Основные тенденции развития мировой аквакультуры

3.1. Современное состояния и прогнозы развития

Общемировое производств рыбной продукции удвоилось за последние 25 лет и в 2005 достигло 141, 6 млн т. Такое увеличение объемов продукции в значительной степени отражает резкий рост продукции аквакультуры.

Прогнозы общемирового спроса на продукцию рыбного хозяйства указывают на дальнейший рост объемов продукции аквакультуры, что объясняется двумя важнейшими причинами: отсутствием реальных возможностей наращивания объемов вылова в Мировом океане и дальнейшим ростом населения в мире.

По прогнозам экспертов, спрос на пищевую рыбу будет определяться на 60% повышением благосостояния и фактором развития, на 40% — ростом населения.

3.2. Возможные ограничения роста производства рыбной продукции

Несмотря на обнадеживающие результаты, остаются причины технологического и организационного характера, которые могут лимитировать ожидающийся рост увеличения объемов аквакультуры в мире.

К технологическим ограничениям относятся:

болезни культивируемых объектов, наиболее серьезно влияющие на производство и торговлю продукцией аквакультуры. Несмотря на то, что большинство бактериальных и вирусных инфекций не представляет прямой угрозы здоровью человека, они отрицательно влияют на продуктивность водоемов, реализуемость товара и общественное мнение. Распространению болезней способствует перенос патогенного начала из-за расширяющейся торговли живыми гидробионтами и продукцией из них;

усиливающаяся конкуренция с животноводством и птицеводством в использовании комбикормов, рецептура и технологии изготовления которых для гидробионтов значительно сложнее и дороже, что соответственно приведет к удорожанию продукции аквакультуры, а также экологические проблемы, связанные с качеством среды выращивания гидробионтов, большая часть которых сосредоточена в прибрежных водах и пресноводных водоемах, чаще подверженных антропогенному загрязнению.

Кроме того, все более жесткое следование общемировым стандартам и правилам производства и реализации пищевой продукции, в том числе и аквакультуры, с одной стороны, снижает потенциальную опасность аквакультуры, улучшает качество продукта и способствует повышению доверия потребителя, а с другой — значительно усложняет технологические процессы и ограничивает объемы реализации, особенно на мировых рынках.

3.3. Стратегии аквакультуры и управление

Аквакультура в мире продолжает расширяться, становится более разнообразной, интенсивной и технологически продвинутой. С точки зрения роста она по-прежнему занимает доминирующие позиции среди секторов животноводства. В настоящее время аквакультура рассматривается не только как деятельность, удовлетворяющая нужды производителей продуктов питания, но и как одно из средств экономического роста и достижения разнообразных социальных и экологических целей. Осознание необходимости ускоренного развития аквакультуры ведет к принятию соответствующих законов и стратегий, регулирующих ее деятельность.

На национальном уровне в большинстве стран с развитой аквакультурой политика функционирования этого сектора строится на принципах стимулирования развития. Во многих странах правительства рассматривают аквакультуру как приоритетное направление их экономических планов, определяя цели и задачи и разрабатывая руководящие стратегии для их реализации, способствуют рациональному получению кредитов, дающих финансовый стимул и предотвращающих организационную скованность. На микроуровне или на уровне хозяйств правительства проводят «стартовую» политику, заключающуюся в финансировании исследований, обеспечении хозяйств посадочным материалом и консультационными услугами на льготных условиях и в некоторых случаях предоставлении ссуд (займов). Поддержка аквакультуры во многих странах осуществляется также посредством стимулирования рынка, развития новых видов ценной продукции и регулирования безопасности пищевых продуктов из гидробионтов. Помимо контроля за использованием лечебных препаратов и кормов, особое внимание уделяется переработке и упаковке продукции аквакультуры для предотвращения заболеваний и обеспечения безопасности потребителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: