центром, в котором зарождалась основа органов регулирующих тузим, а так же туристский ассоциаций, что на данный момент является фундаментом системы органов управления туризмом в РФ.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: