В Санкт-Петербурге
Структура и функции органов управления туризмом
В Санкт-Петербурге
Современная политическая и социально-экономическая обстановка в России, даже несмотря на кризисные тенденции, характеризуется стабильностью, отсутствием ярко выраженных социальных конфликтов, что в свою очередь, создает благоприятные условия для развития внутреннего и въездного туризма.
Регулирование направлено как на объекты внутренней среды, так и на объекты внешней среды. Под внутренней средой следует понимать сферу туризма региона, которая связана с приемом туристов и оказанием туристических услуг местному населению, решившим совершить путешествие в другой регион страны или за рубеж. Объектами регулирования внутренней среды являются, в первую очередь, предприятия туриндустрии и объекты туристического интереса, инфраструктура дестинации (социальная, транспортная и инженерная), среда дестинации, муниципальные образования и органы местного самоуправления, образовательные учреждения, осуществляющие подготовку кадров для сферы туризма, общественные организации данной сферы и, наконец, население.[13]
Каждый из перечисленных объектов имеет свою особенную роль в туристской деятельности, но только все они в совокупности определяют уровень развития туризма в регионе и его привлекательность для туристов. Поэтому в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся в сфере туризма региона, следует определять приоритетные объекты и осуществлять их первоочередное регулирование в наиболее целесообразных формах и наиболее действенными методами.
|
|
Рис. 1. Структура механизма государственного регулирования туризма субъектов Федерации[14]
В Санкт-Петербурге органы управления туристкой деятельностью представлены комитетом по инвестициям и стратегическим проектам[15].
Современная структура органов управления туризмом в Санкт-Петербурге представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Структура органов управления туризмом в г. Санкт-Петербурге.
Функции региональных органов управления во многом повторяют функции федеральных органов, которые были описаны выше.
Особняком в органах управления туризмом стоит Городской Туристско-Информационный Центр (ГТИЦ), который был создан весной 2000 года как единая государственная бесплатная информационная служба по туризму, первая в России[16].
Главными задачами ГТИЦ являются создание комфортной информационной среды для гостей и жителей города и продвижение туристского продукта Санкт-Петербурга на международном и российском туристских рынках.
Структура ГТИЦ:
· отдел информационной поддержки;
|
|
· справочно-информационный отдел;
· научно-методический отдел;
· отдел выставочной деятельности;
· издательско-полиграфический отдел;
· отдел по связям со СМИ и общественностью;
· агентство городского маркетинга;
· отдел координации (АГМ);
· отдел поддержки туристского сектора (АГМ);
· отдел продвижения и маркетинга (АГМ);
· конвенционное бюро (АГМ)
Отдел информационной поддержки и справочно-информационный отдел отвечает за:
· бесплатное предоставление информации петербуржцам и гостям города об объектах туризма;
· подготовку общей информации базы центра;
· распространение бесплатной печатной продукции (карты, путеводители, брошюры, журналы, газеты, рекламные буклеты);
· наличие информации о культурных событиях в Санкт-Петербурге и о городских мероприятиях;
· помощь иностранным туристам в экстренных случаях;
· продажу сувенирной продукции.
Научно-методический отдел отвечает за:
· предоставление информации о порядке аккредитации и ее проведение;
· организацию и проведение семинаров и учебно-методических экскурсий "Мастер-класс" для экскурсоводов и гидов-переводчиков.
· организацию курсов подготовки экскурсоводов для ведения обзорной экскурсии по городу
Агентство Городского Маркетинга [17]
АГМ создано в рамках программы развития Санкт-Петербурга как туристского центра на 2005-2010 гг., как одна из приоритетных мер по созданию благоприятного имиджа города на международном рынке туризма.
Контакт-центр для туристов (Tourist Helpline) отвечает за:
· помощь в экстренных ситуациях;
· бронирование;
· организация персональных услуг;
· транспорт;
· предоставление любой информации о возможном досуге;
· предоставление информации о религиозных учреждениях
Отдел продвижения и маркетинга отвечает за:
· размещение рекламных материалов в сети информационных павильонов, на Интернет-портале, на российских и международных выставках;
· разработку рекламных концепций и материалов;
· представление возможностей города на выставках и других и других мероприятиях;
· работу со средствами массовой информации, как отечественными, так и с зарубежными
· маркетинговую деятельность;
· создание имиджевых рекламных материалов о новых городских проектах, событиях и официальных мероприятиях;
· мониторинг объектов конгрессной недвижимости в Санкт-Петербурге;
Отдел Координации отвечает за:
· разработку стратегии развития туризма в городе;
· определение приоритетных проектов;
· взаимодействие с федеральными органами, такими как Федеральное Агенство по туризму;
· взаимодействие с другими городами и регионами РФ и потенциальными партнерами, создание совместных проектов.
Таким образом система органов регулирования туристской деятельности в Санкт-Петербурге сводится все к той же системе комитет – отделы комитета - региональные ассоциации по туризму. ГТИЦ здесь занимает отдельную нишу – это аналог «British Tourist Authority»[18]. Рзветвленая структура ГТИЦ в Санкт-Петербуге объясняется тем, что город посещают наибольшее количество иностранных и внутренних туристов, в этом Санкт-Петербург обгоняет даже Москву[19].
Отдельно стоит отметить Роль Санкт-Петербурга в становлении отрасли туризма и в частности в развитии органов регулирующих туристическую деятельность.
Наиболее массовой туристской организацией дореволюционной России был Русский туринг-клуб (основанный в 1895 году в Санкт-Петербурге). Причиной образования клуба явилось распространение в России в конце XIX века двухколёсных велосипедов, которые к тому времени превратились в удобный способ перемещения и часто использовались для далёких загородных прогулок[20].
Постепенно Русский туринг-клуб превратился в Российское общество туристов (РОТ). Основной целью общества стало содействие развитию туризма вообще и туризма велосипедного в частности. Общество имело свой устав из 35 статей. Основными задачами РОТа являлись проведение коллективных поездок своих членов, организация гостиниц в разных городах России для приёма туристов, издание журнала “Русский турист”, “Дорожник” и ежегодника, представлявших собой справочно-дорожные книжки для туристов.
|
|
Это была первая организация, преследовавшая сугубо туристские цели, приглашавшая посетить не только горы Кавказа и Крыма, но и различные районы России, и другие страны.
В 1927 г. в Ленинграде возобновило свою деятельность дореволюционное Российское общество туристов (РОТ), которое после конференции было переименовано в Общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ)[21]. Общество имело чёткую организованную структуру, в состав которой входили ячейки, созданные на промышленных предприятиях, филиалы общества.
При туристско-экскурсионной работе оно ориентировалось на пожелания трудящихся. Особое распространение получили лыжный и пешеходный туризм, самодеятельный туризм.
В 1936 году ОПТЭ было ликвидировано, а всё имущество передавалось в ТЭУ (Туристско-экскурсионное управление), на которое возлагалась вся деятельность в области туризма и экскурсий.
В апреле 1945 г. Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов (ВЦСПС) принял решение о возобновлении деятельности Туристско-экскурсионного управления. ТЭУ были созданы в Москве, Ленинграде, Крыму, Краснодаре и др. Перед ними стояла задача восстановления разрушенного войной туристского хозяйства страны, создания условий для широкого развития туризма.
Современный этап эволюции в Санкт-Петербурге[22] начался в 1992 году. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ, сформированный в 1992-1994 годах, имел региональное подразделение в Санкт-Петербурге.В 2006 году комитет по туризму Санкт-Петербурга был упразднен и его функции были переданы комитету по инвестициям и стратегическим проектам. Передачу функций администрация Санк-Петербурга объяснила принятием программы развития оного как туристического центра на 2005-2010 годы. В ней развитие туриндустрии в Санкт-Петербурге рассматривается как большой инвестиционный проект.
|
|
Рассмотрев историю развития органов регулирующих туристскую отрасль можно заключить, что Санкт-Петербург сыграл в ней основополагающую роль. На протяжении всей истории развития туризма в России, Санкт-Петербург был центром, в котором зарождалась основа органов регулирующих тузим, а так же туристский ассоциаций, что на данный момент является фундаментом системы органов управления туризмом в РФ.