Содержание.
Сущность, принципы, функции, процесс стратегического менеджмента.
Процессуальные теории мотивации.
Проведение управленческого обследования предприятия по функциональным задачам: маркетинг, финансы, бухучет, производство, персонал.
Список использованной литературы.
2
Сущность, принципы, функции, процесс стратегического
Менеджмента
Менеджмент заключается в определении:
- "где мы находимся?",
- цели нашей деятельности ("куда мы идем?"),
- возможных путей ее достижения ("как идти?"),
- критериев выбора оптимального пути,
- конечного результата ("куда пришли?"),
- разницы целей и результатов для использования этой информации в дальнейших циклах управления.
Стратегический менеджмент распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Можно сказать, что формулировка стратегии (образа действий) и ее четкий инструментарий являются ядром управления и наиболее верным признаком хорошего менеджмента компании.
|
|
Содержанием стратегического менеджмента являются:
- определение назначения и главных целей бизнеса фирмы,
- анализ внешней среды фирмы,
- анализ ее внутренней обстановки,
- выбор и разработка стратегии на уровне СЗХ, фирмы,
- анализ портфеля диверсифицированной фирмы,
- проектирование ее организационной структуры,
- выбор степени интеграции и систем управления,
- управление комплексом " стратегия - структура - контроль",
- определение нормативов поведения и политик фирмы в отдельных сферах ее деятельности,
- обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании,
- совершенствование стратегии, структуры, управления.
Все это отражено на рис. 1.
3
Рис.1. Содержание стратегического менеджмента
Для того, чтобы конкурировать в сложной и быстроизменяющейся сегодняшней обстановке, фирма должна определиться с теми, кто управляет разработкой стратегии - стратегическими менеджерами. Их задача - обеспечение деятельности всей организации по определенному направлению (часто их называют комплексными менеджерами). Они отличаются от функциональных менеджеров, которые обеспечивают реализацию отдельных функций бизнеса (кадры, снабжение, производство, продажа, обслуживание клиентов, учет) и занимают уникальное положение в компании, управляя всей организацией в стратегическом смысле.
По мнению Э. Враппа (университет Чикаго) наиболее удачливые стратегические менеджеры должны обладать следующими качествами:
- быть хорошо информированы,
- уметь управлять своими временем и энергией,
- быть хорошими политиками (создателями консенсуса),
|
|
- они не должны быть, как эксперты, "зациклены",
- способностью продвигать программу в частных направлениях.
Хорошая информированность предусматривает возможность принятия широкого диапазона управленческих решений на разных уровнях управления. Менеджеры должны создать сеть источников информации в различных частях организации, что даст им возможность оставаться в пределах оперативных реальностей.
4
Они должны уметь распределять свое время и энергию среди различных дел, решений или проблем. Они должны знать, когда надо делегировать ответственность, а когда надо включаться в частное решение.
Хороший политик должен обладать искусством достижения консенсуса на основе своих идей, а не давить своим авторитетом для их продвижения. Он должен действовать как член или лидер коалиции, а не как диктатор.
Изменяющийся мир требует от стратегического менеджера определенной гибкости. Он должен быть готовым к маневру и адаптации к складывающейся обстановке. Это не означает, что фирма должна действовать без определенных целей, но надо быть готовым к их корректировке.
Основными этапами стратегического управления являются:
1. Определение сферы бизнеса и разработка назначения фирмы.
2. Трансформация назначения фирмы в частные долговременные и краткосрочные цели деятельности.
3. Определение стратегии достижения целей деятельности.
4. Разработка и реализация стратегии.
5. Оценка деятельности, слежение за ситуацией и введение корректирующих воздействий.
Взаимосвязь этих этапов показана на рис.2.
Рис.2. Процесс стратегического менеджмента
Стратегия не может разрабатываться только на верхнем уровне руководства. Практически целесообразно выделить четыре уровня ее разработки:
- уровень корпорации,
- уровень СЗХ (отделений),
- функциональный уровень,
- менеджеры низшего уровня (полевые командиры).
5
Иерархия разработки стратегии в фирме иллюстрирована табл.1.
Таблица 1
Основные уровни разработки стратегии фирмы
Уровень | Ответственные за | Содержание разработки | |||||
разработку (принятие |
| ||||||
решения) |
| ||||||
Корпоративная | Исполнительный | Создание и управление | |||||
стратегия | директор, ключевые | портфелем СЗХ. | |||||
вице - директоры | Обеспечение синергизма | ||||||
(решение принимается, | СЗХ как конкурентного | ||||||
пересматривается | преимущества | ||||||
советом директоров) | Определение | ||||||
| инвестиционных приоритетов и | ||||||
| управление ресурсами в | ||||||
| наиболее привлекательных СЗХ | ||||||
| Пересмотр, ревизия, унификация | ||||||
| основных стратегических | ||||||
| подходов шефов СЗХ. | ||||||
Стратегия СЗХ Главный менеджер,шеф | Определение действий и | ||||||
СЗХ (решения | подходов для успешной | ||||||
принимаются, | конкуренции и в интересах | ||||||
пересматриваются | получения конкурентных | ||||||
руководством фирмы) | преимуществ. | ||||||
| Формирование реакции на | ||||||
| изменение внешних условий. | ||||||
| Унификация стратегических | ||||||
| инициатив ключевых | ||||||
| функциональных служб. | ||||||
| Действия по решению | ||||||
| специфических проблем | ||||||
Функциональная | Функциональные | Создание функциональных | |||||
стратегия | менеджеры (решения | подходов поддержки стратегии | |||||
обычно принимаются, | бизнеса и достижения | ||||||
пересматриваются | функциональных целей и | ||||||
совместно с | функциональных стратегий в | ||||||
руководством СЗХ) | НИОКР, производстве, марке- | ||||||
| тинге, финансах, кадрах. | ||||||
| Пересмотр, ревизия, | ||||||
| унификация основных подходов | ||||||
| менеджеров более низкого | ||||||
| уровня | ||||||
| 6 | ||||||
Оперативная Шефы полевых единиц, | Разработка более узких и | ||||||
стратегия | менеджеры более | специфических подходов и | |||||
| низкого уровня, в том | действий в поддержку | |||||
| числе функциональные | функциональных и СЗХ | |||||
| (решения, принимаются, | стратегий и в интересах | |||||
| пересматриваются | достижения целей полевых | |||||
| начальниками | единиц и функциональных | |||||
| функциональных | отделов | |||||
| отделов) | ||||||
Процедуры стратегического менеджмента приложимы к широкому диапазону организаций, от больших с многими СЗХ до малых индивидуальных, от производственных до предприятий сервиса и от О ищущих прибыли до неприбыльных (например бюджетных).
Стратегия организаций есть выход рационального процесса планирования.
Главные компоненты процесса стратегического менеджмента включают определение назначения, главных целей организации, анализ внешней и внутренней среды организации, выбор стратегии на уровне СЗХ и корпорации в соответствии с ее сильными и слабыми сторонами и внешними опасностями и благоприятными возможностями, приспособление организационных систем управления к выбранной организацией стратегии.
Стратегический менеджер - личность, которая накладывает отпечаток на всю деятельность организации, на ее главные самостоятельные подразделения. Его забота состоит в сохранении "здоровья" всей организации при движении в определенном направлении.
Стратегический менеджер должен быть хорошо информирован,
искусен в управлении собственным временем и энергией, а также быть хорошим политиком, гибким экспертом, способным упорно продвигать шаг за шагом программу в принятом направлении.
Стратегический менеджмент пронизывает всю компанию. Можно выделить его следующие уровни: корпорация, СЗХ, функциональные службы и низший уровень менеджмента.
|
|
Стратегический менеджмент включает коммуникации между уровнями управления в целях обеспечения реальности и содержательности стратегии.
Стратегическое планирование терпит крах, если исполнители не планируют из-за неопределенности задач, а высшие плановые органы теряют чувство оперативной реальности.
7